Автор: Наталия Тен, 09 Декабря 2010 в 21:10, курсовая работа
Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации. Задача цели – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Для реализации данной задачи требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна.
Задачами темы выступают:
1. Определение сущности организационной культуры.
2. Анализ организационной культуры личности и компании.
3. Управление организационной культурой.
Введение
Глава 1. Сущность организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры
1.2. Источники организационной культуры
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры
Глава 2. Анализ организационной культуры
2.1. Особенности и принципы организационной культуры
2.2. Структура организационной культуры
2.3. Типы организационной культуры
Глава 3. Управление организационной культурой
3.1. Формирование организационной культуры
3.2. Поддержание организационной культуры
3.3. Изменение и рекомендации по изменению
организационной культуры
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
Глава 1. Сущность организационной культуры
1.1. Понятие
организационной культуры
1.2. Источники организационной культуры
1.3. Многоуровневая модель организационной культуры
Глава 2. Анализ организационной культуры
2.1. Особенности и принципы организационной культуры
2.2. Структура организационной культуры
2.3. Типы
организационной культуры
Глава 3. Управление организационной культурой
3.1. Формирование организационной культуры
3.2. Поддержание организационной культуры
3.3. Изменение и рекомендации по изменению
организационной
культуры
Заключение
Список
используемых источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме - организационная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
Организация
функционирует и развивается, как
сложный организм. Постоянно подвергаясь
влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь
к изменениям, современная организация
должна иметь способность формировать
и накапливать потенциал, который может
обеспечить не только своевременную и
адекватную реакцию на воздействия внешней
среды, но и даст возможность активно изменять
окружающую действительность, эффективно
управлять функционированием и развитием
многочисленных элементов и подсистем
организации. Этот "жизненный" потенциал
деятельности организации обеспечивает
организационная культура: то, ради чего
люди стали членами организации; то,
как строятся отношения между ними, какие
принципы и методы выполнения работ используются
в деятельности организации. Это обуславливает
не только различие между организациями,
но и определяет успех ее функционирования
и выживания в конкурентной борьбе. В любой
организации существует диалог между
людьми, носителями организационной культуры,
с одной
стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой2.
Степень разработанности проблемы курсовой работы на тему «Организационная культура» была исследована с помощью написанных в последние годы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, а также исследовательских работ известных ученых, таких как Короткова Э. М. « Организационное поведение», Смирнов Э. А. «Основы теории организации», Зайцев Л. Г., Соколова М. И. «Организационное поведение» и так деле. Из этого списка особенно хотелось бы выделить книгу К.С. Камерона и Р.Э. Куинна «Диагностика и изменение организационной культуры». Задачей этой книги является привлечение внимания управляющих и ученых к вспомогательным средствам, позволяющим лучше справляться с совершенствованием организационной культуры, для улучшения показателей деятельности организации3. Комплекс этой литературы позволяет исследовать тему курсовой работы « Организационная культура» полностью.
Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации. Задача цели – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Для
реализации данной задачи требуется, кроме
всего прочего, сформировать ценностные
установки личности, организации, отношений
и т.д. Речь идет о нормах, правилах,
или стандартах, на организационном
поведении. Любое поведение должно оцениваться
или самооцениваться по наиболее общественно
прогрессивным меркам. Это довольно большая
область приложения сил и для теоретиков,
и для практиков. Актуальность изучения
и применения таких норм, правил и стандартов
несомненна.
Задачами темы выступают:
1. Определение сущности организационной культуры.
2.
Анализ организационной
3.
Управление организационной
Предметом исследования в данной курсовой работе является культура организации. Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние»4. В другой работе сделан такой вывод: «Теперь, в 1990-е гг., мы понимаем, что корпоративная культура имеет важнейшее значение для успеха организации и с трудом поддается изменению5. Вариации культурных ценностей могут оказывать существенное влияние на текучесть кадров в организации и, возможно, на эффективность деятельности работников.
Объектом
исследования является организация. Организация
- многомерное явление, живое, подвижное-в
ее состав входят люди, оборудование, здания,
деловые бумаги, инфраструктура, люди
работают, ступают в различные отношения
- личные, управленческие, сотрудничества,
конфликтные, официальные и неофициальные,
властные и дружеские и т.д.
ГЛАВА 1. Сущность организационной
культуры
В
современной литературе, как и
многие другие термины организационно-
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Организационная культура - это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации7.
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации8.
Часто
организационная культура трактуется
как принимаемые большей частью
организации философия и
Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Третьим общим атрибутом термина организационной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работником через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.
Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом.
Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные элементы передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения (Приложение 1).
Вопрос
о степени влияния
1.2
Источники организационной
культуры
Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации.
Внешняя среда - под факторами внешней среды в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества. Например, революция в России в 1917 г. на длительный период времени определила организационную культуру социалистических предприятий, укрепив командно-административный стиль руководства.
Общественные ценности - общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на организационную культуру компаний. К данной группе факторов можно отнести преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие к властям, нацеленность на действие и активную жизненную позицию и т.д. Например, в разных странах разное значение придают проблеме затрат времени. Различное отношение к вопросам эффективного использования времени повлияет на организационную культуру компаний: в разных странах в разное время начинается и заканчивается рабочий день, разное время отводится на перерывы, различное количество нерабочих дней и разная продолжительность отпусков. Часто специалистам, работающим за рубежом, трудно привыкнуть к необычному для них распорядку дня.
Внутренняя среда организации - третий источник организационной культуры образуют специфические внутренние факторы самой организации. Например, развитие технологической среды будет влиять на требования компании к уровню квалификации персонала, что, в свою очередь, может отразиться на ее организационной культуре. Высокотехнологичные компании будут принимать на работу квалифицированных специалистов, сформировавших систему ценностей в процессе предшествующей социализации. Такая ситуация может привести к формированию отдельных элементов чужеродных субкультур, таких как группы с различной идеологией и системой ценностей, что значительно усложнит развитие единой сильной организационной культуры. Это повлияет и на структуру власти в организации: те группы, которые непосредственно связаны с развитием технологической среды, будут обладать большей властью и, таким образом, сформируют доминирующую коалицию, ценности которой будут определять организационную культуру компании.