Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Организация труда - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования рабочей силы в процессе производства, способствующих достижению наивысшей результативности трудовой деятельности, развитию производства интенсивным путем.
Суть организации труда, заключающаяся в установлении определенного порядка построения и осуществления трудового процесса, раскрывается через ее элементы.
Создавая участки работы, службы и подразделения, руководство организации во многом исходит из практического использования тех отношений по работе, которые удалось получить в ходе ее проектирования. Функциональная общность работ позволяет объединить их в рамках одной группы работников, а внутри группы расположить работы по уровням иерархии в зависимости от личностных качеств и делегируемых прав. Общность интересов по «горизонтали» и по «вертикали» позволяет участникам процесса работы установить удовлетворяющие их социальные отношения.
Таким
образом, методы анализа работы позволяют
руководителя спроектировать работу под
решаемые задачи и ожидаемый результат.
Однако прежде чем перейти к вопросу взаимосвязи
между работой результатом, рассмотрим
проблему восприятия личностью содержания
работы.
В данном контексте под технологией в широком смысле слова понимаются действия, знания, методы и физические предметы (техника), используемые в работе для получения результата (продукции или услуг). Отношение между технологией и проектированием работы носит многосторонний характер. Так, данное отношение может быть рассмотрено с точки зрения знания работником того, когда и где работа должна выполняться и как ее выполнять, а также с точки зрения взаимозависимости работ.
Информирование работника о том, когда и где должна выполняться работа, определяет степень свободы в принятии им решения о начале и месте работы. Так, сборщик на конвейере обладает очень малой степенью такой свободы в силу того, что он должен начать работу с пуском конвейера, который и является его рабочим местом.
Информирование работника о том, как должна выполняться работа, определяет степень свободы в выборе им средств (предметов и методов), с помощью которых должен быть получен желаемый результат. Так, дизайнер в конструкторском бюро, видимо, обладает высокой степенью такой свободы по причине того, что он создает новое, неизвестное. В такой ситуации обычно требуются опыт, рассудительность интуиция и способность решать проблемы.
Складывающаяся взаимозависимость появляется тогда, когда от отдельного работника не требуется взаимодействия с другими работниками для выполнения работы в целом. Типичным примером этого типа взаимозависимости является работа группы сотрудников по рассылке информационных писем клиентам.
Последовательная взаимозависимость предполагает, что, прежде чем один работник приступит к работе, другой должен выполнить ряд операций, позволяющих сделать это. В этом случае то, что является для одного началом в работе, для другого — это окончание работы. В условиях массового и высокоспециализированного производства такая последовательная взаимозависимость может превратиться в длинную цепочку. Ярким примером этого является производство автомобилей.
Связанная взаимозависимость представляет собой ситуацию, когда конец работы одного становится началом работы другого, и наоборот. Например, так взаимодействуют хирург с ассистентами во время операции, вратарь с игроком в футбольной команде, группы разных уровней в принятии решения и т.п. Данный тип взаимозависимости обычно требует четкости и преемственности в работе.
Групповая взаимозависимость строится на одновременном уча всех сторон в данном действии и как бы включает все предыдущие; взаимозависимости вместе. Групповой подход используется при в кой неопределенности в работе и требует от участников большой степени сотрудничества и взаимодействия, эффективной коммуникации и умения принимать групповые решения.
В ходе проектирования новой работы или перепроектирования существующей руководители нередко предпринимают изменения отношении четырех рассмотренных характеристик технологии. Так пример, углубление складывающейся взаимозависимости в работ дет к уменьшению взаимодействия между ее участниками, а в свою очередь, ослабляет последовательность в рабочих операциях.
Компьютеры
внесли радикальные изменения в
работу, в ее природу и процессы. Одним
из примеров такого воздействия является
проявление мощных персональных компьютеров,
коренным образом повлиявших на многие
виды профессиональной и управление деятельности.
Их широкое внедрение позволило повысить
степень автономности участков работы,
расширило складывающуюся взаимозависимость
в работе.
Данная модель включает определение таких элементов проектируемой работы, как предполагаемые для выполнения операции пользуемые методы, время и место работы; показатели выполнения работы и взаимоотношение между человеком и машиной. В рамках рассматриваемой модели эти элементы определяются на основе тейлоровской системы изучения движений и времени. Определяются время на рабочую операцию и требуемые для ее выполнения действия.
В
основу построения работы, таким образом,
кладутся специализация и эффективность
выполнения работы. Высокий уровень специализации
дает возможность работнику быстро освоить
операцию, приводит к короткому рабочему
циклу, создавая базу для его автоматизации.
В этом случае требуется низкоквалифицированная
рабочая сила с невысоким уровнем оплаты,
упрощается найм персонала, сокращается
потребность в наблюдении за действиями
работника. Сегодня многие специалисты
считают, что такая модель способствует
созданию работ, непривлекательных для
работника и утомляющих его. Однако и по
сей день эта модель широко используется
в практике при создании новых предприятий.
Эта модель привлекает руководителей
своей простотой, универсальностью, дешевизной
и легкой измеряемостью результатов работы.
Но главное в данной модели — это возможность
широкого внедрения механизации и автоматизации
в работу вплоть до полной замены человека
машиной-роботом.
Данная модель проектирования работы исходит из того, что расширяется количество операций или задач, выполняемых работником.
Например, на сборке автомобиля рабочему поручают устанавливать не только рессоры, но и амортизаторы. Работнику в автомастерской поручают не только менять масло, но и делать необходимый для системы смазки ремонт. Целью модели расширения масштаба работы является разнообразие и повышение привлекательности работы путем добавления рабочих функций. В проектировании работы модель исходит из ее деспециализации, позволяющей установить положительную взаимосвязь между расширением масштаба работы и удовлетворенностью работой. Расширение масштаба может приводить и к другим положительным последствиям выполнения работы, таким как сокращение утомляемости, увеличение периода обучения выполнению работы и т.д.
Несмотря на положительный эффект, который обеспечивает использование данной модели, встречаются случаи сопротивления этому подходу со стороны работников. Происходит это тогда, когда работник рассматривает расширение своих рабочих функций как простое прибавление к уже имеющимся у него дополнительным рутинным и утомительным задачам. Встречаются недовольные тем, что снижается автоматизм, простота в работе. Некоторые расширение масштаба работы рассматривают как покушение на их «свободное» время, которое они предпочитают использовать для установления дружеских отношений с коллегами. Поэтому внедрение этой модели требует большого внимания и усилий руководства по предотвращению возможной негативной реакции со стороны работников.
Современная
практика использования данной модели
в проектировании работы рекомендует
учитывать следующее. Важно обращать больше
внимания на скорость работы индивида,
чем скорость машины. Необходимо соблюдать
баланс «польза — потери» в деспециализации
работы. Обучение работника новым функциям,
навыкам и умениям повышает привлекательность
этой модели.
Ротация
как модель проектирования работы заключается
в перемещении работника с одной работы
на другую и соответственно предоставлении
ему возможности выполнять более разнообразные
функции. В этом смысле ротация работы
очень тесно связана с рассмотренной моделью
расширения масштаба работы, так как она
основана на добавлении разнообразных
задач в целях повышения интереса к работе.
В случае, когда все работы в организации
неинтересны, их ротация может мало чему
помочь. Так, например, переместив рабочего
на конвейере с завинчивания болтов на
бампере на завинчивание болтов на колесах,
руководитель вряд ли добьется заметного
эффекта. Обычно ротация работы приносит
успех, если она выступает частью более
крупного перепроектирования работы в
рамках таких моделей, как обогащение
работы и социотехническая система, имеющих
дело с качественными параметрами работы
(сложность и отношения). Ротация работы
также дает эффект как метод обучения
и подготовки персонала, особенно находящегося
на управленческих должностях.
Научное обоснование количества и квалификации труда, необходимого для эффективной работы аппарата управления, является одной из важнейших задач теории управления. Предприятиям и организациям с 1985 г. не планируются директивные показатели "лимит численности рабочих и служащих" и нормативы численности работников на 1 тыс. руб. продукции. Это было правильное решение правительства. Вспоминаю, как один директор завода с облегчением сказал: "Ну теперь вздохнем спокойно от ревизоров. "Подснежников" в штат введу, структуру изменю, а имея фонд зарплаты в своих руках, подберу квалифицированных специалистов". Практика показала, что радовался он напрасно.
Проблема нормирования управленческого труда не может быть решена в одночасье путем введения или отмены пусть далее важного показателя. Без нормативов ее не решить. Где же возникает потребность нормирования управленческого труда на предприятии?
Во-первых, для расчета рациональной численности руководителей, специалистов и служащих на год и обоснования штатного расписания предприятия. Теперь оно не утверждается сверху, не контролируется налоговой инспекцией, но потребность в кадрах управления на перспективу надо знать. Здесь не следует экономить, т.к. "скупой платит дважды" - как за избыточную, так и за недостаточную численность.
Во-вторых,
для обоснования
В-третьих,
при расчете загрузки управленческого
персонала и рационального
В сфере управления и производства имеются огромные резервы эффективности из-за отсутствия научно обоснованных нормативов трудоемкости, численности и обслуживания они достигают 40% от общего фонда рабочего времени.
Многолетние исследования на 42 строительных предприятиях России показали, что фактическая загрузка структурных подразделений составляет от 60 до 180 % от наличия трудовых ресурсов. Потери рабочего времени управленческого персонала составляют 25% и являются следствием отсутствия нормирования труда и нечеткого распределения функциональных обязанностей между подразделениями в течение года.
Эти данные подтверждаются серьезными исследованиями НИИ труда Госкомтруда СССР, выполненными одним из самых точных методов — фотографией рабочего дня. Прямые потери рабочего времени бухгалтеров составляют от 3 до 9% причем надо иметь в виду, что это одна из профессий в сфере управления, имеющая четко регламентируемые задания и "привязанная" к рабочему месту.
По данным исследования воронежского ученого А. А. Якубовича, общие потери рабочего времени инженерно-технических работников составляют 15 – 17 % .
Непроизводительные затраты и потери рабочего времени среди инженерного персонала промышленных предприятий Санкт-Петербурга, по данным И. С. Мангутова, составляют от 19 до 23% от общего фонда рабочего времени. Как следствие - рост продолжительности рабочего дня руководителей приятий и их подразделений. По данным И. С. Мангутова, средняя продолжительность рабочего дня на обследованных им предприятиях Новосибирска и Петербурга составила у руководителей предприятий 10-11 ч., а у начальников цехов и их заместителей - более 9 ч.