Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа
Крупные банки тратят огромные средства на максимальную автоматизацию банковского дела, внедрение компьютерных технологий, развитие системных продуктов, глобальных сетей и передовых коммуникаций, на проведение рекламных компаний. Однако при этом, банки часто упускают из внимания реальные потребности клиентов. Чтобы обеспечить себе успех и завоевать расположение клиентуры, необходимо осваивать новые методы банковского менеджмента, стратегического планирования и новые виды услуг, новые подходы к удовлетворению клиентов.
Введение
Глава I. Сущность и основные тенденции развития
банковского менеджмента.
1.1. Развитие финансовой системы.
1.2. Сущность и основные этапы развития банковского
менеджмента.
Глава II. Организационные основы банковского менеджмента.
2.1. Выбор рациональной организационной структуры
коммерческого банка.
2.2. Развитие сети банковских филиалов.
Заключение
Список использованной литературы.
Управление активами и пассивами банка (И - и Ф - решения) преимущественно представлено операциями с финансовыми активами. Описание решений в точках 3 и 5 без изменений применимо к финансовому менеджеру нефинансовой фирмы. Описание решений в точке 4 расширено за счет включения наличности (процентов), возвращенной депозиторам.
Целью финансового менеджера, конечно, является максимизация ценности фирмы.
Концептуальная
схема осуществления принципов максимизации
ценности представлена на рис. 4.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ |
Управленческие установки и решения | _______ |
Цель банка |
______ |
Общество |
Стратегии достижения этой цели: |
1. Управление разницей между ценами, курсами,
ставками ("спред")
2. Контроль операционных издержек
3. Управление ликвидностью
4. Управление капиталом
5. Управление налогами
6. Управление внебалансовой деятельностью.
Рис.4. Осуществление принципа максимизации
ценности.
Теоретически целью банка должна быть максимизация его собственного капитала. Цели формируются под воздействием трех основных сил: 1) предпочтений собственников; 2) управленческих подходов и решений; 3) общественного выбора, проявляющегося в регулирующей и экономической сферах. Альтернативами максимизации богатства могли бы быть максимизация прибыли, максимизация объема деятельности и т.д.
Приняв за цель максимизацию ценности собственного капитала банка, получается шесть возможных стратегических направлений достижения этой цели. Эти направления формируются тремя факторами: 1) самой целью; 2) управленческими решениями и подходами; 3) обществом.
Шестью стратегическими направлениями являются1:
1. Управление "спредом" или "гэпом" ("спред" - разница между ценами, курсами, ставками; "гэп" - разрыв в сроках погашения активов и пассивов).
2. Контроль операционных издержек.
3. Управление ликвидностью.
4. Управление капиталом.
5. Управление налогами.
6.
Управление внебалансовой деятельностью.
___________________
1. Джозеф М.Синки, мл. Управление финансами
в коммерческих банках. - М.: 1994.
Каждая из указанных стратегий или прямо или косвенно затрагивает итоговую строку баланса банка и его риск потенциальных убытков и, следовательно, воздействует на его поток наличности, величину фондов и их рыночную стоимость.
Чтобы проследить воздействие этой схемы (с шестью стратегическими направлениями) на реальную деятельность банка, рассмотрим, как получается суммарная балансовая прибыль банка. Для этой цели используем типичную форму отчета банка о прибылях и убытках, представленную в табл. 2.
Из
таблицы 2 видно, что, например, управление
"спредом" затрагивает выражение
(ПД-ПР). Контроль операционных издержек
и управление внебалансовой деятельностью
относится к выражению (НД-НР), а управление
налогами - к ПН.
Таблица
2
Типичная
форма отчета банка о прибылях, убытках
(1) (2) (3)#(1)-(2) (4) (5)#(3)-(4) (6) (7) (8)#(6)-(7) (9)#(5)-(8) (10) (11)#(9)-(10) (12) (13)#11@/-(12) (14) (15)#(13)-(14) |
Процентный доход (ПД) Затраты
на выплату процентов (процентный расход)
(ПР) Чистый
процентный доход ("разница", "разрыв")
(ПД-ПР) Резерв
для покрытия потерь по ссудам (РПП) Чистый процентный доход после создания резервов
для покрытия потерь по ссудам (ПД-ПР-РПП) Непроцентный
доход, например, комиссион-ные (НД) Затраты,
не связанные с выплатой процента, например,
накладные расходы (НР) Чистый
доход, не связанный с процентом (НД-НР) Доход
от уплаты налогов и без учета убытков/
доходов от ценных бумаг (ПД-ПР)-РПП@(НД-НР) Подоходный
налог (ПН) Чистый
доход от операционной деятельности банка
[(ПД-ПР)-РПП@(НД-НР)] – ПН Доходы/убытки
от ценных бумаг (@/-ДЦП) Чистый доход (ЧД) ЧД#[(ПД-ПР)-РПП@(НД-НР)]
- НП @/- ДЦП Дивиденды
(Д) Суммарная нераспределенная прибыль (Нпр) (Нпр#ЧД-Д#[(ПД-ПР)-РПП@(НД-НР) |
Таблица 3
ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ БАНКА ЗА 1995 ГОД
1. БАЛАНС БАНКА
тыс.лей.
АКТИВ
1. Денежные средства, счета в Нацбанке
(касса, корсчет,ф-д регулирования) 21670 16475 -5195
2. Средства в банках и кредитных учреждениях
(корсчета в валюте (СКВ и СНГ), ресурсы др.
банков
3. Вложения в ценные бумаги, паи акции
(государственные сертификаты) - 5682 @5682
4. Кредиты предприятиям, населению
(в том числе просрочка - 11,5 млн.лей) 152668 202024 @49356
5. Основные средства и нематериальные
активы (здания, хозинвентарь)
6. Прочие активы (дебиторы банка, хозматериалы,
отвлеченные средства за счет прибыли) 29113 32700 @3587
7. ВСЕГО
активов
ПАССИВ
ОБЯЗЯТЕЛЬСТВА
1. Средства Национального банка (ресурсы) 110831 123099 @12268
2. Средства бвнков и кредитных учреждений
(счета иностранных банков) 1353 2031 @678
3. Средства клиентов, включая вклады населения
(вклады - 9 млн.лей, депозиты - 5 млн.лей) 67453 97783 @30330
4. Выпущенные банком долговые обязательтсва - - -
5. Прочие обязятельства (корсчета внутри
системы-890 сч., кредиторы банка) 6262 7212 @950
6. ВСЕГО
обязятельств
II. СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
7. Уставный фонд (простые, привил. акции) 5675 13860 @8185
8. Прочие фонды и другие собственные средства
(резервный фонд,010 в части основных средств,
фонд индексации МБП, износ, ФПСР, ФМП) 14849 26677 @11828
9. Прибыль (убыток) за отчетный год 21978 18363 -3615
10.ВСЕГО собственных средств (7@8) 20524 40537 @20013
11.ВСЕГО
пассивов
Внебалансовая статья:
Гарантии,
поручительства, выданные банком
100 @100
9929 - Расчетные документы, не оплаченные в срок - 306,8 млн.лей
9950 - Начисленные, но не оплаченные %% по ссудам - 10,9 млн.лей
В связи с тем, что развернутая форма финансового отчета АКБ "Банка сочиалэ" является коммерческой тайной, к сожалению, не возможно провести детальный анализ отчета банка о прибылях и убытках, но, руководствуясь приложенным отчетом, можно отметить, что прибыль банка на 01.01.1996 г. снизилась на 3615 тыс.лей по сравнению с данными на 01.01.1995 г., что связано с уменьшением денежных средств на счете в Национальном банке, а именно, в фонде регулирования.
Для максимизации банковской прибыли требуется, чтобы максимизировались "спред" (т.е. выражение (ПД-ПР), в то время как РПП,НР и ПН минимизировались. Конечно, все компоненты банковской прибыльности управляются величиной и содержанием банковского баланса.
Стратегия управления ликвидностью и капиталом также определяется структурой банковского баланса. Ликвидность может накапливаться в активах или приобретаться на рынке через управление пассивами. Капитал служит амортизатором или буфером для возможных убытков. Чем рискованней структура баланса банка в целом, тем дольше он нуждается в резервном запасе ликвидности и капитала.
Менеджмент финансовых услуг и финансовый рынок - взаимосвязанные явления. Поэтому развитие рынка финансовых услуг зависит от развития маркетинга финансовых услуг, а этапы развития маркетинга определялись формированием соответствующих секторов финансового рынка.
Развитие менеджмента финансовых услуг в мире прошло несколько этапов:
I ЭТАП (конец 50-х годов) - возникновение и развитие общего банковского менеджмента;
II ЭТАП (конец 50-х и начало 60-х годов) - отделение менеджмента расчетно-клиринговых услуг и традиционных банковских услуг (кредитование и прием денежных вкладов);
III ЭТАП (начало и середина 60-х годов) - развитие менеджмента в сфере страховых услуг, прежде всего в деятельности страховых компаний;
IV ЭТАП (середина 80-х годов) - проникновение маркетинга в сферу инвестиционно-фондовых услуг;
V ЭТАП (середина и конец 80-х годов) - приложение концепции синергии к менеджменту и маркетингу универсальной фирмы финансовых услуг.
Надо учесть, что каждый последующий этап сохранял и развивал опыт предыдущих, переходя с одного сегмента финансового рынка на другой. Наиболее полно этот опыт был использован при реализации концепции синергического маркетинга на базе создания универсальных фирм финансовых услуг, включающих отделения (филиалы, дочерние фирмы), предлагавшие различные виды услуг.
Банковский менеджмент явился основой зарождения менеджмента финансовых услуг, так как именно коммерческий банк (в ФРГ - в полном масштабе, в США - в урезанном виде) оказывал до 70-х г.г. большинство видов этих услуг.
Филип Котлер выделил несколько этапов развития банковского маркетинга как и общего маркетинга в коммерческих и промышленных фирмах. На первом этапе маркетинг выступает как реклама продвижения продаж. В конце 50-х годов банки и другие финансовые институты переживали растущую конкуренцию за сбережения и увеличивали свои обороты лишь за счет рекламы, дарили зонтики и другие мелочи своим клиентам, привлекая рекламных агентов и экспертов по продвижению продаж1.
_____________________
1. Philip Kotler. Marketing. Management: Analisis, Planning, Implementation
and Control bth ed. - N.X.: Prentice Hall, 1988, p. 26.
В результате усиления конкуренции на финансовом рынке в 50-х годах произошло перераспределение активов финансовой системы между уже существовавшими типами финансовых учреждений, а также возникли новые банки.
Во второй половине 50-х годов в США сформировалась индустрия кредитных карточек, в результате чего расчетно-клиринговые услуги потеряли институционную привязку к коммерческому банку. Под банковскими услугами стали пониматься только традиционные услуги банка (кредитование и прием денежных средств на вклад). Соответственно, стал формироваться маркетинг расчетно-клиринговых услуг компаний кредитных карточек. Ожесточенная конкуренция, развернувшаяся в индустрии кредитных карточек между банками, компаниями индустрии туризма и развлечений, нефтяными компаниями, розничными магазинами означала начало второго этапа развития банковского менеджмента.
Информация о работе Организационные основы банковского менеджмента