Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:40, контрольная работа
Термин "потенциал" был введен в научный оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".
1. Трудовой потенциал организации: понятие и структура 3
2. Планирование численности и состава работников фирмы 10
3. Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом
объемов производства и возмещением выбытия 18
4. Источники пополнения фирмы кадрами и методы набора 21
5. Организация подготовки и повышения квалификации кадров на
предприятии 26
Список использованной литературы 35
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.
В
последнее время в ряде организаций
получила распространение система
профессиональной квалификации, которая
построена на обучении рабочих на
краткосрочных курсах по восходящим
ступеням. Обучение ставит целью дать
комплекс органически связанных теоретических
и практических знаний, призванных помочь
рабочему овладеть профессией от начального
до высшего уровня квалификации. Количество
ступеней обучения в разных отраслях экономики
различно и устанавливается в зависимости
от сложности специальности. Обучение
осуществляется по единым по каждой ступени
профессии учебным планам и программам
и предусматривает наличие единой учебно-программной
документации, как в профессионально-технических
училищах, так и на производстве. Повышение
квалификации должно быть тесно увязано
с профессионально-
Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения материальной заинтересованности работников в повышении квалификации.
Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами - поэтому оно может быть организовано в различных формах и быть рассчитано на различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных программ и т.п.), само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный варианты.
Отсюда
- управление процессом повышения
квалификации работников на производстве
связано с определением масштабов
охвата им работников на основании
результатов анализа различий в
фактической и необходимой
Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия фирмы, так и для работника. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства (что влечет за собой определенные трудности для предприятия), должно быть организовано таким образом, чтобы результат - более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда - перекрывал издержки.
Программа повышения квалификации и отбор направляемых на учебу лиц должны быть увязаны с целями и проблемами предприятия, с его ориентацией на повышение эффективности.
Показателями,
характеризующими работу по повышению
квалификации на предприятии, являются:
доля работников, повысивших квалификацию
(в общей численности), структура обучающихся
по формам повышения квалификации, по
срокам обучения, рост производительности
труда (процента выполнения норм выработки),
снижение брака и т.п.
Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Современное
производство предъявляет высокие
требования к обновлению конкретных
знаний и навыков не только рабочих,
но и других категорий промышленно-
Повышение квалификации служащих и категорий специалистов может принимать различные формы. Это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны, консультантов, преподавателей ВУЗов и т.д. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии - отдел кадров либо ответственный специалист (например, менеджер по персоналу или HR-менеджер).
Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах или филиалах при крупных предприятиях, в отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимися на обучении и консультировании по новым нормативным документам и, как правило, оперативно откликающимися на нужды предприятий и организаций.
Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.
Работа
по повышению квалификации является
составной частью подготовки кадрового
резерва и потому предусматривается
коллективными договорами администрации
с работниками предприятия, а
сами мероприятия по повышению квалификации
находят отражение в системе планирования
на предприятии.
Список
использованной литературы
Научная литература:
1. Авдеев В. В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 413 с.
2. Аксенова Е.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 470 с.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 514 с.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М: Юристь, 2006. – 547 c.
5. Дятлов В.А., Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2007. – 285 с.
6. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-Запад, 2007. – 619 с.
7. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия – M.: Экономика, 2006. - 559 с.
8. Управление
персоналом организации.
9. Шекшня
С.В. Управление персоналом
Периодическая печать:
10. Аткина Н. А., Ханжина В, Л., Попов Е. В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - № 2. - C. 12.
11. Кадровые службы в России // Служба кадров. - 2008. - № 3. – С. 24.
12. Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров // Управление персоналом. - 2006. - № 11. – С. 35.
13. Шафиков M. Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 1. - С. 36.
Информация о работе Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии