Организация и управление экспортной деятельностью в ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экспорта, его видов и способов осуществления экспортных поставок в ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретическую сущность ТНК;
- определить виды внешнеэкономической деятельности ТНК;
- рассмотреть понятие экспорта и его значение для ТНК;
- изучить способы организации экспорта в ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1. ТНК и внешнеэкономическая деятельность компаний…..………………….5
2. Экспорт, его виды, фазы экспорта…………………………………………....8
3. Разработка и осуществление оптимальных экспортных схем. Экспортная документация. Формы расчетов по экспорту……………..…………………...11
4. Сущность и варианты экспортной стратегии в ТНК……………………….17
5.Оценка экспортной деятельности предприятия…...………………………...20
6. Оценка привлекательности стран для осуществления экспорта…………..25
7. Принцип построения экспортной стратегии…………………………….......27
8. Управление экспортом в ТНК…......................................................................29
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 320.09 Кб (Скачать)

Далее приводится таблица 1 с рекомендациями  по изменению  организационной структуры ТНК.

Также при управлении экспортной деятельность в ТНК необходимо учитывать  продуктово-ассортиментную и ценовую  политики, виды и характеристики которых отражены в таблицах 2 и 3.

 

 

Таблица 1.  Показания к применению различных организационных структур для зарубежных операций компании.14

Тип организационной структуры

Показания к применению

1.Продуктовая

Для фирм, работающих с диверсифицированными группами продукции.

2.Региональная

  • При международных операциях компании, в которых нет доминирования какой-то одной страны или региона.
  • Компания работает на ряде взаимосвязанных рынков.
  • Страны, составляющие рынок компании, находятся вблизи, но

далеко от главного управления.

  • Товары однородны и мало отличаются друг от друга.
  1. Функциональная
  • Компания предлагает небольшой ассортимент или товары с небольшими модификациями.
  • Различия между странами несущественны с точки зрения осуществления маркетинга.
  1. Матричная
  • Первоначально берется за основу децентрализация по различным группам товаров с соответственной региональной группировкой.
  • Первоначально используется региональная децентрализация с соответственной группировкой по товарам.

Таблица 2. Виды продуктово-ассортиментной политики и их характеристика.15

 

Вид

Характеристика

1. Товарная дифференциация.

Компания-производитель выделяет свои товары в качестве особых, отличающихся от товаров конкурентов, чтобы обеспечить себе тем самым отдельные рыночные ниши. Это удается за счет высокого качества товаров, надежности их в эксплуатации, преимуществ в организации производства и сбыта товаров, предоставления потребителям набора услуг.

2. Узкая товарная специализация.

Компания работает на узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции. Причина такой политики – недостаточный экономический потенциал компании и специфика самого товара, требующая глубокой сегментации рынка.

3. Товарная вертикальная  интеграция.

Такая политика преследует цель производить товары по одной технологической цепочке: сырье - полуфабрикаты - узлы и детали - готовая продукция. При этом значительна экономия на издержках производства и обращения в связи с использованием сырья и базовых компонентов основной продукции. Однако такая политика неприменима в случае резких конъюнктурных колебаний.

4. Товарная диверсификация.

Такая политика подразумевает широкую сферу деятельности фирмы и производство не связанных друг с другом товаров. Она обеспечивает значительную экономическую устойчивость и стабильность работы фирмы, так как позволяет


 

Таблица 3. Виды ценовой политики и их характеристика.16

Вид ценовой политики

Характеристика

1.Политика уровня цен

Она разрабатывается для  принципиально новых товаров  в период, когда они еще не запущены в производство. Существует в 2-х  видах: повышение цен (“снятие сливок”) и понижение цен (“внедрение на

рынок”).

2. Политика целевой нормы  прибыли.

Для массовой продукции, выпускаемой  в течение многих лет, но время  от времени модернизируемой. Цены устанавливаются  на основе нормы прибыли.

3.Политика рыночной сегментации

Эта политика используется, когда рынок состоит из нескольких сегментов с разной ценовой эластичностью  при невозможности перехода покупателей  из одного сегмента в другой.

4. Политика психологического  ценообразования.

Она используется на рынках товаров потребительского назначения, где психологический фактор играет доминирующую роль. Создается иллюзия низкой цены.

5. Политика следования  за лидером.

Заключается в ориентации на уровень цен крупнейшей в данной отрасли компании.

6. Политика дифференцированных  цен

Состоит в том, что фирмы-производители  устанавливают определенную шкалу  различных надбавок и скидок к  среднему уровню цен.

7. Политика дискриминационных  цен.

Применяется по отношению  к неориентирующимся, некомпетентным покупателям или к тем, кто  проявляет крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара.


К другим направлениям деятельности в ТНК в области экспорта относятся:

1) разработка новой продукции,

2) производство экспортной  продукции,

3) работа с кадрами,

4) анализ экспортной деятельности.

Итак, на основе данного раздела, можно отследить взаимосвязь между изменением организационной структуры фирмы, продуктово-ассортиментной  политики, валютной политики и экспортной деятельностью в ТНК. В связи с этим наблюдается необходимость присутствия в руководстве ТНК профессионалов глобального масштаба, владеющих не только организационной культурой международных деловых отношений, но и способных достичь роста объема сбыта продукции за счет регулирования внутренней политики ТНК и грамотного применения тщательно разработанных экспортных стратегий.

 

 

Заключение

 

Осуществляя экспортную деятельность, ТНК должна иметь четкие представления о целях экспорта, стратегии экспортной деятельности, требованиях внешнего рынка, своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе, поведении конкурентов, иными словами, она должно разрабатывать определенную экспортную политику.

Экспортная политика предприятия  предполагает разработку стратегии  и принципов деятельности предприятия  на внешнем рынке, формирование экспортного  ассортимента товара, а также определение  темпов обновления экспортной продукции, регулирования цен, уровня качества, гарантий и сервисного обслуживания.

В заключении данной работы можно сделать следующие выводы:

1.Экспорт - деятельность предприятия, связанная с вывозом товаров, работ, услуг, капитала за границу без обязательства об обратном возврате.

В деятельности предприятия  экспорт может играть разные роли: от пассивной до определяющей в итоге  всю деятельность компании.

2. Экспортная стратегия предприятия - долгосрочный план деятельности фирмы, связанный с вывозом товаров, услуг, работ, капитала за границу иностранному контрагенту, включающий набор средств и методов, которые будут использованы фирмой для достижения поставленных целей экспорта. Алгоритм построения экспортной стратегии следующий:

    • анализ экспортного положения компании,
    • анализ привлекательности стран для осуществления экспорта,
    • разработка экспортной стратегии и программы  ее реализации.

3.Экспортная стратегия корпорации строится на основе сформулированных целей, анализа внешней и внутренней среды предприятия. Инструментом разработки стратегии является матрица “привлекательность страны - экспортное положение компании”.

Библиографический список

 

  1. Бабанова К. Стратегии ТНК в условиях глобальной экономики. "Экономические стратегии", №4-2006, стр. 128-133.
  2. Дениэлс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. 6-е изд. М.: Дело, 1998. 784 с.
  3. Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. М.: Междунар. отношения, 1998. 416 с.
  4. Королева В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие.  М.:Магистр, 2008. 620с.
  5. Лебедев Д.С. Методика формирования экспортной стратегии промышленных предприятий: Учеб. пособие. Ярославль, 2002. 104 с.
  6. Матвейчук Л.И., редактор: Ильин А.А. Международный маркетинг. М.:Юнити-Дата, 2005. 130 с.
  7. Международный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. СПб: Издательство «Питер», 2000. 624 с.
  8. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.
  9. Перар Ж. Управление международными денежными потоками. М.: Финансы и статистика, 1998. 208 с.
  10. Попов С.В. ВЭД фирмы: особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. М.: Дело, 1998. 234 с.
  11. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 480с. (Серия «Учебники и учебные пособия».)
  12. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.: Международные отношения, 2000. 362 с.
  13. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения. М.: Международные отношения, 1991. 520 с.
  14. Щербанин Ю.А. География и сферы деятельности транснациональных корпораций. www.neon-market.ru
  15. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1997. 816 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Классификация видов  внешнеэкономической деятельности.

Приложение 1.

Источник: Королева В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие.  М.:Магистр, 2008. 620с.

 

Характеристика  фаз экспорта.

Фаза экспорта

Ее характеристика

  1. Пробный экспорт

Довольно поверхностные  действия, базирующиеся на одностороннем  движении  продукции и умении продавать.

Многообещающие первоначальные продажи, но повторных заказов нет. Доходы небольшие, а издержки слишком  высоки.

  1. Экстенсивная продажа

Охвачено незначительное количество рынков, которые сгруппированы  по 3-м категориям: основные, второстепенные, третьестепенные. Доходы небольшие, издержки высокие.

  1. Интенсивная продажа

На незначительном количестве рынков проводится ограничение ассортимента экспортной продукции до уровня наиболее приемлемого для конкретного  рынка и обладающего наивысшей  ожидаемой прибылью. Зарубежные контакты продолжают оставаться придатком отечественного рынка.

  1. Экспортный маркетинг 

Фирма развивает двусторонние отношения со своими экспортными  рынками. Продукцию приспосабливают  к потребителям зарубежной клиентуры. Маркетинговым коммуникациям придается  международный облик с соответствующим  использованием иностранных языков.

  1. Международный маркетинг

Внутренний рынок теряет первостепенное значение.

Зарубежные рынки играют решающую роль в формировании концепции  маркетинга у данной фирмы.

  1. Глобальный маркетинг

Фирма больше не ориентируется  на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей клиентуры, которые были бы характерны для всего мира.


Приложение 2. 

 

 Характеристика экспортных стратегий Д. Дениэлса и С. Попова.

Виды подходов стратегического управления

Экспортная стратегия  Д.Дэниэлса

Экспортная стратегия  С.Попова

1. Системный подход

Слабо использован. Компания рассматривается в системе международных экономических отношений, как единое

целое, без выделения подсистем.

Стратегия предприятия

рассматривается как система, состоящая из подсистем товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики. Однако

данные подсистемы формируют маркетинговую

политику, в то время как  в тени остаются другие подсистемы предприятия.

2. Программно-целевой подход

Используется. Определяются общие цели экспорта, а также программа  обеспечения поступления продукции компании на вы-

бранный рынок или рынки.

Частично используется.

Без определения общих

целей экспорта,  сразу разрабатывается маркетинговая программа предприятия.

3.Функциональный подход.

Не используется.

Частично используется.

Происходит формирование

стратегии в области одного

направления - маркетинг.

4. Процессный подход

Используется. Формирование общей стратегии.

Используется только в

формирования маркетинговой  стратегии.


Приложение 3.

1 Королева В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие.  М.:Магистр, 2008. С.-593.

2 Королева В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие.  М.:Магистр, 2008. С.-578.

3 Матвейчук Л.И., редактор: Ильин А.А. Международный маркетинг. М.:Юнити-Дата, 2005. С.-26.

4 Лебедев Д.С. Методика формирования экспортной стратегии промышленных предприятий: Учеб. пособие. Ярославль, 2002. С.-29.

5 Лебедев Д.С. Методика формирования экспортной стратегии промышленных предприятий: Учеб. пособие. Ярославль, 2002. С.-29.

6 Пузакова Е.П. Мировая экономика. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С.-134.

7 Лебедев Д.С. Методика формирования экспортной стратегии промышленных предприятий: Учеб. пособие. Ярославль, 2002. С.- 40.

8 Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. С.-180.

9 Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. С.- 184.

Информация о работе Организация и управление экспортной деятельностью в ТНК