Организация труда персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Организация труда - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования рабочей силы в процессе производства, способствующих достижению наивысшей результативности трудовой деятельности, развитию производства интенсивным путем.
Суть организации труда, заключающаяся в установлении определенного порядка построения и осуществления трудового процесса, раскрывается через ее элементы.

Работа содержит 1 файл

организация труда персонала (курсовик).doc

— 634.00 Кб (Скачать)

  •  анкетирование;

  • анализ методом критических событий;
  • заполнение дневника;
  • опрос экспертов.

Описание рабочего места позволяет определить:

•  как лучше осуществить пространственное проектирование (расположить 
и организовать рабочее место), чтобы увеличить производительность труда 
работника;

  • какое новое оборудование и технологии требуется внедрить;

      какие негативные факторы производственной  и социальной среды, влияющие на людей, необходимо устранить;

    • каковы должны быть условия труда, как обеспечить физическую и психологическую безопасность и комфортность работника;

  • каков оптимальный режим труда и отдыха;

    • сколько времени реально необходимо для выполнения основных операций; какие из них можно сгруппировать;

  • какова ценность (значимость) рабочего места (облегчает определение заработной платы и льгот).

 2. Спецификация, которая отражает совокупность требований к работнику на данном месте, в частности физических, профессиональных и личностных характеристик.

 Спецификация  позволяет:

  •   повысить эффективность поиска  и оценки претендентов;

  • обеспечить их необходимой информацией;
  • улучшить планирование карьеры;
  • совершенствовать аттестацию персонала;
  • формулировать критерии, необходимые для занятия должности;
  • создать обоснованную систему стимулирования;
  • конкретизировать цели и формы обучения и развития персонала.

 3. Паспорт (типовой проект) рабочего места, в котором содержится нормативная информация о нем или указываются источники соответствующих нормативов. 
Составляется на основе ОРМ и спецификации применительно к работам, выполняемым в границах данного места (в том числе при необходимости — индивидуально для каждой) и регулярно пересматривается.

 Единая  форма паспорта отсутствует, поэтому  приводится лишь ее возможный вариант.

  1. Назначение и общие характеристики рабочего места.
  2. Планировка, оборудование, технические средства.
  3. Функциональные обязанности (основные элементы работы, виды операций).
  4. Методы и приемы их выполнения.
  5. Условия труда.
  6. Мебель, технические средства.
  7. Охрана труда и техника безопасности.
  8. Организационное обслуживание.
  9. Загрузка персонала, примерное распределение рабочего времени.
  10. Требования к исполнителям; порядок их аттестации,
  11. Регламентирующие документы.

 2.3. Организация рабочего места.

 

  Важность  правильной организации рабочего места  сотрудника объясняется тем, что  на нем человек проводит треть  своей сознательной жизни. Поэтому стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, т.к. все это влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье. Дадим опорные определения. Процесс труда всегда представляет собой совокупность определенных действий работника на рабочем месте. Производительность труда прямо пропорционально зависит от организации рабочих мест.

 Рабочее место - пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции.

  Организация рабочего места - совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

 Рабочая зона - часть пространства рабочего места, ограниченная крайними точками досягаемости рук и ног работающего со сдвигом на один - два шага от условного центра рабочего места.

 Планировка  рабочих мест - схемы размещения сотрудников, мебели и технических средств в помещении.

 Классификация рабочих мест в зависимости от ряда факторов показана в табл. 2.1. (классификация рабочих мест)

  Цель  рационального размещения персонала  состоит в том. Чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Выделяют следующие основные системы планировки помещений.

  1. Кабинетная, при которой структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). 
    Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а недостатком – увеличение затрат на отопление и освещение и удлинение маршрутов документопотоков.
  2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на 1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток – невозможность создания интимной творческой обстановки, особенно для ученых и руководителей, и избыточный шум в зале.
  3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5 – 2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и дисциплиной труда. Эта система широко применяется в крупных западных компаниях.

При распределении  помещений рекомендуем соблюдать  следующие правила.

    В первую очередь размещать крупные  структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения.

   Смежные отделы и службы размещать рядом  друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.

    Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.

   Складские, множительные и транспортные подразделения  должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.

   Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.

  Планировка  рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на 1 сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:

   общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяется по рабочим чертежам здания;

    число сотрудников  определяется штатным расписанием  предприятия;

 нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах.

  При планировке целесообразно сразу  определить, кто из руководителей  предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину.

  Типовые схемы размещения рабочих мест в  различных комнатах показаны на рис. 2.1. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.1.

     

     Признаки                           Характеристики

Классификации

 

 

Рис 2.1.

 

                 неправильно             правильно 

А) Размещение рабочих  мест в прямоугольном помещении

Окна

 

 
 

                    неправильно               правильно 
 

Б) Размещение рабочих  мест в квадратном помещении 

    2.4.  Рациональные условия труда.

 

  Производительный  труд в сфере управления может  быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата. Основные правила следующие.

    1. "Современная мебель  - дороже денег". Современная эстетически красивая и экологически чистая мебель создаст комфортные условия труда и представление о благополучии фирмы. Лучше всего оборудовать офис недорогой итальянской или немецкой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком. Не жалейте денег и оборудуйте все помещения офисной мебелью, в крайнем случае те подразделения, где сотрудники работают с клиентами предприятия. Гнетущее впечатление оставляет посещение кабинетов директоров с исцарапанными старыми столами, протертыми до дыр креслами, дешевыми занавесками и пепельницами, наполненными окурками сигарет.

  1. "Стол и стул комфорт создают".  Максимального комфорта и 

минимального  утомления можно достичь в  том случае, когда правильно подобраны по размеру стол и стул для сотрудника. Нормальная высота рабочей поверхности стола при работе служащего в зависимости от его роста составляет 70-75 см, соответственно высота стула находится в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников, лучше всего использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями.

  1. "Чистый стол". На рабочем столе должны находиться только те

предметы  и средства, которые часто и  постоянно используются для решения  задач управления. В конце рабочего дня стол должен быть абсолютно чистым в интересах соблюдения служебной тайны. Стол руководителя или специалиста, заваленный документами, книгами и газетами, говорит о неряшливом и неделовом человеке.

  1. "Каждой вещи - свое место". Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами должны быть внесены в номенклатуру делопроизводства предприятия (подразделения), храниться в определенном шкафу со свободным доступом сотрудников. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны сотрудника (один-два шага). В конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки. "Что в порядке лежит - само в руки бежит", - гласит украинская пословица.
  2. "Используйте органайзер". Все технические средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и др.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе - органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным хранением средств труда в ящике.
  3. "Чисто там, где не сорят". Офис должен содержаться в идеальной

чистоте и убираться 2 раза в день, если в отделе много клиентов, или один раз в конце рабочего дня. Для поддержания порядка администрация должна запретить в Правилах внутреннего трудового распорядка курение в офисе, потребление пищи, 
распитие спиртных напитков на рабочем месте и хранение продуктов питания. В противном случае Вас ждут мыши, тараканы, мухи, грязь и снижение производительности труда сотрудников на 15-20%.

  1. "Да будет свет!" Правильная освещенность помещений - фактор

создания комфортных условий, благоприятного климата и здоровья сотрудников. Прямой свет без абажуров вызывает раздражение глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению, отраженный свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе. Лучше всего располагать столы так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы.

  1. "Чистый воздух - здоровый дух". Вентиляция имеет важное значение для сохранения у сотрудников хорошего физического состояния и уменьшает опасность распространения инфекционных заболеваний. Оптимальным вариантом является оборудование каждого помещения кондиционером или принудительной вентиляцией. При их отсутствии необходимо проветривать помещение каждые 2 ч.
  2. "Пар кости ломит!" Очень плохо работать в жарком помещении и летом, и зимой, так как повышается утомляемость, снижается производительность труда, увеличивается вероятность простудных заболеваний. Кроме того, происходит перегрев организма, что ведет к увеличению заболеваемости сотрудников. Оптимальная температура помещения от 18 до 22°С. В зависимости от привычек сотрудников и времени года она может подбираться в указанном выше диапазоне. 
    Отопительная система должна распространять тепло равномерно по помещению офиса, а в холодное время года дополнительное тепло может быть получено счет кондиционера или электрокамина.
  3. "Громкость музыки обратно пропорциональна интеллекту". Часть

Информация о работе Организация труда персонала