Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:47, курс лекций
Коллектив организации среди основных объектов управления занимает центральное место, представляя собой высшую форму организованной группы людей, объединённых по какому-либо принципу (общности территории, профессии, участия в выпуске продукции, оказании услуги, социальных условий и др.) общими целями для совместных действий и являясь её социальным объектом управления. Члены коллектива являются персоналом организации.
ТЕМА 1. СИСТЕМА НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
1.1. Коллектив как социальный объект управления.
1.2. Требования к современному руководителю
1.3. Инновационное развитие руководителя.
1.4. Качества эффективного руководителя.
1.5. Профессиональная подготовка менеджера.
1.6. Причины поражений руководителей-менеджеров на конкурсах:
1.7. Сущность и содержание научной организации управленческого труда.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Содержание труда руководителя.
2.2. Организация и самоорганизация деятельности руководителя.
2.3. Нормирование управленческого труда.
ТЕМА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА
3.1. Эффективность труда менеджера.
3.2. Факторы, снижающие эффективность работы руководителя и зависящие от него самого.
3.3. Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от его подчинен-ного
3.4. Причины дефицита времени руководителя. Дела, отнимающие время.
3.5. Кривая работоспособности и ее применение в управлении руководителем.
ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
4.1. Индивидуальный план руководителя.
4.2. Долгосрочные и среднесрочные планы.
4.3. Краткосрочные и оперативные (ежедневные) планы
4.4. Преимущества планирования рабочего времени руководителя.
4.5. Матрица классификации дел.
ТЕМА 5. МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
5.1. Совершенствование процесса делегирования.
5.2. Эффективное делегирование.
5.3. Выделение приоритетов в управленческой деятельности.
5.4. Преимущества расстановки приоритетов в деятельности руководителя.
5.5. Оптимизация процесса постановки собственных мотивирующих целей и целей подчи-ненных.
5.6. Этапы постановки целей.
5.7. Совершенствование процесса планирования и организации рабочего времени
5.8. Правила планирования и организации рабочего времени на день
5.9. Методы выполнения планов.
5.10. Сущность системы корпоративного тайм - менеджмента
5.11. Назначение и цели системы КТМ.
5.12. Принципы построения системы корпоративного тайм - менеджмента
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
6.1. Принципы контроля рабочего времени.
6.2. Метод хронометража.
6.3. Анализ видов деятельности и расхода времени.
6.4 Внедрение эффективной системы контроля
ТЕМА 7. ЛИЧНАЯ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ
7.1. Методы изучения подчинённых.
7.2. Работа с документацией.
7.3 Проведение совещаний
7.4 Деловые переговоры.
7.5 Создание благоприятного режима и условий труда.
7.6 Культура труда руководителя
7.7. Методы оценки эффективности управленческого труда.
7.8. Технология оценки качеств руководителя.
7.9. Аттестация управленческих кадров.
В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации.
Изобретательство во все времена было двигателем прогресса и всегда было связано с риском, поэтому не всегда новшество заканчивается победой.
Отдельная личность может справиться с творческой работой над ограниченной задачей, но когда проблема становиться больше и сложнее необходимо создание творческих коллективов. Поощряя творчество своих сотрудников руководитель должен стремиться создать изобретательную и сбалансированную группу, в которой будут представлены всевозможные таланты. Это позволит добиться выдающихся результатов, т.к. члены группы в наибольшей степени будут готовы посвятить себя, обеспечить свою поддержку именно тем решениям, которые они сами предложили и приняли.
Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста – инновационный.
Специалист по инновациям (далее инновационный менеджер) – это специалист, соответствующий следующим требованиям:
он должен уметь выполнять нерутинные задачи, так как среда его деятельности не является традиционной, особенно в динамически растущих отраслях (скорость, комплексность, масштабность и увеличивающееся количество изменений; усиление конкуренции; сокращение длительности жизненного цикла спроса, товара, технологии; изменение ценностей у потребителей и работников; интернационализация рынков; повышение роли информации, информационных технологий и средств телекоммуникаций);
он должен быть способным к изобретательству и к инициативе;
он не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер: его деятельность направлена на передачу знаний, обучение подчинённых, реализацию управленческих решений, формирование механизмов стимулирования и т.д.;
он должен выступать как бы катализатором совместной деятельности, быть способен формировать, развивать и направлять деятельность эффективных рабочих групп и самоуправляющихся команд;
он должен вести к поиску новых целей, приводить в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями;
он достигает целей путем развития внутренних противоречий, преодоления сопротивления сотрудников и умения эффективного решения проблем организации;
он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений;
его стратегия – в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому социально – техническому развитию рыночной экономики, ориентации на рынок и потребности клиентов;
его тактика – быстрая адаптация к изменяющимся условиям, смена находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующей системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации;
он должен уметь управлять собой: знать и применять способы и методы научной организации труда своего и подчинённых, поддержания собственного физического здоровья, управления конфликтами и стрессами, стремиться к личностному росу и развитию.
различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер – предприниматель, и организация для него – все.
Важнейшей составной частью профессионального развития кадров и вместе с тем формой его проявления на уровне кадровой стратегии современного предприятия следует считать инновационное развитие персонала (ИРП). Последнее понимается как непрерывный процесс приспособления, адаптации существующего кадрового потенциала предприятия к новым условиям функционирования производства, к его новым задачам - текущим и перспективным.
ИРП предполагает решение следующих задач: приобретение работниками новых знаний, умений и навыков в сфере своей непосредственной профессиональной деятельности или будущей, связанной с перспективами служебного роста работников; активизацию деятельности работников по использованию новшеств в различных сферах, способствующих повышению общей эффективности; повышение творческой активности работников в области создания новшеств. ИРП по своей сути выступает формой "мягкой" реструктуризации производственных систем и связано с современным этапом развития систем управления нововведениями на производстве.
ИРП тесно связано с концепцией обучающего предпринимательства, используемого на ряде фирм стран с развитой экономикой, которое ориентировано на внутрифирменное управление инновационной деятельностью и рассматривается прежде всего как постоянный процесс приспособления персонала и организации к внешней среде. Оно вместе с тем предполагает различные формы обучения персонала, которые отличаются от традиционного образования и основаны на преодолении психологических барьеров и стереотипов при внедрении инноваций.
ИРП, как и профессиональное развитие персонала в целом, основывается на стратегии предприятия, перспективах его развития. Соответственно можно выделить следующие основные и взаимосвязанные функции (или принципы) инновационного развития кадров предприятия:
1.4. Качества эффективного руководителя.
Эффективный руководитель, как нам представляется, должен обладать следующими качествами:
1.5. Профессиональная подготовка менеджера.
Один из наиболее любопытных аспектов индивидуального развития состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Ни один человек не может претендовать на заключительный акт "посвящения" в полностью развитые и зрелые личности. Саморазвитие - скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, оценивать свой опыт.
Сдерживающими факторами здесь часто становятся:
влияние семьи, в рамках
которой формируется
собственная инерция или капитуляция перед успехом;
разочарования, связанные с неудачами;
недостаток поддержки и враждебность окружающих;
недостаток ресурсов.
Знание современных управленческих теорий. Понимание современных теории и практики менеджмента необходимо всем руководителям. Особенно важно это в ситуациях, когда в силу неэффективности организации менеджеру приходится создавать более совершенные подходы к управлению. При этом каждая теория должна быть оценена в отношении ее соответствия конкретной организации и конкретному времени. Хотя управление должно оставаться открытым к современным идеям, но неразборчивое экспериментирование потенциально гибельно.
Умение решать проблемы, которое складывается из умений использовать информацию, эффективно планировать собственную деятельность, устанавливать четкие критерии определения успеха и неудачи, применять известные научные методики решения проблем.
Способность руководить. Прежде всего, руководитель должен справляться с массой разных воздействий на него и подходить к этому творчески. Несмотря на трудности, менеджер должен:
осуществлять выбор, не имея ясных указаний, как это делать,
привлекать и использовать ресурсы,
разрабатывать механизмы координации усилий,
планировать и инициировать перемены,
развивать устойчивость и способность не терять эффективность в течение длительного времени.
Умение обучать подчиненных. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания".
В обязанности руководителя
входит создание благоприятных условий
для личного роста сотрудников,
Приобретение опыта в высказывании и выслушивании мнений заметно повышает ценность руководителя как личности, как профессионального работника и как друга.
Способность
формировать и развивать
команда потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из ее членов в отдельности,
решение проблемы сообща уменьшает стрессовые ситуации, что позволяет вырабатывать больше идей и увеличивает инновационную способность,
группа оказывает на своих членов конформистское давление, что позволяет избежать трений в коллективе и улучшить взаимопонимание членов группы.
Менеджер должен придерживаться следующих правил работы командой:
ясно и четко разъяснять цели деятельности фирмы,
не допускать непонятных сотрудникам тактических шагов,
выделить для себя ведущие, базовые интересы подчиненных,
высказывать похвалу открыто, а критику - с глазу на глаз.
Менеджер, формируя группу, стремиться добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые позволяют успешно справиться с работой, т.к. команда - это больше ,чем сумма индивидуальных дарований, а сбалансированный состав членов, которые могут работать вместе.
Как показывает изучение кадровых проблем предприятий в республике и за рубежом, центральное место занимают вопросы профессионального развития руководящего состава предприятий, прежде всего первых лиц, а также резерва руководящих кадров, который в соответствии с нормативными документами, действующими в Республике Беларусь, должен формироваться на всех предприятиях и организациях государственной формы собственности, а также в системе государственных органов. Так, в качестве основных форм подготовки резерва руководящих кадров к планируемой к замещению должности, их профессионально-должностного развития могут быть рекомендованы:
- обучение резерва;
- самообразование;
- участие в разработке
- привлечение к организации и участию в работе различных совещаний, семинаров, советов, к выступлениям с докладами;
- подготовка аналитических
- стажировка на должностях, аналогичных планируемой к замещению, в том числе на других предприятиях;
- временное замещение
- привлечение лиц, состоящих в резерве, к преподавательской работе в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
- изучение личностных
качеств работника и
1.6. Причины поражений руководителей-менеджеров на конкурсах:
недостаточная управленческая квалификация - 24.4 %,
недостаточный информационный уровень - 19.3 %,
недостаточные знания менеджера