Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экспорта, его видов и способов осуществления экспортных поставок в ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретическую сущность ТНК;
- определить виды внешнеэкономической деятельности ТНК;
- рассмотреть понятие экспорта и его значение для ТНК;
- изучить способы организации экспорта в ТНК.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. ТНК и внешнеэкономическая деятельность компаний…..………………….5
2. Экспорт, его виды, фазы экспорта…………………………………………....8
3. Разработка и осуществление оптимальных экспортных схем. Экспортная документация. Формы расчетов по экспорту……………..…………………...11
4. Сущность и варианты экспортной стратегии в ТНК……………………….17
5.Оценка экспортной деятельности предприятия…...………………………...20
6. Оценка привлекательности стран для осуществления экспорта…………..25
7. Принцип построения экспортной стратегии…………………………….......27
8. Управление экспортом в ТНК…......................................................................29
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39
Федеральное агентство по образованию
Государственное Образовательное Учреждение высшего
профессионального образования
Факультет экономики и права
Кафедра менеджмента и маркетинга
Курсовая работа по учебной дисциплине «Международный менеджмент»
на тему:
«Организация и управление экспортной деятельностью в ТНК»
Специальность: Менеджмент организации
Выполнила студентка курса
группы
Руководитель:
Москва, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. ТНК и внешнеэкономическая деятельность компаний…..………………….5
2. Экспорт, его виды, фазы экспорта…………………………………………....8
3. Разработка и осуществление оптимальных экспортных схем. Экспортная документация. Формы расчетов по экспорту……………..…………………...11
4. Сущность и варианты
экспортной стратегии в ТНК…………
5.Оценка экспортной
6. Оценка привлекательности
стран для осуществления
7. Принцип построения экспортной стратегии…………………………….......27
8. Управление экспортом
в ТНК…........................
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………
Введение
В современной мировой торговле используются разнообразные организационные формы экспорта и импорта, а также различные методы исполнения внешнеторговых операций, характерной чертой которых являются достаточно высокие темпы расширения экономической деятельности. Экспорт продукции широко используется транснациональными корпорациями (ТНК) в качестве основной стратегии повышения конкурентоспособности на внешних рынках и для получения максимальной прибыли.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в следующем:
Во-первых, неравномерность
распределения природных
Во-вторых, именно транснациональные корпорации, осуществляющие экспортные поставки, формируют конкурентоспособность стран-производителей и реализуют конкурентные преимущества на международных рынках.
В-третьих, в связи с постоянно растущими темпами производства и увеличением объема международных экспортных поставок, проблемы организации и управления экспортной деятельностью в ТНК являются наиболее важными для разработки эффективной стратегии проникновения на международный рынок.
Объектом исследования являются организация и управление экспортной деятельностью в ТНК.
Предмет исследования – понятие экспорта в рамках ведения международного бизнеса, подходы к организации экспорта в ТНК, а также разработка оптимальных схем осуществления экспортных операций.
Целью курсовой работы является изучение экспорта, его видов и способов осуществления экспортных поставок в ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретическую сущность ТНК;
- определить виды внешнеэкономической деятельности ТНК;
- рассмотреть понятие экспорта и его значение для ТНК;
- изучить способы организации экспорта в ТНК.
Новизна курсовой работы заключается в том, что организация экспорта в ТНК рассматривается как отдельный механизм, исключая другие процессы управления ТНК. В данной курсовой работе экспорт принимается за основу экономической деятельности ТНК.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких специалистов, как: Дениэлс Д., Киреев А.П., Королева В.И., Лебедев Д.С., Матвейчук Л.И., Моисеева Н.К., Попов С.В. и другие работы по данной проблематике.
Структура работы состоит из введения, восьми разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
Транснациональная корпорация (ТНК) — компания, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: это компания, на активы за рубежом которой приходится около 25-30% их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.
ТНК часто делятся на три больших группы:
Сегодня роль транснациональных корпораций в мировой экономике существенно возрастает. По оценкам ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), в 2010 году в этом мире насчитывалось около 77 000 материнских компаний, которые контролировали порядка 800 000 иностранных филиалов. Добавочная стоимость, созданная на иностранных филиалах ТНК, оценивалась в 5,5 трлн. долл. На предприятиях ТНК работало около 62 млн. человек, а объем их экспорта товаров и услуг превышал 4 трлн.долл.1
В первые годы текущего столетия под контролем ТНК находилось свыше 30% производственных фондов мира, около 50% международной торговли. Сегодня же почти вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется транснациональными корпорациями, в том числе 90% мировой торговли кофе, кукурузы, табака, джута, бананов, железной руды. На ТНК приходится 80% патентованных нововведений во всех областях науки и техники.
В первом десятилетии XXI века взаимодействие бизнеса разных стран в рамках ТНК с существенно отличающимися культурными, социально-психологическими, управленческими традициями неизбежно привело к бурному развитию зарубежной предпринимательской деятельности и, как следствие, к возникновению международного менеджмента. В связи с этим менеджеры ТНК при оценке факторов конкурентоспособности своей корпорации на мировом рынке учитывают более жесткие, чем на национальном, требования, диктующие компании необходимость постоянного совершенствования процессов управления и повышения компетентности специалистов.
Менеджмент во
внешнеэкономической
Классификация видов внешнеэкономической деятельности приведена в приложении 1. На схеме вполне отчетливо показано разделение видов внешнеэкономической деятельности по форме и направлению, где экспорт занимает далеко не последнее место.
Таким образом, на основе вышеизложенных статистических данных, мы можем с уверенностью определить всю важность развития ТНК на международных рынках, поскольку они являются движущей силой внешнеэкономического развития стран. Из приложения 1 видно, что экспорт является одним из наиболее существенных направлений внешнеэкономической деятельности ТНК и вполне может служить отдельным предметом для исследования.
2. Экспорт, его виды, фазы экспорта
Экспорт - вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории страны за границу без обязательства об обратном ввозе.
ТНК выгодно осуществление экспортных сделок по следующим причинам:
По интенсивности и объемам экспортных операций различают нерегулярный и регулярный экспорт.
Нерегулярный экспорт характерен для пассивного уровня вовлечения компании в международную деятельность, когда она продает излишки своей продукции местным посредникам, представляющим интересы зарубежной фирмы.
Регулярный экспорт ставит своей целью расширить экспортные операции и деятельность фирмы на конкретных иностранных рынках. Его рассматривают как активное вовлечение фирмы в международную деятельность.
Экспортируя товары и услуги, компания может сама выходить на внешний рынок или опосредованно через внешних специалистов, которые могут находиться в стране или за рубежом. В связи с этим различают прямой экспорт и косвенный.
Прямой экспорт предполагает прямые продажи через собственный торговый персонал. Он применяется в случае, когда легко установить потребителей или они сами выходят на продавца.
Организация прямого экспорта может осуществляться с помощью:
1) экспортного отдела, который
решает все вопросы по
2) оплачиваемого торгового
представителя, который
3) бюро представительства
– это команда, главная задача
которой заключать сделки, стимулировать
и контролировать работу
4) технической помощи
за рубежом, которая
Косвенный экспорт, или делегирование полномочий без инвестирования, имеет разнообразные формы:
1)передача полномочий
по экспорту, которая предусматривает
системы сбыта через сбытовые
каналы, находящиеся в одной или
нескольких странах и
2) экспортная франшиза (франчайзинг – это система договорных отношений, которая позволяет франчайзеру представлять определенные права франчайзи, который платит за них и берет обязательства выполнять условия производства и сбыта продукции, рекомендованные франчайзером)
3) коммерческие посредники, которые активно участвуют в экспортных операциях.
При экспорте фирма может пройти через несколько фаз, каждая
из которых имеет свои особенности. Характеристики этих фаз представлены в приложении 2.
Итак, в данном разделе приведены различные классификации форм экспорта, а также в нем рассматриваются фазы экспорта и их характеристики. Все это помогает нам лучше понять сферу деятельности ТНК в рамках экспортных программ и стратегий.
3. Разработка и осуществление оптимальных экспортных схем
Экспортная документация
Формы расчетов по экспорту
Импортно - экспортные отношения являются основной формой связи между производителями товаров разных стран, которая выражает их взаимную экономическую зависимость и возникает на основе международного разделения труда. Качеству экспортных операций и максимизации прибыли ТНК во многом способствует правильно организованная и разработанная оптимальная схема осуществления внешнеторговой сделки.
Оптимальная экспортная схема представляет собой наилучшую, наиболее соответствующую определенным условиям мирового рынка и задачам организации последовательность действий или план осуществления внешнеторговых операций. Разработка и реализация оптимальных схем позволяет минимизировать как расходы организаций в целом, так и таможенные и логистические издержки в частности.
В общем виде схема экспортных операций включает в себя:
В частности схема экспортной сделки проводится в 7 этапов (рисунок 1):
Информация о работе Организация и управление экспортной деятельностью в ТНК