Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ формирования и развития организационной культуры на предприятии ООО «Сибирьтелеком» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организационной культуры.
2.Проанализировать организационную культуру ООО «Сибирьтелеком».
3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры на предприятие.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1 Основные компоненты организационной культуры
1.1 Проявления организационной культуры
1.2 Объективные и субъективные элементы организационной культуры
1.3 Технологии разработки и внедрения основных компонентов культуры
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Сибирьтелеком»
2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирьтелеком»
2.2 Методика исследования организационной культуры и культурных ценностей…
2.3 Анализ результатов исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Рекомендации по развитию организационной культуре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Наглядно данные можно продемонстрировать следующим образом:
Численность работников на 01.01.2010г. на ОАО «Сибирьтелеком» составляет 200 человек. Из них:
Руководящий состав 32 человека;
Специалисты 75 человек;
Рабочие 65 человек;
Обслуживающий персонал - 41 человек.
На предприятии внедрена система аттестации. Она не только позволяет руководителю узнать, что на самом деле представляют собой их сотрудники, как они используют свое рабочее время и отрабатывают ли свою зарплату, но и решить проблему баланса стимулов в каждом индивидуальном случае. С помощью результатов аттестации руководитель получит право объективно повысить или снизить зарплату. Сам работник создает собственное мнение о своем квалификационном уровне. При этом обеспечивается непосредственный контакт «работник - фирма». Управление персоналом опирается на анализ содержания труда, способствующий правильным оценкам производственных и деловых качеств работника, организации труда, его оплаты, а также планируемой структуры и качество рабочей силы, необходимой предприятию.
ОАО «Сибирьтелеком» официально трудоустраивает сотрудников, заключая Трудовые договоры согласно Трудовому кодексу РФ. Всем сотрудникам предоставляют оборудованное рабочее место, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям. Оплата труда происходит согласно разработанному и утвержденному Положению об оплате и премированию. Каждому сотруднику выплачивается заработная плата, начисленная на пластиковую карту Visa.
Можно сказать, что ОАО «Сибирьтелеком» - это устоявшаяся организация, довольно сильная, со своими традициями и принципами организация. Предприятие имеет коммерческий успех на рынке. Она заняла свою рыночную нишу и востребована потребителем.
В ОАО «Сибирьтелеком» приняты формы поведения при работе с клиентами, поставщиками и иными контрагентами, с которыми приходится сталкиваться каждому служащему. Данные нормы создают благоприятный психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействиями с ее сотрудниками.
Здание и обстановка в современном стиле, на фирменных бланках ООО «Сибирьтелеком» присутствует логотип компании. Также данный логотип присутствует на канцелярских принадлежностях сотрудников и подарочных наборах, которые преподносятся сотрудникам и партнерам на различные праздники.
2.2 Методика исследования организационной культуры и культурных ценностей
На предприятии сложилась организационная культура со следующими нормами поведения и ценностями: умеренные партнерство и стремление к взаимодействию, значимость социального статуса и иерархии, церемонность. С целью детального изучения организационной культуры при многообразии методик исследования организационной культуры мы решили использовать при изучении метод анкетирования. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число люд ей за короткий срок.
Разработанный опросный лист представлен в Приложении А.
Выборка предоставлена 200 респондентами - персоналом организации ОАО «Сибирьтелеком», в том числе руководящий состав 32 человека, специалисты 75 человек, рабочие 65 человек, обслуживающий персонал - 41.
В качестве результатов предполагается использовать следующие индикаторы:
отношение сотрудников к методам управления;
мнение сотрудников о стиле руководства;
приверженность организации;
оценка морально-психологического климата в организации;
2.3 Анализ результатов исследования
При рассмотрении результатов анкетирования, можно отметить, что 40% управленческого персонала, 42% основного персонала и 44% вспомогательного персонала при определении ценностей наиболее важным считают беспрекословное подчинение руководству. Приказы не обсуждаются. Эта часть людей, и среди управленческого персонала, и среди основного и вспомогательного персонала, не стремится, или потеряла желание идти вперед, чего-то добиваться. Люди плывут по течению, складывая с себя всякую ответственность.
Результаты опроса показывают, что 25% управленческого персонала отождествляет себя с организацией, 20% верит в ее успех, но не придает большого значения целостности коллектива (10%) и морально- психологическому климату (6%). Это говорит о том, что люди стремятся добиться успеха, сделать карьеру, однако мало придают значения окружающим их людям. Выражение «пойдет по головам» очень точно характеризует некоторых из этих работников.
Основной персонал большее значение придает морально-психологическому климату (30%), целостности коллектива (20%), но мало интересуются судьбой предприятия. Здесь мы видим явное различие между ценностями управленческого, основного и вспомогательного персонала. Единственным общим для них параметром является беспрекословное подчинение руководству.
Несмотря на то, что управленческий персонал не придает большого значения морально-психологическому климату, он является важным показателем взаимодействия внутри организации, взаимопомощи, умения строить отношения внутри коллектива, при необходимости идти на компромисс. Столь явное равнодушие не может не сказываться на взаимоотношениях между работниками.
При анализе результатов, можно отметить следующее: 8% управленческого персонала считают, что морально - психологический климат в организации не плохой, почти 80% считают, что климат нервозный, и 16% считают, что в ООО «Сибирьтелеком» очень тяжелый морально-психологический климат.
Половина основного персонала, считает, что климат, в общем неплохой, 7% считают, что климат хороший, 40% - климат нервозный. Всего 3% сотрудников оценили климат, как очень тяжелый.
Что касается вспомогательного персонала, то здесь 20 % работников считают морально-психологический климат хорошим. 50% работников относят климат к не плохому. Поровну (по 15%) работники разделили свое мнение о том, что климат нервозный и очень тяжелый.
Здесь мы видим огромную разницу между оценками управленческого, основного и вспомогательного персонала.
Большая часть основного персонала (75%) также относят стиль руководства к авторитарному, мотивируя тем, что руководство подавляет творческую инициативу подчиненных, существует приверженность к взысканиям как лучшей форме обеспечения выполнения поручений.
23% основного персонала относят стиль руководства к демократическому. Работники считают, что дисциплинарные требования разумны, стимулирование происходит в соответствии с их трудовым вкладом.
Всего 2 % основного персонала считают, что стиль руководства либеральный и это выражается в терпимости, покладистости в общении с подчиненными. 60% вспомогательного персонала тоже относят стиль руководства к авторитарному, мотивируя тем, что существует приверженность к взысканиям как лучшей форме обеспечения выполнения поручений, в качестве основных инструментов управления руководством используются приказы, распоряжения.
37% вспомогательного персонала также как и работники основного персонала считают, что стиль руководства демократический, а именно дисциплинарные требования разумны, стимулирование происходит в соответствии с их трудовым вкладом. 3% вспомогательного персонала считают, что стиль руководства либеральный, что проявляется в тяготении к саморегулированию трудовой деятельности и самоконтролю.
Из полученных данных мы видим, что в рассматриваемой организации преобладает авторитарный стиль, который основывается на стремлении к единоличному принятию управленческих решений, реализуемых на основе властных полномочий и директивных указаний подчиненным со стороны руководителя. Авторитарный стиль руководства основывается на самовластии руководителя, что отрицательно сказывается на организационной культуре предприятия.
Таким образом, был проведен анализ сильных и слабых сторон организационной культуры в ОАО «Сибирьтелеком». Анализ показал, что присутствуют не все элементы организационной культуры. Часть из них, существующих ранее, была потеряна с течением времени, а такие важные элементы как цели организации, ценностные ориентации, символы могущества не были разработаны вообще. За последние 2-3 года произошел отказ от большинства существующих традиций.
Выводы по второй главе
Был проведен анализ организационной культуры ОАО «Сибирьтелеком», который позволил выявить сформированную организационную культуру, и определить организационную культуру, которую желают видеть сотрудники предприятия, а также выявлены положительные и отрицательные стороны организационной культуры предприятия.
Так, к положительным сторонам организационной культуры ОАО «Сибирьтелеком» можно отнести удобное место расположения; современный стиль интерьера; оснащение организации рабочими местами, спроектированными с учетом профессии, числом исполнителей, уровнем специализации, количеством обслуживаемого оборудования и т.д.; наличие определенных элементов фирменного стиля: логотипа, спецодежды, рекламных буклетов и др.; наличие системы переобучения сотрудников; существование, достаточно длительное время, определенных традиций; существование четко сформулированной миссии организации; существование норм и правил поведения; существование легенд и мифов.
К отрицательным сторонам организационной культуры следует отнести следующее: отсутствие четко поставленной цели организации; отсутствие корпоративного кодекса; неудовлетворенность работников своей заработной платой; существование различий между ценностями управленческого, основного и вспомогательного персонала; оценку морально-психологического климата, которая не очень положительная; не все работники (только приближенные генерального директора) обладают символами могущества организации; многие из персонала считают, что в организации нет традиций; нет новых обрядов или ритуалов; авторитарный стиль руководства.
Выявленные отрицательные стороны можно сгруппировать в три группы проблем:
1) Проблемы управления персоналом, к которым относятся такие отрицательные стороны организационной культуры как:
отсутствие четко поставленной цели,
отсутствие корпоративного кодекса,
авторитарный стиль руководства.
2) Проблемы в области системы вознаграждения, к которым относятся такие отрицательные стороны организационной культуры как:
неудовлетворительная заработная плата,
различие между ценностями управленческого, основного и вспомогательного персонала,
не все работники обладают символами могущества организации.
нет новых обрядов,
многие из персонала считают, что в организации нет традиций.
3) проблемы конфликтности внутри коллектива, к которым относятся такие отрицательные стороны организационной культуры как:
оценка морально-психологического климата не очень положительная.
Все вышесказанное говорит о том, что назрела необходимость разработки кодекса организационной культуры, целью которого будет формирование норм и ценностей, способствующих достижению целей организации.
ГЛАВА 3. Рекомендации по развитию организационной культуры.
3.1 Рекомендации по развитию организационной культуре
По результатам исследования сильных и слабых сторон организационной культуры ОАО «Сибирьтелеком» было выяснено, что в целом, предприятие обладает основными составляющими организационной культуры. Также было выяснено, что в организации преобладает организационная культура, ориентированная на «задачу», нет норм и ценностей, способствующих эффективному достижению целей организации. Работникам хотелось бы, чтобы организационная культура была ориентирована на «человека», то есть работники предпочитают экономическую и социально-психологическую формы горизонтальной организационной культуры.
Также в ходе исследования были выявлены проблемы, решение которых необходимо для изменения существующей организационной культуры в желаемую, то есть ориентированную на «человека». Устранение этих проблем будет целесообразно через совершенствование развития организационной культуры ОАО «Сибирьтелеком».
Для совершенствования развития организационной культуры ОАО «Сибирьтелеком» предлагаем разработать проект кодекса организационной культуры, целью которого является формирование норм и ценностей, способствующих эффективному достижению целей организации.
Основными трудностями, с которыми может столкнуться ОАО «Сибирьтелеком» в ходе реализации проекта - это непринятие предлагаемого Кодекса. На него могут смотреть как на рекламное или декоративное оформление имиджа фирмы, и никто его на свой счет может не принимать. Хуже того - он может внести в организационную культуру цинизм, блеф, проникающие на уровень норм. Во избежание указанных проблем и для того чтобы Кодекс прижился в компании, в его разработке должны участвовать как можно большее количество сотрудников, тогда коллектив охотнее признает его своим. Поэтому наилучший способ выработки Кодекса - групповая и межгрупповая работа применительно к управленческой команде организации в расширенном составе.
Информация о работе Организационная культура предприятия ООО «Сибирьтелеком»