Организационная структура на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: рассмотреть организационную структуру на предприятии.
Задачи курсовой:
1 Дать понятие организационной структуры управления;
2 Дать характеристику механистических и органических структур управления и их отличий;
3 Перечислить основные виды организационных структур;
4 Перечислить особенности, преимущества и недостатки видов организационных структур;
5 Рассмотреть организационную структуру управления на предприятии: указать её тип, выделить уровни управления;
6 Описать особенности каждого уровня управления;
7 Указать недостатки существующей организационной структуры управления и предложить направления её совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
1 Теоретические аспекты организационной структуры управления…………………………..4
1.1 Понятие организационной структуры…………………………………………………...4
1.2 Характеристика механистических и органических структур управления …………....5
1.3 Основные виды организационных структур управления……………………………....7 2 Анализ организационной структуры управления на предприятии…………………………..19
2.1 Характеристика организации……………………………………………………………19
2.2 Тип организационной структуры управления на предприятии……………………….20
2.3 Уровни управления………………………………………………………………………20
2.4 Согласование существующей структуры управления…………………………………21
с требованиями по нормативам управляемости
2.5 Недостатки существующей организационной структуры…………………………….22
и предложения направлений её совершенствования
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

курсовая5 менеджмент.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

Большинство специалистов видят  в органическом подходе будущее  и продолжают усиленно критиковать  механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические  условия, в которых действует  конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. В  управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор. Наглядным тому примером является переход в 80-е гг. электронных компаний в организационном проектировании от использования механистического подхода к использованию органического.

 

 

 

Таблица 1 – Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации (их отличия) [15]

 

Механистический тип

организации

Органический

тип организации

Характеристики

Узкая специализация в  работе

Работа по правилам

Четкие права и ответственность

Ясность в уровнях иерархии

Объективная система вознаграждения

Объективные критерии отбора кадров

Отношения формальные и носят  официальный характер

Широкая специализация в  работе

Мало правил и процедур

Амбициозная ответственность

Уровни управления размыты

Субъективная система  вознаграждения

Субъективные критерии отбора кадров

Отношения неформальные и  носят личностный характер

Условия

Несложное, стабильное окружение

Цели и задачи известны

Задачи поддаются делению

Задачи простые и ясные

Работа измеряема

Оплата труда мотивирует

 

Признается данная власть

Сложное, нестабильное окружение

Неопределенность целей и задач

Задачи не имеют четких границ

Задачи сложные

Работу измерить сложно

Мотивирование потребностей верхнего уровня

Авторитет власти завоевывается

 

1.3 Основные виды организационных структур управления

Теперь перейдем к рассмотрению конкретных видов организационных  структур управления, относящихся к  бюрократическому или органическому  типу.

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и характер связи между ними [5].

Различают связи:

1 Линейные (административное подчинение);

2 Функциональные (по сфере деятельности без прямого административного 

    подчинения);

3 Межфункциональные или кооперационные (между подразделениями одного и

   того же уровня).

В зависимости от характера  связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

1 Линейная;

2 Функциональная;

3 Линейно-функциональная;

4 Дивизиональная;

5 Региональная;

6 Матричная.

Линейная организационная  структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют  одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом [6].

Поскольку в линейной структуре  управления решения передаются по цепочке  «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника [7].

Как видно из схемы (рисунок 1), в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут  быть устранены функциональной структурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Линейная структура управления [15]

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут  быть устранены функциональной структурой.

Таблица 2 – Преимущества и недостатки линейной  структуры управления [15]

Преимущества

Недостатки

1 Единство и четкость распорядительства

2 Согласованность действий исполнителей

3 Простота управления

4 Оперативность в принятии решения

5 Четко выраженная ответственность

6 Личная ответственность руководителя

1 Высокие требования к руководителю

2 Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

3 Затруднительные связи между инстанциями

4 Концентрация власти у руководителя

 

Функциональная (многолинейная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций  по конкретным вопросам возлагается  на специалистов, то есть каждый орган  управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности [8].

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что  создает двойное подчинение для исполнителей [9].

Как видно из приведенной  ниже схемы (рисунок 2), вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Функциональная структура управления [15]

Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.

Как и линейная, многолинейная  структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 3).

Таблица 3 – Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры управления [15]

 

Преимущества

Недостатки

1 Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

2 Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов

3 Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов

4 Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций

5 Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

1 Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

2 Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами

3 Появление тенденций чрезмерной централизации

4 Длительная процедура принятия решения

5 Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

 

 

Линейно-функциональная организационная  структура управления - ступенчатая иерархическая структура (рисунок 3). Ее также называю линейно-штабной. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления [10].

Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации [11].

Многолетний опыт использования  линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто  повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Линейно-функциональная структура управления [15]

 

В то же время выявились  и существенные недостатки, среди  которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений [12].

Таблица 4 – Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления [15]

Преимущества

Недостатки

 

1 Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников

2 Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем

3 Возможность привлечения консультантов и экспертов

 

1 Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями

2 Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации

3 Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации

Информация о работе Организационная структура на предприятии