Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Термин "потенциал" был введен в научный оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".

Содержание

1. Трудовой потенциал организации: понятие и структура 3
2. Планирование численности и состава работников фирмы 10
3. Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом
объемов производства и возмещением выбытия 18
4. Источники пополнения фирмы кадрами и методы набора 21
5. Организация подготовки и повышения квалификации кадров на
предприятии 26
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Кадры фирмы-анализ потенциала.Ирина.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      Курсы целевого назначения создаются непосредственно  на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

      В последнее время в ряде организаций  получила распространение система  профессиональной квалификации, которая  построена на обучении рабочих на краткосрочных курсах по восходящим ступеням. Обучение ставит целью дать комплекс органически связанных теоретических и практических знаний, призванных помочь рабочему овладеть профессией от начального до высшего уровня квалификации. Количество ступеней обучения в разных отраслях экономики различно и устанавливается в зависимости от сложности специальности. Обучение осуществляется по единым по каждой ступени профессии учебным планам и программам и предусматривает наличие единой учебно-программной документации, как в профессионально-технических училищах, так и на производстве. Повышение квалификации должно быть тесно увязано с профессионально-квалификационным продвижением рабочих.

      Для принятия управленческих решений важен  анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения материальной заинтересованности работников в повышении квалификации.

      Необходимость повышения квалификации обусловлена  различными причинами - поэтому оно  может быть организовано в различных  формах и быть рассчитано на различные  сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных программ и т.п.), само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный варианты.

      Отсюда - управление процессом повышения  квалификации работников на производстве связано с определением масштабов  охвата им работников на основании  результатов анализа различий в  фактической и необходимой квалификационных структурах рабочей силы, с выбором  форм, видов и сроков повышения квалификации исходя из желаемых результатов.

      Повышение квалификации связано с определенными  издержками как для предприятия  фирмы, так и для работника. Поэтому  повышение квалификации и обучение с отрывом от производства (что  влечет за собой определенные трудности для предприятия), должно быть организовано таким образом, чтобы результат - более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда - перекрывал издержки.

      Программа повышения квалификации и отбор  направляемых на учебу лиц должны быть увязаны с целями и проблемами предприятия, с его ориентацией  на повышение эффективности.

      Показателями, характеризующими работу по повышению  квалификации на предприятии, являются: доля работников, повысивших квалификацию (в общей численности), структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, рост производительности труда (процента выполнения норм выработки), снижение брака и т.п. 

      Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих.

      Современное производство предъявляет высокие  требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного  персонала. Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов - обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников - переход от сложившейся практики периодического (а чаще всего - эпизодического) обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью системы непрерывного образования – в том числе, и с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.

      Повышение квалификации служащих и категорий  специалистов может принимать различные  формы. Это могут быть курсы при  предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны, консультантов, преподавателей ВУЗов и т.д. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии - отдел кадров либо ответственный специалист (например, менеджер по персоналу или HR-менеджер).

      Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах или филиалах при крупных предприятиях, в отраслевых или межотраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах, семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимися на обучении и консультировании по новым нормативным документам и, как правило, оперативно откликающимися на нужды предприятий и организаций.

      Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при  соблюдении принципа преемственности  обучения и последующего рационального  использования кадров с учетом приобретенных  ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

      Работа  по повышению квалификации является составной частью подготовки кадрового  резерва и потому предусматривается  коллективными договорами администрации  с работниками предприятия, а  сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      Научная литература:

    1. Авдеев В. В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 413 с.

    2. Аксенова Е.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 470 с.

    3. Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 514 с.

    4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М: Юристь, 2006. – 547 c.

    5. Дятлов В.А., Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 2007. – 285 с.

    6. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-Запад, 2007. – 619 с.

    7. Попов Е. В. Рыночный потенциал предприятия – M.: Экономика, 2006. - 559 с.

    8. Управление  персоналом организации. Практикум:  Учеб. пособие / Под ред. А.Я.  Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 295 с.

    9. Шекшня  С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2007. – 332 с. 

      Периодическая печать:

    10. Аткина Н. А., Ханжина В, Л., Попов Е. В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - №  2. - C. 12.

    11. Кадровые службы в России // Служба кадров. - 2008. - № 3. – С. 24.

    12. Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров // Управление персоналом. - 2006. - № 11. – С. 35.

    13. Шафиков M. Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 1. - С. 36.


Информация о работе Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии