Организационная культура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе организационной культуры российских госслужащих. Для этого в дипломной работе имеются следующие задачи:
o дать определение организационной культуры, раскрыть ее сущность и структуру;
o попытаться понять «российский характер»
o определить регуляторы поведения российского госслужащего;
o составить комплексную модель культуры российского госслужащего.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА..6
1. Организационная культура как нормативный регулятор и
практическая деятельность……………………………………………..6
2. Формирование и реализация организационной культуры………….16
3. Сила организационной культуры и методы ее поддержания………24
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………..31
2.1 «Российский характер»………………………………………………..31
2.2 Регуляторы поведения российского государственного служащего..41
2.3 Комплексная модель культуры российского государственного и
муниципального служащего……………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ…………………………………………………………67

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 774.55 Кб (Скачать)
  1. прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
  2. оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
  3. оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой. Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определенном смысле, организационные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации. Некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации. Наглядными примерами таких групп являлись всесильные в свое время советы трудовых коллективов, появляющиеся сейчас в ходе приватизации группы собственников контрольного пакета акций предприятий и коммерческие подразделения бюджетных организаций.
 
 
    1. Формирование и реализация организационной культуры
 
 

      На организацию значительное влияние оказывает внешняя среда, что естественно сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы1. Первая -- это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая -- это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации, проблемы. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.

      Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.

      Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других -- работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих -- может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое (рис. 1.4)1.

         В любой организации ее работники склонны участвовать в следующих процессах:

      * выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;

      * разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;

      * находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.

      Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения методов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и  ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.

      

                  

                         НИЗКАЯ

          

         

            Степень привлечения

      работников к выбору

      средств для достижения

      поставленных целей

      

      

                 ВЫСОКАЯ  

                                                                          Степень привлечения

                                                 НИЗКАЯ         работников к установлению         ВЫСОКАЯ

                                                                                целей в группе/организации

      

ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ:

       Традиционно управляемая корпорация                Кооперативы, творческие союзы

        с централизованной структурой

      

      Институты социальных и других                            Группы и организации, управляемые «по

                  услуг (лечебные и учебные заведения)       целям» или по результатам, компания со                                   структурой «перевернутой пирамиды»  

      Рис. 1.4 Типы культур как отношения власти в группе/организации  

      На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.1 Внутренняя среда организации - это та часть внешней среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой

      На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации (табл. 1.1).2

      Таблица 1.1

      Два подхода к формированию лидерами

      организационной культуры

Административная культура Организационные переменные Предпринимательская культура
Извне Система контроля Изнутри
Собственник процесса Отношения собственности Собственник имущества
Ждем момента Отношение к возможностям   Ведет поиск
Рационально-логическое Преимущественное решение проблем Интуитивное
Централизация Делегирование полномочий Децентрализация
Иерархическая Организационная структура Сетевая
«Взрослый» - «ребенок» Отношения субординации «Взрослый» - «ребенок»
На организацию Организационный фокус На человека
Снижение стоимости Производственная стратегия Дифференциация производства
Производительность Главные цели Эффективность
Системный Подход к управлению Ситуационный
Интеграции Работа проектируется с позиций Автономии
По правилам Выполнение работы Творческое
Модификация Проводимые изменения Радикальные
Делать дело правильно Основополагающий курс действий Делать правильное дело
 

      В очень большой степени влияние лидера на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью.

      Лидерство - важный компонент руководства, т. е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели.1 Должность руководителя не означает автоматического лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий новые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководителя -- стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает неформальные организационные качества подразделения, эффективность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.

     К руководителю предъявляется ряд профессиональных требований. В их числе:

  1. концептуальность (он должен хорошо знать деятельность своего подразделения в целом, обладать навыками стратегического планирования);
  2. полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоящих органов, смежных организаций, а также уровень профессионализма и деловые качества своих сотрудников);
  3. аналитичность (способность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);
  4. настойчивость и методичность в достижении цели;
  5. оперативность;
  6. умение внятно изложить и передать свои идеи;
  7. коммуникабельность (умение правильно строить отношения внутри организации и за ее пределами);
  8. определенный уровень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам.

      Вместе с тем существуют определенные ограничения для занятия должности руководителя. Это: 

  1. неспособность определять цели;
  2. заторможенное личное развитие (в частности, неспособность к обучению);
  3. неумение принимать решения;
  4. неумение владеть собой;
  5. неумение формировать коллектив;
  6. неумение влиять на людей и вовлекать их в работу;
  7. неумение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных и др.    

      Стиль руководства. Руководитель-лидер использует разные стили управления. Стиль -- это совокупность конкретных способов взаимодействия руководителя и подчиненных. Он зависит от характера организации (в отделении милиции он иной, чем в научно-исследовательском институте), уровня культуры, от сложившейся ситуации от привходящих факторов. Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на: авторитарный, демократический, либеральный (рис. 1.5).1

      
Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный  (директивный) стиль
деловые краткие распоряжения;

запреты без снисхождения, с угрозой;

четкий язык, неприветливый тон;

похвала и порицание субъективны;

эмоции в расчет не принимаются;

показ приемов - не система;

позиция руководителя - вне группы, держит дистанцию, не общителен, единолично решает вопросы.

дела в группе планируются руководителем заранее (во всем  их объеме);

определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны;

голос руководителя - решающий.

Демократический (коллегиальный) стиль
инструкции в форме предложений;

не сухая речь, а товарищеский тон;

похвала и порицание - с советами;

распоряжения и запреты - с дискуссиями;

позиция руководителя - внутри группы, распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями.

мероприятия планируются не заранее, а в группе, инициатива в руках подчиненных;

за реализацию предложений отвечают все;

все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Нейтральный (попустительский) стиль
тон - конвенциальный;

отсутствие похвалы, порицания;

никакого сотрудничества;

позиция руководителя - быть в стороне от группы, снять с себя всякую ответственность.

дела в группе идут сами собой;

руководитель не дает указаний;

предложения по разделам работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.

Информация о работе Организационная культура предприятия