Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа
Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие:
1. Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом;
2. Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. Рассмотреть деятельность местной власти в Нижнем Новгороде, при этом выявить существенные недостатки системы местного самоуправления в городе;
1. Введение. 2 - 5
2. Местное самоуправление как форма местной власти. 5
2.1 Основные понятия. 5 - 8
2.2 Организация власти на местах. 8 - 10
2.3 Ответственность местного самоуправления. 10
2.3.1 Ответственность перед населением. 10 - 12
2.3.2 Ответственность перед государством. 12 - 13
2.3.3 Ответственность перед физическими
и юридическими лицами. 13
3. Местное самоуправление в Нижнем Новгороде. 13
3.1 Состояние местного самоуправления в Нижнем Новгороде. 14
3.2 Организация местной власти в Нижнем Новгороде. 14 - 16
3.2.1 Основные положения и вопросы ведения . 17 - 18
3.2.2 Правовые и финансово-экономические
основы местного самоуправления. 18 - 20
3.2.3. Органы и должностные лица местного
Самоуправления. 20 - 23
3.2.4 Ответственность местного самоуправления. 23 - 24
3.3 “ Плюсы и минусы ” местного самоуправления. 24 - 26
3.4 Пути решения существующих проблем. 26
Заключение. 27 - 28
Список используемой литературы.
Основу организации власти на местах составляют выборные представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению администрации утверждает местный бюджет, вводит или отменяет местные налоги и сборы, а также принимает положение (устав) о местном самоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления. Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализует местная администрация. Глава администрации вправе выносить на референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях представительного органа; «через образуемые им органы местного самоуправления управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение»9; может являться членом представительного органа местного самоуправления. Также глава администрации муниципального образования (или другое выборное должностное лицо местного самоуправления) подотчётен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования).
Данное
положение свидетельствует об упоминаемом
выше преобладании исполнительной ветви
власти на местах. Это подтверждается
тем, что администрация
Помимо
выборных представительных органов
и выборных должностных лиц местного
самоуправления законом «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
предусматривается наличие «
Таким образом, очевиден уклон в распределении полномочий среди различных ветвей власти на местном уровне в сторону исполнительных органов местного самоуправления (с точки зрения законодательства).
2.3 Ответственность местного самоуправления.
«Органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию
2.3.1 Ответственность перед населением.
«Ответственность перед населением муниципального образования по существу является политико-юридической ответственностью избранных лиц перед избирателями и реализуется путем их отзыва в результате утраты доверия»12. Под основаниями же «утраты доверия» разные источники понимают от совершения уголовного преступления до отказа от приема граждан.
Статья
48 закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» гласит, «Ответственность
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
перед населением наступает в
результате утраты доверия. Порядок
и условия ответственности
Следует
отметить также, что должностные
лица местного самоуправления несут
ответственность перед
Еще одна разновидность ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением связана с реализацией контрольных функций сходов (собраний) граждан. Деятельность их следует оценивать как деятельность органа, «непосредственно осуществляющего полномочия представительной власти»14.
2.3.2 Ответственность перед государством.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством базируется на статьях 12 и 15 Конституции Российской Федерации, т.е. на признании самостоятельности местного самоуправления «в пределах своих полномочий» и обязанности местных властей соблюдать законы.
Закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» «Ответственность органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления перед
государством наступает в случае
нарушения ими Конституции
Нельзя не обратить внимание на то, что применение мер ответственности органа и выборного должностного лица базируется на заключении суда областного звена о признании несоответствия их деятельности Конституции РФ и действующему законодательству. Это является довольно весомым обстоятельством: данная норма соответствует заявленной в Конституции самостоятельности местного самоуправления и способствует ее реализации.
2.3.3 Ответственность
перед физическими и
Ответственность перед физическими лицами, прежде всего, связана с обязанностью органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина. Наиболее действенный способ восстановления нарушенных прав – обращение в суд. «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы»16. Другие проблемы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства и разрешаются в общеустановленном порядке, путем обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Таким образом,
ответственность органов и
3. Местное
самоуправление в Нижнем
3.1 Состояние
местного самоуправления в
В Нижнем Новгороде происходит процесс становления местного самоуправления, рассматриваемый как институт местной публичной власти, с одной стороны, и как институт гражданского общества – с другой.
На территории
Российской Федерации федеральным
законодательством
Но существуют и негативные аспекты формирования местного самоуправления на территории Нижнего Новгорода. Россия – государство с большим разнообразием территорий, нравов, традиций, специфик уклада жизни и многих других индивидуальных особенностей. В России нельзя (и исторический опыт это подтверждает) насаждать для всей территории страны единую модель чего бы то ни было, а уж тем более модель устройства системы управления территорией, даже в рамках одного субъекта Российской Федерации. То есть стремление централизованно насадить устройство местного самоуправления является серьезным недостатком самоуправления в области.
Также к недостаткам местного самоуправления в Нижнем Новгороде можно отнести существующий механизм перераспределения финансовых потоков относительно выполняемых функций. Местное самоуправление наделено такими полномочиями, выполнение которых требует больших материальных и финансовых затрат. В то же время в местных бюджетах средств, как правило, не хватает. А это, в свою очередь, отчасти связано с тем, что значительная часть поступлений денежных средств направляется не в местные бюджеты, а в вышестоящие. Таким образом, возникает ситуация, при которой наличие средств минимальное, а исполнять свои обязанности нужно, да ещё и в кратчайшие сроки. Отсюда и основные проблемы – если что-то и делается, то не качественно, если качественно, то долго и подчас на средства местного населения. Так, эта ситуация, встречающаяся сплошь и рядом в Нижнем Новгороде, противоречит одному из важнейших принципов местного самоуправления – принципу соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
Примечательна также политика органов государственной власти по развитию местного самоуправления в Нижнем Новгороде. В своем стремлении поставить под полный контроль местное самоуправление в регионе представители государственной власти опираются на значительную часть местного населения, у которой сформировано негативное отношение к местному самоуправлению, которое, по их мнению, стало не "ближе" к народу, а, наоборот, еще больше "отдалилась" от него.
Результатом
бездействия представителей государственной
власти в городе формирования положительного
имиджа муниципальных властей и
разъяснения населению сущности
данного института власти стало
безразличное (а чаще и негативное)
отношение местного населения к
органам местного самоуправления. Всё
участие населения
Одной из причин такого отношения населения Нижнем Новгороде к местному самоуправлению как институту власти на местах является то, что к началу 90-х годов прошлого столетия в России (и области) не было достаточного количества специалистов в данной сфере. Ведь в СССР в научных кругах широко изучались научно-теоретические аспекты деятельности местных Советов. В результате к началу реформирования всей политико-экономической системы страны в России не оказалось достаточного количества подготовленных людей в области местного самоуправления, которые бы донесли идеи реформаторов до населения и – соответственно – разъяснили бы сущность, содержание и миссию деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, можно отметить, что в целом в Нижнем Новгороде имеется немало проблем и нерешенных вопросов, которые во многом препятствуют эффективной реализации функций местной власти. Среди основных проблем самоуправления в Нижнем Новгороде следует выделить:
1. Стремление представителей государственной власти как можно в большем объеме контролировать местные власти;
2. Равнодушное (негативное) отношение населения к институту местного самоуправления, не способствующее его развитию.
3.2 Организация
местной власти в Нижнем
Для рассмотрения данного вопроса целесообразно использовать Устав города Нижнего Новгорода, так как он «определяет общие положения, принципы, формы, систему и структуру местного самоуправления города, организацию деятельности по решению задач социально – экономического развития города, защите прав и интересов жителей города»17. К тому же Устав города Нижнего Новгорода имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем правовым актам местного самоуправления города и является основой для их принятия, которой они не должны противоречить.
Информация о работе Организация работы местной администрации