Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:18, реферат
С раннего детства человек имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества.
Введение………………………………………………………………………5
1 Теоретические аспекты организационного поведения …………………7
1.1 Понятие и сущность ОП………………………………………............7
1.2 Роль и место ОП в системе наук и практике управления.……..……12
1.3 Модели ОП…………………………………..……………………...14
1.4 Содержание организационной культуры……………………..…18
2 Методы влияния на ОП…………………………………………………..…21
2.1 Факторы, влияющие на ОП……..…………………………………….21
2.2 Инновации и их влияние на ОП………………………………………..22
2.3 Влияние индивидуальных особенностей личности на ОП…………..27
2.4 ОП в различных национальных культурах……………………………29
2.5 Политические и экономические условия, влияющие на ОП…………31
3 Исследование проблем ОП в ОАО «КЕДР» и разработка путей их решения………………………………………………………………..…………33
3.1 Характеристика ОАО «КЕДР»………….……………………….……33
3.2 Проблемы организационного поведения в ОАО «КЕДР»…………..35
3.3 Варианты решения проблем………………….……………………….39
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………
— анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;
— выработка методов объяснения и способов предвидения поведения людей в организации;
— прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;
— формирование навыков управления поведением подчиненных и своим собственным;
— создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов;
— формирование организационной культуры компании.
Знание основ организационного поведения необходимо всем сотрудникам организации. Оно позволяет им прогнозировать собственное поведение в различных ситуациях, возможности профессионального продвижения или более высокого вознаграждения. Для менеджера эти знания профессионально необходимы.
Рис. 1 – Что такое организационное поведение [5]
Одна из основных отличительных черт науки об организационном
поведении – ее междисциплинарный характер. Как уже было сказано ОП объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематизированные знания о характере и причинах поступков людей) с другими дисциплинами – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями,
идеи).
Еще одна отличительная черта ОП – системность, опирающаяся на
результаты исследований и концептуальные разработки.
Третья особенность ОП – постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров. Современные управленцы весьма восприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования ОП, проверяют на практике новые модели.
Организационное
поведение можно
Общеизвестно, что гарантией успеха предприятия во многом является эффективное построение организации, а также динамичное управление.
Организовать – значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения.
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде; используют определенные знания и технические приемы. Организацией часто также называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единое целое.
Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации.
Выделяют 4 наиболее важных концепции менеджмента: [9]
Организационное
поведение опирается на две последние
концепции, и вместе с управлением
персонала образуют общественную
систему управления человеческими
ресурсами. Концепция управления
с позиций психологии и человеческих
отношений – менеджмент
рассматривается, как
наука, обеспечивающая выполнение работы
с помощью других людей, при
этом рост производительности труда
в большей степени обеспечивается за счет
изменения отношений между работниками
и менеджерами, нежели за
счет повышения заработной платы.
Исследования в этой области показали,
что изменения в отношении к людям
могут дать толчок к повышению производительности.
В свою очередь концепция управления
с позиций науки о
поведении – эффективность организации
напрямую зависит от эффективности ее
человеческих ресурсов. Составляющими
являются: социальное взаимодействие,
мотивация, власть и лидерство,
организационная и коммуникационная
система, содержательность работы и качество
жизни.
1.2
Роль и место организационного
поведения в системе наук и
практике управления
Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:
-
поведение организаций как
- поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.
Несмотря на то, что представление о поведении чаще всего относится к живым организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.
В большинстве отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
-
поведение индивидуумов как
- поведение групп, команд и других организационных группировок, характеризующихся общением "лицом к лицу", таких как клики или кружки друзей;
-
поведение организационных
-
поведение взаимосвязанных
- поведение организации во внешней среде и т.д.
Под организацией традиционно понимается объединение людей, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:
- цели организации;
- организационная структура;
- внутренняя и внешняя среда;
- совокупность ресурсов;
- нормативная и правовая основа;
- организационная культура.
Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.
Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе. Действительно, средства производства любой организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеет границ. Кроме того, в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более).
Этим можно объяснить тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет человеческим ресурсам, т.е. людям.
Одно из распространенных определений менеджмента в странах с развитым рынком - это "процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов.
Однако, если на Западе менеджмент ориентирован в основном на людей, ввиду доступности там всех иных ресурсов, то положение отечественной экономики, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами не такое радужное более того, мы еще не научились использовать эти ресурсы по рыночному.
Успех многих процветающих российских капиталистов связан не с эффективным использованием ресурсов, а скорее с неэкономическими факторами и использованием слабости государства и общества, неумением общества отстоять свои интересы, с возможностью влиять на государственные решения в угоду частным интересам.
В
хозяйственной организации
Все
они уникальны, находятся в постоянном
развитии и взаимодействии друг с
другом и с меняющейся окружающей
средой.
1.3
Модели ОП
Основой
моделей организационного поведения
можно считать две
Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:
Теория «Х»
- человек изначально не любит работать и будет избегать работы;
- поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации;
- средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «У»
- работа для человека так же естественна, как игра;
- внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей;
- средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации.
Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Существует
четыре модели организационного поведения:
авторитарная, опекунская, поддерживающая
и коллегиальная, основные черты
которых представлены в таблице
1.
Таблица
1 – Модели организационного поведения[6]
Авторитарная |
Опекунская |
Поддерживающая |
Коллегиальная | |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат для работника | Зависимость от непосредственного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | В существовании | В безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |