Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:01, курсовая работа
Розничная торговля – это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного (некоммерческого) использования потребителя. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям.
Объект исследования - ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит»)
Предмет исследования - система организации товароснабжения ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит»)
Цель исследования: изучить систему товароснабжения на примере предприятия розничной торговли и определит пути ее совершенствования.
Складская
форма товароснабжения
Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время товарного обращения, размер товарных запасен, уровень издержек обращения.
К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.
В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров.
Основным
показателем звенности
Кзв.= (Топт.+Трозн.)/Трозн., (3)
где Топт -- оптово-складской товарооборот, тыс.руб.,
Tpoзн
-- розничный товарооборот, тыс.руб.
Таким образом, на показатель
звенности товародвижения
1.2 Этапы процесса организации товароснабжения
Товародвижение — это процесс реального доведения товаров до потребителя. Он включает в себя следующие этапы:
- транспортировку товаров;
- погрузку и разгрузку товаров;
- хранение товаров;
- комплектование торгового ассортимента;
- подготовку к продаже.
Основными принципами товародвижения являются:
- выбор
кратчайших путей движения
- выбор наиболее оптимальных форм и звенности товародвижения;
- использование
прогрессивных технологий
- расширение
объема механизированных
- наиболее
эффективное использование
На
процессы товароснабжения и
- производственные (объем, размещение, специализация, сезонность производства);
- транспортные
(состояние дорог, виды
- торговые
(мощность, специализация, размещение
торговых объектов, оснащенность
оборудованием, сложность
- социальные
(социальный состав и
Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается неторговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).
Наиболее
эффективный метод доставки товаров
в розничные торговые предприятия
- централизованный завоз, при котором
доставка товаров осуществляется силами
и средствами поставщика на основе
заявок розничных торговых предприятий
в согласованные сроки. При рационально
организованной централизованной доставке
товаров эффективнее
При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.
1. Аналитическая часть включает первичные данные о состоянии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментом профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.
2.
Расчетная часть содержит
3.
Технологическая часть
4.
Организационная часть
5.
Экономическая часть включает
расчеты эффективности
Разработка плана мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения объема грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом веса тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза[22, с. 175].
На
практике при составлении плана
централизованной доставки могут применяться
несколько методов расчета
При равномерной реализации товаров простого ассортимента периодичность можно определить по формуле:
П = 2(З - Змин), (4)
а по товарам сложного ассортимента:
П=2К(З - Змин), (5)
где П - периодичность завоза, дни;
З - средний запас товаров, дни;
Змин - минимальный запас товаров, дни;
К - коэффициент комплектности, определяемый как отношение среднего числа разновидностей товаров в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
Маршрут завоза - это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия. Они бывают линейные и кольцевые.
Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин.
Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом.
Время, необходимое для выполнения каждого маршрута, может определяться по формуле:
В=(Р/С)+ Вп.р. + Вз (Чз - 1), (6)
где Р - расстояние маршрута, км;
С - средняя техническая скорость, км/ч;
Вп.р - время на погрузочно-разгрузочные операции, ч.;
Вз. - время на каждый заезд, ч;
Чз. - число заездов.
Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий.
Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.
Необходимое количество транспортных средств определяется следующим образом. Вначале определяется суточная производительность автомобиля по формуле:
Р=(Д к К) /(Р/С+Т), (7)
где Д - полезное время работы автомашины, мин;
к
- коэффициент использования
К - грузоподъемность автомобиля, т;
Р - расстояние рейса, км;
С - техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/час;
Т - время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, мин.
Затем
исчисляется необходимое
М = О:Р, (8)
где О - количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период[19, с. 361].
В
системе мероприятий, направленных
на обеспечение рациональной организации
централизованного
а) комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;
б) зачехление и пломбирование контейнера;
в) доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы;
г) группировка контейнеров по принятым маршрутам;
д) оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;
е) погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства;
ж) доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие;
з) выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина;
и) оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами;
к) прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.
1.3 Методы управления товароснабжением на предприятиях торговли
Совершенствование товароснабжения вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.
Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.
Успешное
функционирование системы товароснабжения
розничной торговой сети требует
оперативного сбора, обобщения и
передачи коммерческим службам информации
о состоянии торговли отдельными
товарами на каждом розничном торговом
предприятии. Оперативное управление
товароснабжением розничной торговой
сети возлагается на диспетчерскую
службу. Диспетчерская служба обеспечивает
постоянную связь с розничной
торговой сетью и оптовыми базами,
осуществляющими
Информация о работе Организация и технология товароснабжения розничной торговой сети