Организация и управление экспортной деятельностью в ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экспорта, его видов и способов осуществления экспортных поставок в ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретическую сущность ТНК;
- определить виды внешнеэкономической деятельности ТНК;
- рассмотреть понятие экспорта и его значение для ТНК;
- изучить способы организации экспорта в ТНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1. ТНК и внешнеэкономическая деятельность компаний…..………………….5
2. Экспорт, его виды, фазы экспорта…………………………………………....8
3. Разработка и осуществление оптимальных экспортных схем. Экспортная документация. Формы расчетов по экспорту……………..…………………...11
4. Сущность и варианты экспортной стратегии в ТНК……………………….17
5.Оценка экспортной деятельности предприятия…...………………………...20
6. Оценка привлекательности стран для осуществления экспорта…………..25
7. Принцип построения экспортной стратегии…………………………….......27
8. Управление экспортом в ТНК…......................................................................29
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 320.09 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное  Учреждение высшего

профессионального образования

 

 

Факультет экономики и  права

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

Курсовая работа по учебной  дисциплине «Международный менеджмент»

на тему:

«Организация  и управление экспортной деятельностью  в ТНК»

 

Специальность: Менеджмент организации

 

 

 

Выполнила студентка  курса 

группы 

Руководитель:

 

 

 

 

Москва, 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3

1. ТНК и внешнеэкономическая деятельность компаний…..………………….5

2. Экспорт, его виды, фазы экспорта…………………………………………....8

3. Разработка и осуществление  оптимальных экспортных схем. Экспортная  документация. Формы расчетов по  экспорту……………..…………………...11

4. Сущность и варианты  экспортной стратегии в ТНК……………………….17

5.Оценка экспортной деятельности  предприятия…...………………………...20

6. Оценка привлекательности  стран для осуществления экспорта…………..25

7. Принцип построения  экспортной стратегии…………………………….......27

8. Управление экспортом  в ТНК…......................................................................29

Заключение……………………………………………………………………….36

Библиографический список……………………………………………………..37

Приложения……………………………………………………………………...39

 

 

 

Введение

 

В современной мировой  торговле используются разнообразные  организационные формы экспорта и импорта, а также различные  методы исполнения внешнеторговых операций, характерной чертой которых  являются достаточно высокие темпы расширения экономической деятельности. Экспорт продукции широко используется транснациональными корпорациями (ТНК) в качестве основной стратегии повышения конкурентоспособности на внешних рынках и для получения максимальной прибыли.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в следующем:

Во-первых, неравномерность  распределения природных богатств по странам, истощение в ряде развитых стран полезных ископаемых и быстрый  рост потребностей населения сделали  жизненно необходимым широкий обмен  сырьевыми и продовольственными ресурсами.

Во-вторых,  именно транснациональные корпорации, осуществляющие экспортные поставки, формируют конкурентоспособность стран-производителей и реализуют конкурентные преимущества на международных рынках.

В-третьих, в связи с  постоянно растущими темпами  производства и увеличением объема международных экспортных поставок, проблемы организации и управления экспортной деятельностью в ТНК являются наиболее важными для разработки эффективной стратегии проникновения на международный рынок.

Объектом исследования являются организация и управление экспортной деятельностью в ТНК.

Предмет исследования – понятие экспорта в рамках ведения международного бизнеса, подходы к организации экспорта в ТНК, а также разработка оптимальных схем осуществления экспортных операций.

Целью курсовой работы является изучение экспорта, его видов и способов осуществления экспортных поставок в ТНК.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретическую сущность ТНК;

- определить виды внешнеэкономической деятельности ТНК;

- рассмотреть понятие экспорта и его значение для ТНК;

- изучить способы организации экспорта в ТНК.

Новизна курсовой работы заключается в том, что организация экспорта в ТНК рассматривается как отдельный механизм, исключая другие процессы управления ТНК. В данной курсовой работе экспорт принимается  за основу экономической деятельности ТНК.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких специалистов, как: Дениэлс Д., Киреев А.П.,  Королева В.И., Лебедев Д.С., Матвейчук Л.И., Моисеева Н.К., Попов С.В. и другие работы по данной проблематике.

Структура работы состоит  из введения, восьми разделов, заключения, библиографического списка и приложений.

 

  1. ТНК и внешнеэкономическая деятельность компаний

 

Транснациональная корпорация (ТНК) — компания, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: это компания, на активы за рубежом которой приходится около 25-30% их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

ТНК часто делятся на три  больших группы:

  • Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
  • Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
  • Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

Сегодня роль транснациональных  корпораций в мировой экономике существенно возрастает. По оценкам ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), в 2010 году в этом мире насчитывалось около 77 000 материнских компаний, которые контролировали порядка 800 000 иностранных филиалов. Добавочная стоимость, созданная на иностранных филиалах ТНК, оценивалась в 5,5 трлн. долл. На предприятиях ТНК работало около 62 млн. человек, а объем их экспорта товаров и услуг превышал 4 трлн.долл.1

В первые годы текущего столетия под контролем ТНК находилось свыше 30% производственных фондов мира, около 50% международной торговли. Сегодня же почти вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется транснациональными корпорациями, в том числе 90% мировой торговли кофе, кукурузы, табака, джута, бананов, железной руды. На ТНК приходится 80% патентованных нововведений во всех областях науки и техники.

В первом десятилетии XXI века взаимодействие бизнеса разных стран в рамках ТНК с существенно отличающимися культурными, социально-психологическими, управленческими традициями неизбежно привело к бурному развитию зарубежной предпринимательской деятельности и, как следствие, к возникновению международного менеджмента. В связи с этим менеджеры ТНК при оценке факторов конкурентоспособности своей корпорации на мировом рынке учитывают более жесткие, чем на национальном, требования, диктующие компании необходимость постоянного совершенствования процессов управления и повышения компетентности специалистов.

Менеджмент во внешнеэкономической деятельности можно определить, как искусство получения максимальных выгод от международного экономического сотрудничества при минимальных издержках производства и сбыта. 2

Классификация видов внешнеэкономической деятельности приведена в приложении 1. На схеме вполне отчетливо показано разделение видов внешнеэкономической деятельности по форме и направлению, где экспорт занимает далеко не последнее место.

Таким образом, на основе вышеизложенных статистических данных, мы можем с уверенностью определить всю важность развития ТНК на международных рынках, поскольку они являются движущей силой внешнеэкономического развития стран. Из приложения 1 видно, что экспорт является одним из наиболее существенных направлений внешнеэкономической деятельности ТНК и вполне может служить отдельным предметом для исследования.

 

 

 

2. Экспорт, его виды, фазы экспорта

 

Экспорт - вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории страны за границу без обязательства об обратном ввозе.

ТНК выгодно осуществление  экспортных сделок по следующим причинам:

  • более прибыльно диверсифицировать, экспортируя свою продукцию, вместо разработки новой для внутреннего рынка;
  • реализация товара,  находящегося на стадии зрелости жизненного цикла на местном рынке и роста на внешнем рынке;
  • реализация товара, имеющего сезонный спрос;
  • меньшая конкуренция на внешнем рынке.3

По интенсивности и  объемам экспортных операций различают  нерегулярный и регулярный экспорт.

Нерегулярный  экспорт характерен для пассивного уровня вовлечения компании в международную деятельность, когда она продает излишки своей продукции местным посредникам, представляющим интересы зарубежной фирмы.

Регулярный экспорт ставит своей целью расширить экспортные операции и деятельность фирмы на конкретных иностранных рынках. Его рассматривают как активное вовлечение фирмы в международную деятельность.

Экспортируя товары и услуги, компания может сама выходить на внешний  рынок или опосредованно через  внешних специалистов, которые могут  находиться в стране или за рубежом. В связи с этим различают прямой экспорт и косвенный.

Прямой экспорт предполагает прямые продажи через собственный торговый персонал. Он применяется в случае, когда легко установить потребителей или они сами выходят на продавца.

 Организация прямого  экспорта может осуществляться  с помощью:

1) экспортного отдела, который  решает все вопросы по продвижению  товара на внешний рынок;

2) оплачиваемого торгового  представителя, который откомандирован  за границу и работает только  на свое предприятие;

3) бюро представительства  – это команда, главная задача  которой заключать сделки, стимулировать  и контролировать работу национальных  дистрибьюторов;

4) технической помощи  за рубежом, которая предполагает  помощь в составлении проектов, запуск в эксплуатацию оборудования, обучение персонала, передачу  знаний в области организации  и управления производством. 

Косвенный экспорт, или делегирование полномочий без инвестирования, имеет разнообразные формы:

1)передача полномочий  по экспорту, которая  предусматривает  системы сбыта через сбытовые  каналы, находящиеся в одной или  нескольких странах и принадлежащие  другой фирме;

2) экспортная франшиза (франчайзинг – это система договорных отношений, которая позволяет франчайзеру представлять определенные права франчайзи, который платит за них и берет обязательства выполнять условия производства и сбыта продукции, рекомендованные франчайзером)

3) коммерческие посредники, которые  активно участвуют в экспортных операциях.

При экспорте фирма может  пройти через несколько фаз, каждая

из которых имеет свои особенности. Характеристики этих фаз представлены в приложении 2.

Итак, в данном разделе приведены различные классификации форм экспорта, а также в нем  рассматриваются фазы экспорта и их характеристики.  Все это помогает нам лучше понять сферу деятельности ТНК в рамках экспортных программ и стратегий.

 

3. Разработка и осуществление оптимальных экспортных схем

Экспортная документация

Формы расчетов по экспорту

 

Импортно - экспортные отношения  являются основной формой связи между  производителями товаров разных стран, которая выражает их взаимную экономическую зависимость и  возникает на основе международного разделения труда. Качеству экспортных операций и максимизации прибыли ТНК во многом способствует правильно организованная и разработанная оптимальная схема осуществления внешнеторговой сделки.

Оптимальная экспортная схема представляет собой наилучшую, наиболее соответствующую определенным условиям мирового рынка и задачам организации последовательность действий или план осуществления внешнеторговых операций. Разработка и реализация оптимальных схем позволяет минимизировать как расходы организаций в целом, так и таможенные и логистические издержки в частности.

В общем виде схема экспортных операций включает в себя:

  1. Подписание контракта на поставку товара.
  2. Непосредственно поставка товара.

В частности схема экспортной сделки проводится в 7 этапов (рисунок 1):

  1. Коммерческое предложение иностранной фирме о поставке товара.
  2. Ответ-заказ.
  3. Заключение контракта.
  4. Реализация продукции.
  5. Указание импортера банку перевести деньги на счет банка экспортера.
  6. Перевод денег по международным расчетным системам (SWIFT, Internet).
  7. Перевод денег на счет экспортера.4

Информация о работе Организация и управление экспортной деятельностью в ТНК