Организационная культура

Автор: a**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.п. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности если для этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры.

Работа содержит 1 файл

Орг. культура.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Курсовая  работа

по менеджменту

Микроэкономика

Тема:

«Организационная  культура»

Выполнил:

Поляков Илья Борисович

Учебная группа М-33

1II курс

Проверила:

Пузина Татьяна  Николаевна

МОСКВА 2001 

Содержание

 

Введение

 

  Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает  сильное влияние, как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.п. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности если для этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры.

Внутренняя  жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере.

  Предмет организационной культуры представляет собой одну из наиболее благовидных  форм воздействия на организацию  на ближайшее время.

  По  мнению французского исследователя  организационной культуры Н. Деметр, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способе предпринимательской деятельности.

 

  1. Роль  и значение организационной культуры для эффективного управления организацией
 

  Важность  организационной культуры в деле успешного функционирования фирмы является общепризнанной во всем цивилизованном мире. Все преуспевающие компании без исключения создали и поддерживают у себя ярко выраженные организационные культуры, наиболее соответствующие целям и ценностям компании и четко отличающие одну фирму от другой. Однако из этого не следует, что сильные культуры являются атрибутом крупных компаний. Сегодня одной из основных составляющих успеха любой компании является сильная организационная культура. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате целенаправленных усилий по развитию духа корпорации.

  Организационная культура представляет собой стратегический инструмент, позволяющий ориентировать  персонал на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечить лояльность, облегчить общение.

  Рассмотрим, как основные типы организационной  культуры влияют на организационную эффективность.

  В организациях с культурой власти особую роль играет фигура лидера. Его личные качества и способности определяют политику фирмы, его мнение является решающим фактором в продвижении сотрудников по иерархической лестнице, его умение управлять становится залогом эффективности деятельности.

  В организациях с ролевой культурой строгое  функциональное распределение ролей и специализация сотрудников, действующих на основе Системы регламентированных правил, процедур и стандартов, позволяет эффективно функционировать в стабильной окружающей среде, при условии отлаженной координации действий сотрудников разных уровней управления.

  Культурные  задачи в первую очередь ориентирует  фирму на решение задач и реализацию проектов. Высокий профессионализм  сотрудников и их эффективная  кооперация в большой степени  определяют успешность функционирования.

  В компаниях, где участники объединяются в организацию для достижения своих личных целей, развивается культура личности. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться.

  Одним из наиболее важных факторов, определяющих производственный успех фирмы, является ее философия, т. е. те основополагающие принципы, на основе которых строится вся деятельность. Целенаправленное формирование ключевых принципов и целей, их официальное провозглашение, реализация менеджерами фирмы и закрепление документально становятся залогом создания положительных внешнего и внутреннего имиджа фирмы и, следовательно, повышения эффективности ее деятельности. Системы таких принципов и целей, стиль ведения дел и взаимоотношений с внешней и внутренней средой фирмы составляют кредо фирмы.

  Различают два пути влияния культуры на организационную  жизнь. Во-первых, культура и поведение  взаимно влияют друг на друга. Во-вторых, культура  влияет не только на то, что  люди делают, но также и на то, как  они это делают. Существуют различные подходы (модели) к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Так, например, модель Сате рассматривает влияние культуры на организационную эффективность через семь процессов:

  • кооперацию между индивидами и частями организации; ^

  • принятие решений;

  • контроль; 

  • коммуникации;

  • посвященность  организации;

  • восприятие организационной среды;

  • оправдание своего поведения.

  От  того, как протекают эти процессы, зависит эффективность функционирования организации.

  Кооперация  как образец поведения в организации  всегда эффективнее, чем работа отдельных  исполнителей и подразделений. В  японской модели менеджмента (культуре) высшей ценностью является философия  групповой работы, в американской же — индивидуалистической.

  Принятие  решений. Практически каждый член организации  регулярно принимает множество самых разнообразных решений, делая выбор между возможными вариантами своих действий.

  Индивидуальные  решения чаще, чем групповые, оказываются неверными, в них значительно больший риск ошибок. Проблемы организаций становятся все более сложными, интегрированными. Для принятия решения в таких случаях необходимы разнообразные, нередко специализированные решения.

  Принятие  решения с точки зрения закона необходимого разнообразия будет более эффективным, если в принятии решения принимают участие не только руководители, но и исполнители, т. е. если оно будет носить коллективный характер.

  Контроль - это процесс, который обеспечивает достижение цели организаций. Он может быть жестким, постоянным и угнетающим. А может быть построен на доверии и уважении к исполнителю, носить эпизодический, незаметный характер и потому быть более эффективным.

  Коммуникации  — это сложный процесс обмена информацией, встроенный во все виды управленческой деятельности. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, необходимо стремиться к снижению частоты случаев неэффективных коммуникаций. Содержание культуры влияет на содержание коммуникаций. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот.

  Посвященность организации. Сильная культура делает сильными чувства личности к организации. В этом случае личность может активизировать свои действия в стремлении помочь организации. Феномен высокой преданности и посвященности организации четко прослеживается на японских предприятиях.

  Восприятие  организационной среды. Влияет на степень  удовлетворенности работой. Полезно проанализировать, знают ли работники организационную культуру своей фирмы, насколько ясны поставленные им цели, что ожидает от них организация и т. п.

  Степень удовлетворенности работой определяется как эффективная реакция на окружающую среду. Она связана с тем, какова система вознаграждений, каковы методы разрешения конфликтов, что, по мнению работника, организация ожидает от него и насколько он удовлетворен этим.

  Ведущую роль в культуре предприятий играют организационные ценности.  Организационные  ценности — это идеология управления, позиции, точки зрения и  манера поведения, разделяемая всеми членами предприятия. Именно формирование этих ценностей и определяет эффективность организации.

  Реализация  этих ценностей происходит по следующим  основным направлениям.

  1) Цели  организации. Прежде всего, любая  организация создается для реализации каких-либо целей: удовлетворение спроса рынка на определенный вид продукции, оказание услуг населению и т. д. Поэтому формирование целей организации — это уже создание особых ценностей, особой культуры с присущей ей эффективностью работы.

  2) Лицом  к потребителю. Цели деятельности  организации формируются конкретно потребителем. Но статистике, только четыре из ста неудовлетворенных клиентов жалуются. Но каждый из них расскажет примерно десяти друзьям и коллегам о своем неудачном опыте. Таким образом, не удовлетворив как следует сто клиентов, мы можем потерять тысячу!

  Другая  статистика свидетельствует о том, что только один из десяти неудовлетворенных клиентов может вернуться. А привлечение нового клиента стоит в пять раз дороже, чем сохранение уже имеющегося. Уменьшение же доли рынка на десять процентов приводит к уменьшению доли прибыли на 5-8%.

  Производительность  зависит от человека. Каждый работник рассматривается как генератор идей, источник эффективных нововведений. Поэтому управление персоналом должно строиться с учетом природы человека: все люди любят чувствовать себя победителями; они весьма чувствительны к поощрениям и наказаниям; они нуждаются в смысле жизни и благополучии, следовательно, работа должна предоставлять работникам возможность раскрыть свои творческие способности; обучение — основной механизм, при помощи которого люди изменяют свое поведение; на человека оказывают значительное влияние как внутренние, так и внешние факторы.

  4) Создание  творческой обстановки поиска. Образцовые компании отличаются децентрализованным управлением, созданием условий для развития самостоятельности и предприимчивости.

  5) Эффективный  менеджмент. Во многих образцовых  компаниях повсеместно употребляются лозунги, истории, легенды, связанные с эффективной деятельностью организации, ее создателей, видных руководителей и специалистов. Они формируют пропагандируемые ценности организации, т. е. ее культуру.

  6) Верность  своему делу. Некоторая степень  диверсификации становится основой устойчивости организации. Она позволяет повысить загрузку оборудования и занятости рабочей силы, поддержать экономику предприятия в период спада основного производства и т. п. Однако неразборчивая диверсификация — наименее успешная стратегия.

  7) Простота  формы, скромный штат управления. Внутренние структурные формы, системы планирования, стимулирования и т.п. в образцовых организациях отличаются изящной простотой.

  8) Сильные  лидеры. Ценности и методы менеджмента,  превращающие организации в образцовые, устанавливаются и развиваются под влиянием сильных лидеров.

  Корпоративная культура, весьма сложный параметр организации, сильнее всего влияет на организационную эффективность, поэтому средством достижения максимальной эффективности является понимание  и управление организационной культурой со стороны менеджеров. Постоянное изменение рыночной среды приводит к необходимости проведений изменений внутри организации.

  Параметрами культуры организации, способствующими  эффективности проведения изменений, являются:

  • политика поддержки и поощрения творческой активности, рационализаторского и новаторского духа сотрудников, которая может выражаться как в материальном и финансовом стимулировании, участии работников в выдвижении предложений, так и в возможности морального поощрения, служебного продвижения, обучения и т. п.;

  • анализ текущего состояния рынка и внутренних возможностей фирмы, проводимых с целью определить оптимальный темп и ритм адаптационных изменений, разработать стратегию изменений, ориентированную в первую очередь на приоритетные цели и задачи;

  • информирование сотрудников о планах и целях  фирмы и создание заинтересованности в их реализации, чтобы персонал добровольно максимально способствовал осуществлению первоочередных задач.

Информация о работе Организационная культура