Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:16, курсовая работа
Целью исследования: рассмотреть организационную структуру на предприятии.
Задачи курсовой:
1 Дать понятие организационной структуры управления;
2 Дать характеристику механистических и органических структур управления и их отличий;
3 Перечислить основные виды организационных структур;
4 Перечислить особенности, преимущества и недостатки видов организационных структур;
5 Рассмотреть организационную структуру управления на предприятии: указать её тип, выделить уровни управления;
6 Описать особенности каждого уровня управления;
7 Указать недостатки существующей организационной структуры управления и предложить направления её совершенствования.
Введение………………………………………………………………………………………....3
1 Теоретические аспекты организационной структуры управления…………………………..4
1.1 Понятие организационной структуры…………………………………………………...4
1.2 Характеристика механистических и органических структур управления …………....5
1.3 Основные виды организационных структур управления……………………………....7 2 Анализ организационной структуры управления на предприятии…………………………..19
2.1 Характеристика организации……………………………………………………………19
2.2 Тип организационной структуры управления на предприятии……………………….20
2.3 Уровни управления………………………………………………………………………20
2.4 Согласование существующей структуры управления…………………………………21
с требованиями по нормативам управляемости
2.5 Недостатки существующей организационной структуры…………………………….22
и предложения направлений её совершенствования
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников………………………………………………………….26
Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор. Наглядным тому примером является переход в 80-е гг. электронных компаний в организационном проектировании от использования механистического подхода к использованию органического.
Таблица 1 – Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации (их отличия) [15]
Механистический тип организации |
Органический тип организации | |
Характеристики |
Узкая специализация в работе Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Отношения формальные и носят официальный характер |
Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Отношения неформальные и носят личностный характер |
Условия |
Несложное, стабильное окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует
Признается данная власть |
Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается |
1.3 Основные виды организационных структур управления
Теперь перейдем к рассмотрению конкретных видов организационных структур управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними [5].
Различают связи:
1 Линейные (административное подчинение);
2 Функциональные (по сфере деятельности без прямого административного
подчинения);
3 Межфункциональные или кооперационные (между подразделениями одного и
того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
1 Линейная;
2 Функциональная;
3 Линейно-функциональная;
4 Дивизиональная;
5 Региональная;
6 Матричная.
Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом [6].
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника [7].
Как видно из схемы (рисунок 1), в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Рисунок 1- Линейная структура управления [15]
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Таблица 2 – Преимущества и недостатки линейной структуры управления [15]
Преимущества |
Недостатки |
1 Единство и четкость распорядительства 2 Согласованность действий исполнителей 3 Простота управления 4 Оперативность в принятии решения 5 Четко выраженная ответственность 6 Личная ответственность руководителя |
1 Высокие требования к руководителю 2 Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений 3 Затруднительные связи между инстанциями 4 Концентрация власти у руководителя |
Функциональная (многолинейная)
организационная структура
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности [8].
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п.
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей [9].
Как видно из приведенной ниже схемы (рисунок 2), вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление.
Рисунок 2 - Функциональная структура управления [15]
Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.
Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 3).
Таблица 3 – Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры управления [15]
Преимущества |
Недостатки |
1 Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций 2 Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов 3 Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов 4 Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций 5 Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля |
1 Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений 2 Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами 3 Появление тенденций чрезмерной централизации 4 Длительная процедура принятия решения 5 Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения |
Линейно-функциональная организационная структура управления - ступенчатая иерархическая структура (рисунок 3). Ее также называю линейно-штабной. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления [10].
Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации [11].
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.
Рисунок 3 - Линейно-функциональная структура управления [15]
В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений [12].
Таблица 4 – Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления [15]
Преимущества |
Недостатки |
1 Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 2 Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3 Возможность привлечения консультантов и экспертов |
1 Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями 2 Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации 3 Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации |
Информация о работе Организационная структура на предприятии