Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа
Цель исследования состоит в анализе организационной культуры российских госслужащих. Для этого в дипломной работе имеются следующие задачи:
o дать определение организационной культуры, раскрыть ее сущность и структуру;
o попытаться понять «российский характер»
o определить регуляторы поведения российского госслужащего;
o составить комплексную модель культуры российского госслужащего.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА..6
1. Организационная культура как нормативный регулятор и
практическая деятельность……………………………………………..6
2. Формирование и реализация организационной культуры………….16
3. Сила организационной культуры и методы ее поддержания………24
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………..31
2.1 «Российский характер»………………………………………………..31
2.2 Регуляторы поведения российского государственного служащего..41
2.3 Комплексная модель культуры российского государственного и
муниципального служащего……………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ…………………………………………………………67
организационной
культуры
Вопрос о степени влияния организационной культуры на успех организации все еще остается открытым. Однако ясно, что отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации.
Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (рис. 1.2.)1
Видимы, но часто
не интерпретируются организационной культуры
начинается с поверхности
Требуют более … а затем
глубокого познания затрагивает более
и знакомства глубокие ценности
Принимаются …и скрытые
подсознательно предположения
и бездоказательно
Рис. 1.2 Три уровня изучения
организационной культуры (по Э. Шайну)
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
Третий,«глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Итак, организационная культура охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы.
При изучении опыта передовых организаций можно выделить следующие основные признаки развитой организационной культуры, которые формируют некоторую совокупность стоящих перед ними основных целей:
кодекс поведения.2
Эти три обязательных элемента организационной культуры в различных организациях могут быть представлены по-разному.
В общей организационной культуре выделяют субъективную организационную культуру и объективную организационную культуру
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной» части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов.
Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид организационными культурами.
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран (1991) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик1:
трудовая
этика и мотивирование
(отношение к работе и ответственность
по работе; разделение и замещение работы;
чистота рабочего места; качество работы;
привычки по работе; оценка работы и вознаграждение;
отношения «человек -- машина»; индивидуальная
или групповая работа; продвижение по
работе). Вышеотмеченные характеристики
культуры организации, взятые вместе,
отражают и придают смысл концепции организационной
культуры. Помощь в понимании этой концепции
может оказать модель отношений между
содержанием культуры организации, ее
проявлением и восприятием и интерпретацией
этой культуры работниками (рис. 1.3)1.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРЫ
Рис.1.3 Содержание
отношений организационной культуры (по
В. Сате)
Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям и сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Культура организации определяет каков климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия1. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и является как бы образцом, стереотипом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры организации выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального общения и поведения
Содержание
организационной культуры влияет на направленность
поведения и определяется не простой суммой
предположений, а тем, как они связаны
между собой и как они формируют определенные
образцы поведения2 Отличительной
чертой той или иной культуры является
относительный порядок, в котором располагаются
формирующие ее базовые предположения,
что указывает на то, какая политика и
какие принципы должны превалировать
в случае возникновения конфликта между
разными наборами предположений. Так,
две компании в равной мере могут заявлять
как об одной из своих
ценностей о развитии кооперации и внутренней
конкуренции в работе. Однако в одной компании
кооперация будет иметь больше отношения
к процессу принятия решения, а внутренняя
конкуренция - к планированию карьеры.
В другой компании акценты могут быть
расставлены в обратном порядке. Культуры
этих двух организаций будут достаточно
различны по содержанию, несмотря на то,
что набор предположений в сущности один
и тот же.
Приведенное
выше еще раз наглядно показывает, что
говорить об
организационной культуре как монолитном
феномене не приходится. Тем не менее необходимо
понимать, что в одной организации может
быть много «локальных» культур. При этом
имеется в виду одна, преобладающая во
всей организации культура и культура
ее частей (уровней; подразделений; профессиональных,
региональных, национальных, возрастных,
половых и других групп). Эти различные
субкультуры могут сосуществовать под
крышей одной общей культуры.
Одна
или несколько субкультур в организации
могут по своей
природе находиться в том же измерении,
что и доминирующая в
организации культура, или создавать как
бы второе измерение в ней.
В первом случае это будет некий анклав,
в котором приверженность
ключевым ценностям доминирующей культуры
проявляется в большей мере, чем в других
частях организации. Обычно это имеет
место
с субкультурой центрального аппарата
какой-либо организации. Во втором случае
ключевые ценности доминирующей в организации
культуры принимаются членами какой-нибудь
из ее групп одновременно с отдельным
набором других, часто неконфликтующих
ценностей для себя. Такое можно наблюдать
на периферии организации или в территориальных
органах
управления. Таким путем может идти приспособление
к специфике
деятельности (функциональные службы)
или местным условиям
(территориальные отделения).
Подобно тому, что имеет место в обществе, в организации может существовать третий тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды: