Организационные структуры управления санаторно-курортного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ………………………………………5


1.1 Понятие организационной структуры……………………………………5

1.2 Выбор и формирование структур управления………………………….7

1.3 Типы и виды организационных структур………………………………..9


2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНОГО КОМПЛЕКСА «ЗАРЯ» г. КИСЛОВОДСКА…………………………………………………………….18


2.1 Характеристика внешней и внутренней среды санаторного комплекса «Заря» г. Кисловодска……………………………………………18

2.2 Организационная структура санаторного комплекса………………..26

2.3 Рекомендации по оптимизации организационной структуры санатория «Заря»……………………………………………………………….28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Организационные структуры управления санаторно-курортного учереждения.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

    Организационная структура представляет собой внутреннее строение организации, совокупность элементов  системы и взаимосвязей между  ними, логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Особенности конкретных структур определяются окружающей средой, выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления, а выбор той или иной структуры - задачами и условиями функционирования и развития организации. Поэтому санаторию «Заря» в современных  условиях  необходимо  разработать долгосрочный стратегический курс, включающий совершенствование как системы планирования так и организации производства, не забывая при этом о постоянных взаимосвязи и взаимодействии данных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Создание  и деятельность каждой организации  происходит с учетом места, времени  и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования.  Организационная структура включает в себя две составные части:

  • структура – форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей;
  • организация – форма упорядоченности элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов.

     Многосторонность  содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно подчиняться производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

     Можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение: иерархический и органический.

     Иерархический тип структуры управления имеет  много разновидностей: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями  органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления. Все виды сводятся к четырем типам организационных структур:

  1. линейная структура – управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом, получающий официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность.
  2. функциональная структура – при сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, разработки которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

     С увеличением размеров и развитием  концентрации производства возникла необходимость  в приемлемых формах управления, соответствующие  характеру новых требований производства. В результате чего были созданы комбинированные структуры:

  • линейно-функциональные – основу оставляет «шахматный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации и предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений;
  • линейно-штабные – суть заключается в том, что функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т.д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе.
  1. дивизиональная структура характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения, которые могут строиться по трем критериям:
  • по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая ориентация);
  • по ориентации на потребителя (потребительская ориентация);
  • по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

     Соответственно  модернизациями дивизиональных структур являются дивизионально-региональная, дивизионально-технологическая и  дивизионально-продуктовая структуры  управления.

  1. Адаптивные или органические структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменение внешней среды и ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Существует два типа адаптивных структур:
  • проектный – формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий т.п.);
  • матричный – представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

      В данной работе мною была  рассмотрена организационная структура  санаторного комплекса «Заря»  г. Кисловодска.

      Организационная структура санаторного комплекса является линейно-функциональной, т.к. все руководители (заведующие)  всех подразделений управляют только своим отделом (или отделами) напрямую, т.е. линейно, и только заместитель генерального директора осуществляет руководство всеми подразделениями, находящимися на более низком уровне организационной структуры санатория, т.е. является функциональным руководителем.

    С учетом сформулированной санаторием «Заря» миссии были выделены следующие проблемы, стоящие перед организацией:

    -расширение круга предоставляемых услуг;

    -установление приемлемых цен на все виды услуг;

    -повышение квалификации сотрудников;

    -изучение потребностей отдыхающих.

    Жизненно  важной проблемой для санатория является разработка грамотной маркетинговой программы, которая не только бы решила вопрос увеличения рынка сбыта, но и продвинула предприятие в глазах потребителей продукции санаторно-курортного комплекса. Эта проблема связанна с похожестью мероприятий по оздоровлению у всех санаториев Кавказских Минеральных Вод.

    Данные  проблемы можно решить при организации совместной ассоциации турфирм и санатория, которая будет заинтересована в получении прибыли, можно добиться круглогодичной загрузки санатория при выработке гибкой ценовой политики: в зимний сезон снижать цену лечебно-курортных услуг до себестоимости и даже ниже, а в «пиковый» продавать их по более высоким ценам. Такая политика будет способствовать и решению социальной задачи - лечению на курортах всех слоев населения. Тандем «здравница - турфирма» может обеспечить и большие отчисления на обновление и расширение материальной базы санатория, что привлечет в него дополнительное количество отдыхающих и, соответственно, повысит прибыли обоих партнеров. 
 

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Абчук В.А.. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб. Издательство Михайлова В.А., 2005. – 463 с.;
  2. Андреев В.Ф., Гришина Н.Г., Лопатина С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатиной. – М.: Юрайт, 2007. – 265 с.;
  3. Аникин Б.А.. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 136 с.;
  4. Веснин В.Р.. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.;
  5. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 670 с.;
  6. Жолобов Ю.В.. Формула управления. Практические рекомендации. – М.: «Либерия – Бибиформ», 2005. – 168 с.;
  7. Кнорринг В.Н.. Искусство управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2007 г. – 282 с.;
  8. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. и др. – М.: 2006. – 432 с.;
  9. Румянцева Е.Е.. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – VI, 724 с.;
  10. Словарь-справочник менеджера/ Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 608 с.;
  11. Теория управления: Учебник/ Под общ. ред. А.В. Гапоненко, А.П. Панкрутина. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 558 с.;
  12. Уколов В.Ф.. Теория управления: Учебник для вузов/ В.Ф. Уколов, А.М. Масс. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. – 656 с.;
  13. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 618 с.;

Информация о работе Организационные структуры управления санаторно-курортного учреждения