Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Термин "потенциал" был введен в научный оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".

Содержание

1. Трудовой потенциал организации: понятие и структура 3
2. Планирование численности и состава работников фирмы 10
3. Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом
объемов производства и возмещением выбытия 18
4. Источники пополнения фирмы кадрами и методы набора 21
5. Организация подготовки и повышения квалификации кадров на
предприятии 26
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Кадры фирмы-анализ потенциала.Ирина.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      Праздники и фестивали привлекают квалифицированных  специалистов,  интересующихся именно данной организацией.

      Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к работникам   массовых   специальностей,   имеющих   средний   и   низкий уровень квалификации. Для привлечения высококвалифицированных специалистов, с узкой специальностью следует использовать иные способы привлечения. 

      Пассивные методы.

      К пассивным  методам  набора  кадров  прибегают,  когда  предложение рабочей силы  на  рынке  труда  превышает  спрос.  Одной  из  разновидностей пассивных методов привлечения персонала  является  размещение  объявлений  о вакантных должностях, о уровне, требованиях к  кандидатам,  условиях  оплаты труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации.

      Телевидение позволяет  обеспечить  более  широкую  аудиторию,  однако стоимость рекламы чрезвычайно высока, адресность незначительна.

      Реклама по радио обходится  многократно  дешевле  и  аудитория  также широка, но слушают его, как  правило,  только  во  время  работы.  За  счет применения данного способа размещения рекламы  в  основном  можно  привлечь лиц, желающих поменять работу.

      Объявления  должны формировать имидж организации. Они не должны содержать дискриминационных моментов, но должны быть броскими,  интересными, краткими, хорошо написанными, законными,  правдиво  отражающими  требования, предъявляемые к претендентам, условия работы и оплаты труда.

      В  объявлениях  следует  отражать  следующие  сведения:   особенности организации; характеристику должности;  требования  к  соискателю;  систему оплаты;  льготы  и  стимулы;  особенности  процесса   отбора   (необходимые документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны.

      Особым  видом рекламы в печати является так называемая паблисити – это статья об организации и о преимуществах работы в ней. Услуги по  размещению рекламы в печати бывают  бесплатными  или  платными,  но  не  по  рекламным расценкам.

      К пассивным методам  набора  кадров  относится  метод  ожидания  лиц, «наудачу» предлагающих свои услуги,  но  в  данном  случае  есть  опасность набрать не лучших сотрудников.

      Рассматривая  различные способы набора  кадров,  необходимо  отметить,  что в  современных  западных  фирмах  сегодня  все  больше  распространяется вторичный найм, т. е. набор во  временные  подразделения  творческие  группы. Сущность его заключается в том, что подбор  исполнителей  или непосредственных руководителей производится на основе внутреннего  конкурса, который может быть объявлен на конкретную  должность  или  в  подразделение.

      Для этого публикуется перечень должностей, на которые распространяется  этот принцип,  (речь  идет  о  массовых  профессиях).  Каждый   желающий   подает заявление, которое может рассматриваться  несколько  раз,  т.  е.  в  случае неудачи работник может отозвать заявление на данную вакансию и  претендовать на другую. За 5-6 недель до официального объявления давать по  неофициальным каналам информацию о наличии вакантных мест и обо всех перемещениях. 
 
 
 
 
 
 

5. Организация  подготовки и повышения квалификации  кадров на предприятии 

      Подготовка  кадров рабочих.

      Подготовка  квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально- технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования – хотя и стоит отметить, что подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующих длительных сроков освоения.

      Кадровая  политика предприятия в части  подготовки кадров может иметь различную направленность - от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки). 
Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия и т.д.

      Современная система подготовки должна учитывать  как интересы предприятия в более  быстром заполнении вакантных рабочих  мест, экономии на издержках, связанных  с затратами на обучение (но при  этом не стоит забывать пословицу "Скупой платит дважды" - имея в виду необходимость затрат на последующее повышение квалификации и переподготовку), так и интересы рабочего - получить полноценную профессиональную подготовку (хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и последующего получения заработка).18

      Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров - это лицензируемая деятельность. Иными словами, предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований установленных стандартов качества обучения.

      Важной  задачей управления персоналом на предприятии  является правильное определение численности  рабочих, которых следует обучить  той или иной профессии, а также  выбор форм подготовки кадров. В  определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия (например, достаточно часто применяется набор рабочей силы со стороны только на низшие разряды), балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения, из планов профессионально-квалификационного продвижения собственных рабочих. При этом важно умело сочетать перспективное планирование (опирающееся на выявление реальной потребности предприятия в кадрах) с постоянными корректировками планов, в которых должны учитываться изменения в структуре производства и подвижностью рабочей силы (прежде всего в связи с текучестью кадров). 
Другая важная задача управления персоналом - оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии - найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне. Здесь должны быть учтены:

      - структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретической и практической компоненте обучения;

      - наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров;

      - финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на стороне.

      По  профессиям, подготовку по которым  предприятие будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки. По остальным профессиям - о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

      Подготовка  новых рабочих (не имевших ранее  профессии) осуществляется на предприятии  по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Такая подготовка должна включать не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют от 3 до 6 месяцев - в зависимости от сложности приобретаемой специальности.

      Заканчивается обучение сдачей квалификационного  экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

      При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к  высококвалифицированному рабочему, мастеру  или другому специалисту - либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или  другой член бригады.

      При групповой форме обучающиеся  объединяются в учебные бригады  и выполняют работу согласно учебной  программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп  устанавливается в зависимости  от сложности изучаемой профессии  и производственных условий.

      Курсовая  форма подготовки используется для  обучения рабочих особо сложным  профессиям, требующим значительного  объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое  обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах либо в специализированных (в том числе, и лицензированных частных) учебных заведениях. 
 
 

      Повышение квалификации кадров.

      Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.

      Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.

      Особенность повышения квалификации состоит  в том, что слушатели, уже обладая  определенными знаниями и практическими  навыками выполнения работ, могут в  силу этого критически относиться к  учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности. 

      Повышение квалификации рабочих.

      Индикатором, свидетельствующим о необходимости  повышения квалификации рабочих, служит наметившееся снижение среднего разряда  рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ. Поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры рабочих кадров. Прежде всего, необходим анализ причин сложившегося положения - изменения в технике и технологии выполнения работ, ставящего перед рабочим задачу их освоения. 
Другим индикатором может быть рост бракованной по вине рабочего продукции.

      Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.

      Система повышения квалификации, сложившаяся  на производстве, включает производственно-технические  курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым  профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов работы.

      Производственно-технические  курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения  производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого уровня, в целях повышения квалификации рабочих (разряда, класса и т.п.) в пределах данной профессии и специальности. 
Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства).

      Задача  курсов по обучению вторым и смежным  профессиям видна из самого названия. Однако, следует иметь в виду одну их особенность. Если исходить из сути повышения квалификации, когда повышается разряд рабочего (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у рабочего профессии (специальности), то освоение других профессий вроде бы не имеет отношения к повышению квалификации. Но все дело в том, что это за профессии и с какой целью они осваиваются. Если рабочий осваивает смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, относящиеся к комплексу взаимосвязанных работ, на выполнении которых начинает специализироваться работник - это можно рассматривать как повышение его квалификации, универсализма, условие применения более рациональных форм организации труда при работе по своей прежней профессии.19

      Если  же осваиваются далекие друг от друга  профессии (вторые, третьи и т.д.), как  условие маневренности в трудообеспеченности рабочего, как предпосылки внутризаводского движения рабочих, такое обучение ближе к переподготовке кадров (освоение профессий про запас).

      Школы передовых приемов и методов  труда имеют своей целью массовое освоение рабочими приемов и методов  труда передовиков производства.

      Обучение  включает в себя практические занятия  на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Информация о работе Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии