Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа
В настоящее время невозможно эффективное ведение бизнеса без четкой организации управления звеньями. В связи с этим, каждая организация должна иметь четкую организационную структуру управления, которая должна отвечать всем нормативам и правилам.
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ…………….4
1.1. Понятие организационной структуры управления……………………….4
1.2. Основные типы организационных структур управления………………..7
1.3. Принципы проектирования организационной структуры……………...10
1.4. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры…………..11
1.5. Выводы по 1 главе…………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……14
2.1. Виды бюрократических структур управлений……………………………..14
2.2. Виды адаптивных структур управлений…………………………………....22
2.3. Выводы по 2 главе…………………………………………………………....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Организационная структура управления…………….4
ГЛАВА 2. Виды организационных структур управления……14
2.1. Виды бюрократических
структур управлений……………………………
2.2. Виды адаптивных структур управлений…………………………………....22
2.3. Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время невозможно эффективное ведение бизнеса без четкой организации управления звеньями. В связи с этим, каждая организация должна иметь четкую организационную структуру управления, которая должна отвечать всем нормативам и правилам.
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций.
Эффективность управления деятельностью зависит оттого, насколько грамотно сформирована организационная структура управления и насколько она соответствует цели деятельности организации.
В настоящее время под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности. Можно сказать, что структура управления есть не что иное, как оптимальное распределение работы, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между членами коллектива организации.
Целью моей курсовой работы является изучение организационных структур управления, выявление их сущности.
Объектом курсовой работы являются организационные структуры управления.
Предметом – изучение и анализ основных видов механистических и органических организационных структур.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
- метод научного анализа;
- сравнительный метод;
- классификация;
- обобщение.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе представлена информация о понятии и принципах построения организационных структур, факторов, влияющих на их выбор и, соответственно, о типах структур управления.
Во второй - рассматриваются виды механистических и органических структур управления, их сущность и области их применения.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Термин «организация» происходит от французского слова organisation и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.
Понятие «структура» латинского
происхождения и обозначает расположение
и связь составных частей чего-либо,
строение. В теории менеджмента словосочетание
«организационная структура» чаще всего
используется для обозначения внутреннего
строения организаций, совокупности взаимосвязей
между подразделениями и
Структура - один из важнейших компонентов системы, которая в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой ориентации и придает системе определенную направленность.
Организации создают структуры
для того, чтобы обеспечивать координацию
и контроль деятельности своих подразделений
и работников. Структуры организаций
отличаются друг от друга сложностью,
т.е. степенью разделения деятельности
на различные функции; формализацией,
т.е. степенью использования заранее
установленных правил и процедур;
соотношением централизации и
Например, аппарат любого выборного органа власти с точки зрения строгой теории представляет собой именно структуру, поскольку призван обеспечивать функционирование власти вне жесткой зависимости от ее политической ориентации. На практике часто аппарат формируется непосредственно под влиянием победивших на выборах политических сил, начинает представлять собой вполне определенным образом ориентированную систему с заданными извне политическими установками. С другой стороны, аппарат, научившийся при частых сменах власти выживать самостоятельно и имеющий установку на самодостаточность, часто начинает весьма успешно «подстраивать под себя» политиков и тем самым заявляет о себе как о сложившейся системе.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.1
Основные элементы структуры управления:
В настоящее время специалисты, характеризуя организационные структуры, оперируют понятием департаментализация, которое обозначает процесс деления компании на отдельные блоки или департаменты, имеющие четко определенные обязанности и задачи и несущие ответственность.2
Структура управления должна обеспечивать устойчивые взаимоотношения и взаимосвязи всех структурных компонентов организации, способствующие реализации выработанных целей.
К структурам управления предъявляются определенные требования, вот основные из них:
Организационная структура
выражает форму разделения и кооперации
труда в сфере управления и
оказывает активное воздействие
на процесс функционирования предприятия.
Чем совершеннее структура
Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:
На сегодняшний день принято выделять уже не два, как было раньше, а три типа организационных структур. К ним относятся:
Бюрократические структуры управления
Бюрократические (иерархические) структуры управления характеризуются следующими признаками: жесткая детерминация организационного устройства, стандартизированные и устойчивые задачи, фиксированная иерархия управления, формализация правил и процедур, властно-авторитарный тип руководства, централизация принятия решений, четко определенные полномочия и ответственность, иерархическая система контроля.
В основе иерархических структур управления лежат принципы «рациональной бюрократии» М. Вебера, которые состоят в следующем:
Бюрократические структуры управления включают в себя линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные структуры.3
Органические (адаптивные) структуры
С начала 60-х гг. XX в. многие
организации стали
Другое их название - органические структуры, имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы. Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.4
В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур:
Перспективные (инновационные) структуры