Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Термин "потенциал" был введен в научный оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".

Содержание

1. Трудовой потенциал организации: понятие и структура 3
2. Планирование численности и состава работников фирмы 10
3. Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом
объемов производства и возмещением выбытия 18
4. Источники пополнения фирмы кадрами и методы набора 21
5. Организация подготовки и повышения квалификации кадров на
предприятии 26
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Кадры фирмы-анализ потенциала.Ирина.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Содержание  

1. Трудовой потенциал  организации: понятие и структура 3

2. Планирование  численности и состава работников  фирмы 10

3. Определение  дополнительной потребности в  кадрах в связи с ростом 

объемов производства и возмещением выбытия                                                    18

4. Источники  пополнения фирмы кадрами и  методы набора 21

5. Организация  подготовки и повышения квалификации  кадров на 

предприятии                                                                                                               26

Список использованной литературы 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Трудовой потенциал организации: понятие и структура 

      Термин "потенциал" был введен в научный  оборот 10-15 лет назад. Этимологически он означает "скрытые возможности, мощность, силу". Широкая трактовка смыслового понятия "потенциал" состоит в его рассмотрении как "источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области".

      Таким образом, термины "потенциал", "потенциальный" означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный  трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, не проявивших еще себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

      Определяя данную категорию, не следует противопоставлять понятия "потенциал" и "ресурсы". Потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени. В настоящее время три направления в развитии представлений о потенциале можно выделить.

      Сторонники  первого считают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом экономических, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением НТП.

      Сторонники  второго представляют потенциал  как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства.

      Сторонники  третьего рассматривают потенциал  как способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи, т.е. потенциал - это целостное выражение  совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, т.е. чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.

      Представление о сущности потенциала предопределяет подход к его оценке, измерению  и управлению. Действительно, когда  потенциал рассматривается как  совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик значений отдельных видов ресурсов, причем их взаимное влияние не учитывается и не измеряется. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом.

      Рассматривая  потенциал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует  учитывать и выражать в показателях  все факторы, которые определяют такую способность. Для этого  необходимо иметь как характеристики ресурсов всех видов, так и их результирующие (системные) характеристики, знать способ их использования и управления ими. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы.1 ("Резерв" - термин французского происхождения, означающий "запас". В словаре русского языка отмечается, что резерв - это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.)

      Потребность в резервах - идея не новая. К ней  постоянно обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно  устанавливаемые обществом пропорции  лишь в том случае обеспечивают действительно планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.

      Рассматривая  структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в нереализованном  виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а во втором случае "избыточный" запас сил и способностей работника обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям труда; в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве "потенции" элементы будущего развития.

      Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние  системы, обусловлен тесным взаимодействием  всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких на первый взгляд близких ему понятий, как "ресурс" и "резерв".2

      Подход  к рабочей силе как к ресурсу  означает, во-первых, отказ от представлений  о рабочей силе как "даровом  богатстве", освоение которого не требует  денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий, и, во-вторых, признание проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных работников по сравнению с потребностями производства, что делает необходимым управление процессом использования наиболее важных и дефицитных их категорий. Таким образом, отличие концепции "трудовой потенциал" от концепции "рабочая сила" состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением на производство лучшей по качеству рабочей силы, ее обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и созданием условий для ее дальнейшего совершенствования.

      Для рассмотрения понятия "трудовой потенциал" работника (личности) еще раз обратимся  к определению "рабочей силы", данному К. Марксом: "...совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости". Данное определение относится преимущественно к индивидуальной рабочей силе, поскольку речь идет в нем об "организме и живой личности человека".

      Из  этого определения следуют два  важных вывода. Во-первых, до момента  занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и  духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы - это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне производительности и эффективности труда, достигнутом данным работником.

      Таким образом, рабочую силу индивида по своему происхождению (свойство организма  и живой социальной личности) и  состоянию до использования в  труде можно рассматривать как  трудовой потенциал (ресурс) личности - источник рабочей силы. Превратиться в рабочую силу, быть использованным как рабочая сила - это назначение, объективная цель "трудового потенциала личности". С теоретической и практической точки зрения важность этого факта заключается в том, чтобы рассматривать рабочую силу не только как нечто заранее данное, но и как постоянный резерв повышения производительности и эффективности труда.

      Трудовой  потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и аккумулируемые (накапливаемые) в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п. Говоря об управлении персоналом, необходимо помнить, что потенциал характеризуется не степенью подготовленности работника в настоящий момент к занятию той или иной должности, а его возможностями в долгосрочной перспективе - с учетом возраста, образования, практического опыта, деловых качеств, уровня мотивации.

      В отличие от трудовых ресурсов трудовой потенциал - это конкретные работники, степень возможного использования которых в производстве известна.

      Процесс превращения трудовых ресурсов организации  в рабочую силу проходит ряд стадий.

      На  первой стадии трудовые ресурсы существуют в виде потенциальной рабочей  силы (некоторого множества трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических и духовных способностей), которая вне трудового процесса, т. е. вне предметов и орудий труда, не проявляется.

      На  второй стадии трудовые ресурсы занимают рабочие места. Начинается процесс  расходования физических и умственных способностей, и трудовые ресурсы становятся рабочей силой.

      На  третьей стадии рабочая сила, расходуясь во времени и реализуясь в трудовом процессе, создает потребительные стоимости.

      Трудовой  потенциал работника (ТПР) представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

      Трудовой  потенциал работника включает в  себя:3

      - психофизиологический потенциал - способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

      - квалификационный потенциал - объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность работника к труду определенного содержания и сложности;

      -личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека.

      Пирамида  Маслоу показывает, что чем организованнее, мотивированнее человек, тем выше его трудовой потенциал.

      Трудовой  потенциал работника является исходной точкой, определяющей его дальнейшее трудовое поведение. Разграничение  потенциалов работника имеет  важный практический смысл. Результативность труда рабочих зависит от степени взаимного согласования в развитии квалификационного, психофизиологического и личностного потенциала, механизм управления каждым из которых существенно различается. Рассмотрим составляющие трудового потенциала.

      Психофизиологический  потенциал. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), "здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие - это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда". (Всемирная организация здравоохранения. Основные документы).

      Здоровье  населения России значительно хуже, чем в развитых странах, и продолжает ухудшаться. В целом по интегральному показателю здоровья мы находимся на 68-м месте в мире. Детская смертность в России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. С 1992 г. начался процесс сокращения численности жителей (число умерших стало больше числа родившихся). Средняя продолжительность жизни в России сейчас существенно (на 10 и более лет) меньше, чем в развитых странах. Особенно высока в нашей стране смертность мужчин в возрасте 25 - 45 лет. По сравнению с Германией она выше в 3 раза.4

      Заболевания и смертность в России значительно  выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, его нерациональной структуры (мало белков, витаминов и других биологически активных веществ), распространенности вредных привычек (алкоголь, курение), неблагоприятных условий труда и т.д.

      Квалификационная  составляющая трудового потенциала, с одной стороны, характеризует  подготовленность работников к выполнению постоянно усложняющихся трудовых функций, перемене труда, а с другой - является фактором, формирующим отношение к труду, трудовую дисциплину, интенсивность труда.

Информация о работе Организация подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии