Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа
Крупные банки тратят огромные средства на максимальную автоматизацию банковского дела, внедрение компьютерных технологий, развитие системных продуктов, глобальных сетей и передовых коммуникаций, на проведение рекламных компаний. Однако при этом, банки часто упускают из внимания реальные потребности клиентов. Чтобы обеспечить себе успех и завоевать расположение клиентуры, необходимо осваивать новые методы банковского менеджмента, стратегического планирования и новые виды услуг, новые подходы к удовлетворению клиентов.
Введение
Глава I. Сущность и основные тенденции развития
банковского менеджмента.
1.1. Развитие финансовой системы.
1.2. Сущность и основные этапы развития банковского
менеджмента.
Глава II. Организационные основы банковского менеджмента.
2.1. Выбор рациональной организационной структуры
коммерческого банка.
2.2. Развитие сети банковских филиалов.
Заключение
Список использованной литературы.
В динамике за 1993 - 01.01.1996г. величина кредитных вложений в национальную экономику возросла в 3,2 раза, из них на долю краткосрочных кредитов приходилось 92,6 %, удельный вес долгосрочных кредитов составил 7,4 % общего объема или 110,8 млн.лей.
Именно в этот период возник спрос на маркетинг финансовых услуг - сперва как простой набор инструментария для работы в условиях нарождающейся рыночной системы, а затем на банковский менеджмент и маркетинг как стратегию и философию работы финансового учреждения. Прежде всего стал развиваться банковский маркетинг как маркетинг финансовых услуг, входящих в перечень традиционных услуг коммерческого банка как наиболее распространенного и развитого вида финансовых учреждений.
Финансовые услуги составляют существенную составную часть всей сферы услуг, поэтому закономерности их развития во многом соответствуют закономерностям эволюции сферы услуг, соответственно, банковский менеджмент и маркетинг финансовых услуг - составная часть общего менеджмента и маркетинга услуг.
Термином "финансовые услуги", как отмечал руководитель одного из отделов "Дрезднер банка" (Франкфурт, ФРГ) А.Унтенберг, первоначально обозначали дополнительные услуги банков, выходящие за рамки обычных кредитных и депозитных операций... Позднее, когда другие учреждения ("небанки") - универсальные магазины, компании кредитных карточек, торговцы автомобилями и т.п. - стали предлагать услуги финансового характера, прежде считавшиеся монополией банков, в понятие финансовых услуг стали включать депозитные и кредитные операции банков.
Об
общей тенденции роста сферы финансовых
усдуг в развитой рыночной экономике свидетельствует
динамика занятости в этой области. В США
с 1955 по 1980 г.г. численность наемных работников
в сфере услуг возросла с 30,1 до 64,8 миллиона
человек или на 115,3 %, причем около 8 % из
них было занято в финансово-кредитной
сфере и страховании. В 1980-1985 годах темпы
роста численности занятых в сфере финансово-кредитной
деятельности и страховании увеличились
до 2,8 % в год при общем среднегодовом уровне
темпа роста занятости в США 1,9 %.1
__________________
1. США: рынок потребительских товаров
и услуг. - М.: Наука, 1988, с. 16-17, 21.
Результатом этой эволюции стал менеджмент и маркетинг фирмы финансовых услуг как основного звена индустрии финансовых услуг. Для исследования современного банковского менеджмента необходимо использование концепции синергичного маркетинга, основывающегося на системно-функциональном подходе и опыте крупных финансовых групп, оказывающих весь комплекс финансовых услуг.
Объектом современного банковского менеджмента является система следующих функционально различных элементов:
1) кредитно-депозитные услуги;
2) расчетно-клиринговые услуги;
3) страховые услуги;
4) инвестиционно-фондовые услуги;
5) трастовые услуги;
6) услуги по лизингу;
7) услуги по факторингу;
8) услуги по финансовому консультированию;
9) услуги по целевому использованию денежных средств на жилищное строительство;
10)трансферт и обмен валют и т.д.
Дальнейшее развитие рынка финансовых услуг во многом будет зависеть от;
- удовлетворенности клиентов получаемыми услугами;
- отношений клиентов со служащими учреждений, оказывающих услуги;
- степени обученности и профессионального умения управленческого персонала этих учреждений;
- развития программно-информационного обеспечения и производства технических средств;
-
маркетинга финансовых услуг.1
____________________
1. Новые явления в сфере финансовых услуг
в промышленно развитых капиталистических
странах . - М.; ИНИОН, 1989, с. 30.
Для Молдовы особое значение имеет финансовая стабилизация и прекращение спада в экономике, развитие внешнеэкономических связей и освоение современных методов менеджмента.
Исходя
из вышеуказанных финансовых услуг, предоставляемых
банками и другими финансовыми учреждениями,
можно провести параллель, которая показывала
бы возможности их использования коммерческими
банками Республики Молдова и, именно,
АКБ "Banca Social=" (схема 1).
Схема
№ 1
Услуги,
оказываемые АКБ "Banca Social="
Прием, выдача вкладов и других сбережений | Привлечение и предоставле-ние кредитов | Осуществление расчетов по пору-чению клие-нтов и банков-корреспон-дентов | Покупка и продажа век-селей |
Покупка у организаций и граждан и продажа им наличной валюты, находя-щейся на счетах и во вкладах | Кассовое обслуживание клиентов | |
Покупка и продажа за границей драгоценных металлов и природных драгоценных камней, а также изделий из них | Ведение счетов клиентов и банков-корреспонден-тов | |
Привлечение и размеще-ние драгоценных метал-лов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответст-вии с международной банковской практикой | Финансирование капита-льных вложений по пору-чению владельцев или распорядителей инвести-руемых средств | |
Оказание консультацион-ных услуг | Покупка, хранение и про-дажа платежных докумен-тов, ценных бумаг и дру-гие, связанные с ними операции |
Выдача поручи-тельств, гаран-тий и иных обя-зятельств в поль-зу третьих лиц | Доверительные операции: при-влечение и раз-мещение средств, управ-ление ценными бумагами по по-ручению клиен-тов | Приобретение права требования на отпуск товаров и оказание услуг, принятие рисков и исполнение таких требований и ин-кассация таких тре-бований (факторинг) | Другие операции |
КОММЕРЧЕСКИЙ
БАНК
В условиях межбанковской конкуренции эффективная деятельность "Banca Social=" зависит от уровня предоставляемых финансовых услуг. В последнее время банк все активнее осуществляет нехарактерные для него операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая операции с ценными бумагами, лизинг, факторинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.
Задачу
закрепиться на рынке, найти свою "нишу"
решают, практически, все коммерческие
банки, включая и те, чьи стартовые условия
отличались существенным преимуществом,
образованные на базе бывших госбанковских
структур; "Молдова-Агроиндбанк",
"Молдиндконбанк", Банка сочиалэ",
"Банка де економий". Одновременно
на финансовый рынок Модовы внедряются
банки "новой волны" - "Петролбанк",
"Виктория-банк", "Мобиасбанк",
"Эксимбанк", "Ынтрепринзбанк",
активно наращивающие капиталы, по-новому
строящие как свои отношения с клиентами,
так и стратегию поведения на рынке.
1.2. Сущность и основные этапы развития банковского
менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществлляет работу по управлению.1
Значимость менеджмента на Западе была ясно осознана уже в 30-е годы. Уже тогда деятельность эта превратилась в профессию, в область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу, растущая роль которой заставила заговорить о "революции менеджеров".
Первый
прорыв в управленческой мысли, происшедший
в начале века, связан с теорией Ф.Тейлора.
"Тейлоризм" был основан на положении
о том, что управлять можно "научно",
перенеся идеи инженерных наук на управление
в низовом производственном звене.
____________________
1. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы
менеджмента. - Пер. с англ.: - М.: 1992.
Последующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли состоял в расширении "принципов управления", сформулированных А.Файолем в рамках "науки администрирования". Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента. Согласно А.Файолю1, процесс менеджмента состоит из пяти функций:
1) планирование (Planning);
2) организация (Organizing);
3) приказы (Commanding);
4) координация (Co-ordinating);
5)
контроль (Controlling);
___________________
1. Supervisory Skilis. Certificate. l. 1993
А.Файоль выявил 14 признаков управления:
1. Разделение труда, целью которого является выполнение, при тех же условиях, работы, большей по объему и лучшей по качеству.
2. Полномочия (право отдавать приказ) и ответсвенность.
3. Дисциплина, предполагающая послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.
4. Единоначалие (работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника).
5. Единство направления, согласно которому каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании).
7. Вознаграждение персонала, обеспечивающее верность фирме, поддержку работников.
8. Централизация в рациональном сочетании с децентрализацией.
9. Скалярная цепь, включающая ряд лиц на руководящих должностях.
10. Порядок и организованность.
11. Справедливость, сочетающая доброту и правосудие.
12. Стабильность рабочего места, предупреждение высокой текучести кадров, снижающей эффективность организации.
13. Инициатива персонала в процессе разработки плана и его усиленной реализации.
14. Корпоративный дух как результат гармонии персонала.
В настоящее время в зарубежной литературе управление рассматривается как реализация функции планирования, организации, мотивации и контроля, необходимая для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Питер Вейлл1 считает теорию управления основой движения за компетентность управления. Он полагает, что существуют различные, относительно независимые друг от друга, виды компетентности в управлении. В работе менеджера определенные результаты достигаются благодаря определенным видам компетентности, причем компетентность менеджера в достижении эффективности управления представляет собой переменную величину высшего порядка.
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При административной системе перечисление безналичных, по сути, условных сумм со счета одного предприятия на счет другого не вызывало у банка особых проблем. При переходе к рынку банк не ограничивается узким кругом функции ростовщичества - привлечением денежных ресурсов и выдачей их под проценты. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.
Информация о работе Организационные основы банковского менеджмента