Организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время невозможно эффективное ведение бизнеса без четкой организации управления звеньями. В связи с этим, каждая организация должна иметь четкую организационную структуру управления, которая должна отвечать всем нормативам и правилам.
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ…………….4
1.1. Понятие организационной структуры управления……………………….4
1.2. Основные типы организационных структур управления………………..7
1.3. Принципы проектирования организационной структуры……………...10
1.4. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры…………..11
1.5. Выводы по 1 главе…………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……14
2.1. Виды бюрократических структур управлений……………………………..14
2.2. Виды адаптивных структур управлений…………………………………....22
2.3. Выводы по 2 главе…………………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

орг.структура. курсач.docx

— 263.48 Кб (Скачать)
lign:justify">Эти структуры связаны  с передовыми научно-практическими  разработками в области менеджмента  и управленческих технологий конца  ХХ – начала XI веков. Характеризуются отказом от жестко детерминированной многоуровневой иерархии в пользу гибких инновационных моделей, построенных на горизонтальных связях.

Инновационные структуры  ориентированы на мобилизацию всех организационных ресурсов для достижения структурного и функционального  эволюционирования организации  на основе взаимосвязей как внутри, так и вне ее границ.

Достижение организационной  эффективности в них обеспечивается за счет:

  • знаний, интеллекта;
  • инициативы, творчества;
  • обучаемости;
  • креативности;
  • культуры, ценностей.

Инновационные формы включают такие  виды структур как виртуальные, сетевые, многомерные, организации  с внутренними рынками, предпринимательские, самообучающиеся,  глобальные  и  др.

Современные разработки совершенно по-новому представляют сущность организационных  структур современных компаний: инфраструктура сложной организации выступает прототипом нервной системы живых организмов при адекватном проектировании и поддержке электронными диалоговыми средствами управления.5

        В организациях инновационного типа успех формируется на уровне

измерений нового поколения:

  • глобальные информационные системы;
  • современные компьютерные технологии;
  • диверсификация операций;
  • мышление сетевого и глобального масштаба;
  • нововведенческая экспансия.

 

    1. Принципы проектирования организационной структуры

 

Проектирование организации  нужно рассматривать в двух аспектах:

  • статический -  создание структуры управления;
  • динамический – сопровождение процессов, протекающих в организации.

Проектирование организационной  структуры должно рассматриваться  по принципу «сверху-вниз» и включать в себя 3 основные стадии:

  1. композиция – формирование общей структурной схемы аппарата управления организации на основе определения ее концепции, целей, принципов функционирования, отношений с внешней средой;
  2. структуризация – определение состава основных подразделений и связей между ними путем установления целей, задач, состава конкретных структурных подразделений, разделения и кооперации труда исполнителей;
  3. регламентация – разработка количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.

Проектирование организации - это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных  переменных, таких как:

  1. Разделение труда и специализация. Разделение труда происходит по двум направлениям: вертикальному (уровни управления) и горизонтальному (специализация с выделением наиболее критических областей деятельности);
  2. Департаментализация - группировка схожих работ по результатам;
  3. Коммуникации (связи) и механизм координации;
  4. Масштаб управляемости и контроля - отвечает на вопрос о количестве людей и работ, которые могут быть эффективно объединены под единым руководством;
  5. Распределение прав и ответственности;
  6. Централизация и децентрализация.                                         Централизация предполагает концентрацию прав принятия решений на верхнем уровне руководства, децентрализация - делегирование полномочий по иерархической лестнице вниз;
  7. Дифференциация и интеграция.                                                   Дифференциация отражает степень обособления подразделений, интеграция - степень сотрудничества.

 

    1. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры

Основными факторами, влияющими  на выбор организационной структуры  управления, являются:

- Внешняя среда.

Повышение сложности, динамичность и неопределенность среды требует от организации высокой гибкости для обеспечения адаптивности.

   - Технология работы в организации.

Основными переменными являются: степень стандартизации знаний и  навыков выполнения работ, неопределенность в поступлении работы и ее выполнения, взаимозависимость работ в организации. Наиболее простые схемы будут  у подразделений, которые характеризуются  высокой стандартизацией работ и определенностью поступления работы в конкретное место выполнения.

Наиболее сложные структурные  схемы будут у подразделений, характеризующихся высокой неопределенностью  относительно того, как выполнять  работу, а также неопределенностью  в отношении поступления работы.

Чем выше взаимозависимость  работ в организации, тем больших  усилий потребуется для интеграции ее элементов. Это потребует усложнения структуры, вплоть до перехода к матричным  элементам. Использование современных  информационных технологий позволяет  эффективно решать проблемы взаимозависимости  задач.

    - Идеология управления.

Ценности, принципы, стиль  руководства могут существенно  повлиять на развитие горизонтальных связей, масштаб управляемости, количество уровней управления и т. д. Приверженность централизации приводит к установлению многоуровневой иерархии, демократический  стиль управления способствует децентрализации  управления и делегированию полномочий подчиненным;

    - Стадии жизненного цикла организации.

По мере роста организации  от малых размеров до крупной компании, от простой к сложной, должны пересматриваться проблемы разделения труда и кооперации.

    • На стадии становления (небольшая организация производит один вид продукции) - это линейная или линейно-функциональная структура.
    • На стадии роста происходит усиление процесса специализации функций, появляются новые подразделения, одновременно усиливается контроль за их деятельностью.
  • На стадии зрелости, по мере увеличения объемов и разнообразия продукции, средние и крупные организации начинают активно менять свои структуры, возникают дивизиональные структуры, которые в дальнейшем, при росте неопределенности среды, будут искать возможности перехода к гибким структурам.

     - Территориальное размещение производства.

Выход на зарубежные рынки  и размещение подразделений предприятия  за рубежом делает структуру организации  более громоздкой и потребует  при проектировании учета факторов глобализации и интернационализации;

     - Мотивированность работников.

 

1.5. Выводы по 1 главе:

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.

Организационная структура  должна обладать такими качествами как  оптимальность, гибкость, адаптивность, оперативность, устойчивость, экономичность.

При проектировании структуры  управления необходимо соблюдать следующее  основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать  кратчайшую цепь команд.

Выделяют три типа организационных  структур: иерархические (основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений);  адаптивные (характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкости структуры власти, широко распределяемой ответственностью); и инновационные (отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, эффективными гетерархическими связями).

Выбор типа организационного устройства определяется ситуационными  факторами, учитывающими совокупность внешних и внутренних условий, в  которых действует конкретная организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Виды бюрократических структур управлений

 

Линейная  структура

Линейная организационная  структура относится к простейшему  виду бюрократических структур, в  ней воплощены принципы централизма  и единоначалия. Руководитель наделен  всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему  объекта.

Каждый подчиненный имеет  только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных  в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет  к увеличению числа уровней управления. 6(рис.1)

Рис. 1. Линейная структура управления

 

Линейная структура формируется  по производственному признаку с  учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.

Простота структуры влечет за собой как достоинства, так  и недостатки.

Достоинства: 

  • оперативность принятия и реализации управленческих решений;
  • относительная простота реализации функций управления;
  • четко выраженная ответственность.

Недостатки:

  • разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
  • множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
  • при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • увеличение количества уровней управления при росте организации;
  • жесткость структуры.

Данный тип организационной  структуры управления применяется  в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством  при отсутствии у них разветвленных  кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее  время такая структура используется в системе управления производственными  участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

Функциональная структура  управления

Для неё характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения  соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При  формировании структуры управления организация делится на традиционные функциональные блоки - это отделы производства, маркетинга и финансов. В свою очередь, при необходимости эти отделы подразделяются на мелкие функциональные подразделения. 7 (рис.2)

Рис. 1. Функциональная структура управления

Преимущества  функциональной структуры:

  • выcoкaя кoмпeтeнтнocть cпeциaлиcтoв, oтвeчaющиx зa ocyщecтвлeниe кoнкpeтныx функций;
  • освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вoпpocoв и pacшиpeниe иx вoзмoжнocтeй пo oпepaтивнoмy yпpaвлeнию пpoизвoдcтвoм;
  • coздaниe ocнoвы для иcпoльзoвaния в paбoтe кoнcyльтaций oпытныx cпeциaлиcтoв, yмeньшeниe пoтpeбнocти в cпeциaлиcтax шиpoкoгo пpoфиля.

Недостатки:

  • тpyднocти пoддepжaния пocтoянныx взaимocвязeй мeждy paзличными фyнкциoнaльными cлyжбaми;
  • длитeльнaя пpoцeдypa пpинятия peшeний;
  • oтcyтcтвиe взaимoпoнимaния и eдинcтвa дeйcтвий мeждy фyнкциoнaльными cлyжбaми;
  • cнижeниe oтвeтcтвeннocти иcпoлнитeлeй зa paбoтy в peзyльтaтe тoгo, чтo кaждый иcпoлнитeль пoлyчaeт yкaзaния oт нecкoлькиx pyкoвoдитeлeй;
  • дyблиpoвaниe и нecoглacoвaннocть yкaзaний и pacпopяжeний, пoлyчaeмыx paбoтникaми, пocкoлькy кaждый фyнкциoнaльный pyкoвoдитeль и cпeциaлизиpoвaннoe пoдpaздeлeниe cтaвят cвoи вoпpocы нa пepвoe мecтo.

Функциональная структура  управления обычно применяется на крупных  предприятиях. Около четверти крупных предприятий США, например,  используют именно эту структуру.

Линейно-функциональная структура

Линейно-функциональная  структура – это наиболее распространенный вид иерархических структур.

Эта структура органов управления, состоящая из:

Информация о работе Организационная структура