Организационная культура предприятия ООО «Сибирьтелеком»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ формирования и развития организационной культуры на предприятии ООО «Сибирьтелеком» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организационной культуры.
2.Проанализировать организационную культуру ООО «Сибирьтелеком».
3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры на предприятие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1 Основные компоненты организационной культуры
1.1 Проявления организационной культуры
1.2 Объективные и субъективные элементы организационной культуры
1.3 Технологии разработки и внедрения основных компонентов культуры
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Сибирьтелеком»
2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирьтелеком»
2.2 Методика исследования организационной культуры и культурных ценностей…
2.3 Анализ результатов исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Рекомендации по развитию организационной культуре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

Курсовик по организационной культуре культуре .rtf

— 1.16 Мб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………………7

1 Основные компоненты организационной культуры………………………..7

1.1 Проявления организационной культуры…………………………………15

1.2 Объективные и субъективные элементы организационной культуры…16

1.3 Технологии разработки и внедрения основных компонентов культуры..19

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Сибирьтелеком»…………………………………………………………24

2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирьтелеком»…………………………24

2.2 Методика исследования организационной культуры и культурных ценностей………………………………………………………………………..30

2.3 Анализ результатов исследования………………………………………..30

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Рекомендации по развитию организационной культуре………………...35

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………………45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

организационная культура

Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников. Организационная культура, возможно, является самым сильным катализатором, а в случаях неудач - самым большим тормозом в деле реализации стратегических планов, выработанных руководством.

«Организационная культура» - все еще слишком неопределенный термин для описания всего, что лежит за видимой жизнью организации, за поведением людей, их работой, их отношениями и, в конечном счете - финансово-экономическими результатами. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем определением, что культура организации - это воплощение отношения работников компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям, которые проявляются в их поведении. Культура материализуется в корпоративных преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях. А также - в целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов компании /1/.

Если руководство хочет, чтобы работники исповедовали такие ценности и нормы поведения, которые будут способствовать успеху организации, то это дело нельзя пускать на самотек. Успеха не добиться, если его не готовить. Успех в первую очередь приходит к тем компаниям, которые уделяют большое внимание своим сотрудникам и формированию у них настроя на высокие рабочие результаты и поддержку целей организации.

Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление /1/. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна, и многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности.

Организационная культура определяет стратегию предприятия; цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей. Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, общими для всех /2/.

Для российских организаций актуальность темы организационной культуры особенно велика, поскольку новые экономические преобразования нуждаются в институциональной оформленности необходимых ценностных приоритетов на уровне общества и организаций. Так, по мнению многих ученых, недооценка культуры, национальных особенностей менталитета негативно сказалась на первых результатах рыночных реформ в России, а потому сегодня следует более внимательно анализировать возможности и ограничения преобразований, учитывая национальный фактор организационной культуры.

Теоретическое обоснование концепции организационной культуры отечественными специалистами в силу относительной новизны выглядит еще весьма скромно, а требуемое для управления развитием культуры методическое обеспечение практически отсутствует. Этим обуславливается необходимость в расширении исследований в области теории и методологии организационной культуры и выработке подхода к их применению на практике.

Цель курсовой работы - анализ формирования и развития организационной культуры на предприятии ООО «Сибирьтелеком» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Объект исследования ООО «Сибирьтелеком».

Предмет анализа - организационная культура предприятия ООО «Сибирьтелеком».

В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:

1. Изучить теоретические основы организационной культуры.

2.Проанализировать организационную культуру ООО «Сибирьтелеком».

3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры на предприятие.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений и списка используемой литературы.

В первом разделе рассмотрены основные понятия организационной культуры её компоненты, элементы и функции.

Во втором разделе проведен анализ организационной культуры ООО «Сибирьтелеком» с помощью эмпирических методов исследования в частности при помощи опроса и теста, которые при минимальных затратах, как финансовых, так и временных позволяют наиболее точно определить тип организационной культуры и её недостатки, также использовался системный подход. Данные методы позволят наиболее точно определить тип культуры в данной организации, кроме этого эти методы позволят узнать какую культуру хотят видеть работники данного предприятия, также будут выявлены основные проблемы организационной культуры предприятия.

В третьем разделе предложены пути решения выявленных проблем, а также разработан проект кодекса организационной культуры в ООО «Сибирьтелеком» на основе результатов теста и анкеты.

В заключении показано, как решены поставленные в работе задачи. Формулируются выводы и рекомендации.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством предприятия ООО «Сибирьтелеком» с целью совершенствования существующей организационной культуры предприятия, в результате чего уровень эффективности работы коллектива повысится, что отразится на снижении показателя текучести кадров и увеличении прибыли предприятия.

В свете вышеизложенного представляется, что исследование организационной культуры предприятия имеет существенный научный и практический интерес.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1 Основные компоненты организационной культуры

 

Концепция организационной культуры базируется на результатах различных подходов к изучению изменчивости характеристик поведения человека и групп. При этом наряду с культурологическим выделяют также онтогенетический, филогенетический (связанные с изменением свойств организма и психики в течение индивидуальной жизни и жизни поколения), а также психотерапевтический подходы /1/.

Культура - это среда, которая окружает человека на работе все время, и это мощный и сильный элемент, который формирует удовлетворенность персонала работой, рабочими взаимоотношениями и рабочими процессами. Одним из ключевых вопросов и методов оценки при проведении работодателем интервью с возможным будущим сотрудником является выяснение того, является ли кандидат "культурно подходящим" для его компании или нет, т.е. "впишется" ли он в сложившуюся организационную культуру.

Культура определяется преобладающими постулатами веры и этическими стандартами, доминирующими в организации. Исследования успешных американских компаний, проведенные Питерсом и Уотерманом, показали, что роль культуры в достижении эффективного управления исключительно велика. Можно утверждать, что культура является краеугольным камнем текущей стратегии, хотя этот факт нередко остается неосознанным в организациях /3/.

Ключевым понятием для определения организационной культуры является человеческая среда. Свойства организационной культуры базируются на таких существенных признаках, как всеобщность, неформальность, устойчивость. Культура является продуктом взаимодействия формальной организации; отдельных индивидов - членов организации, обладающих целым спектром индивидуальных интересов и потребностей; социальных групп, сформировавшихся в пределах организации; внешней среды организации, предъявляющей свои требования к способам ее жизнедеятельности /4/.

Организационная культура - это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно "пощупать". Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является организационная культура. Культура включает преобладающую в организации философию относительно того, как наилучшим способом выполнить миссию компании. ОК - это основной компонент в достижении организационных целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями.

Следует отметить, что в специальной литературе нет единого понимания того, что собой представляет организационная культура. Не решен вопрос и о том, в качестве чего она рассматривается, на что она влияет (от "на мотивацию сотрудников" и т.д. до "на творческий потенциал служащих"). Объясняется, на каких уровнях она существует ("содержательном, ментальном и деятельностном"), с чем она связана ("...с корпоративным духом, лояльностью сотрудников..."), как организационная культура может создаваться ("целенаправленно сверху... стихийно снизу"). Показывается, что является ее основополагающим элементом ("...основные мировоззренческие установки и идеи"), что нормативное значение в организационной культуре имеют девизы и лозунги, важную роль играют мифы и легенды, что в соответствии с организационной культурой организации сотрудники придерживаются правил и норм поведения. И это все правильно и важно для понимания отдельных составляющих организационной культуры. Однако результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования организационной культуры современных российских предприятий требует комплексного подхода к ее изучению /3/.

По мнению одного из ведущих современных специалистов в области организационной культуры Э. Шейна, "организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как "правильный" образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем".

В научных публикациях понятия "организационная культура" и "корпоративная культура" часто употребляются как синонимы. Однако, как справедливо замечает Э.А. Капитонов: "Проблемная ситуация связана с тем, что в целом неотчлененность формирующейся корпоративной культуры от организационной делает первую недостаточно четким конструктом, уязвимым в теоретико-методологическом плане". Основой для выделения признаков различия послужила концепция социокультурной среды, предложенная в работах И.В. Андреевой.

Главная цель организационной культуры - обеспечение прибыльности предприятий за счет совершенствования управления персоналом. Культура фирм призвана ориентировать организации на долговременные цели и является важным фактором управления /5/.    Организационная культуры включает следующие компоненты: 

1)   Убеждения - представление работника о том, что является правильным в организации;

2)    Ценности, доминирующие в организации, определяют, что нужно считать важным в организации.

Сферы, в которых могут выражаться ценности, включают заботу о людях и уважение к ним, заботу о потребителях, предприимчивость, справедливость при обращении со служащими и др. 

 

Т. Питерс и Р. Уотерман, исследуя связь между культурой и успехом организации, сформулировали ряд ценностей и верований организационной культуры, которые обеспечили компаниям успех.

Это:

-     Приверженность своему делу;

-     Ориентация на действие;

-     Лицом к потребителю;

-     Самостоятельность и предприимчивость;

-     Связь с жизнью и ценностное руководство;

-     Производительность человека;

-     Свобода действий и жесткость одновременно

-     Простая форма, скромный штат управления. 

3)    Нормы - это неписанные правила поведения, подсказывающие людям, как им себя вести и что от них ожидается.

Они никогда не выражаются в письменной форме и передаются либо устно, либо отношением окружающих к поведению.

Нормы поведения отражают такие моменты в деятельности организации, как:

Отношение руководитель - подчиненный, честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, получение и использование информации о других организациях, политическая деятельность внутри организации, использование ресурсов организации и т.д.;

4)    Поведение - ежедневные действия, которые люди совершают в процессе работы и в связи со своей работой при взаимодействии с другими (ритуалы и церемонии, а также язык, используемый при общении);

Информация о работе Организационная культура предприятия ООО «Сибирьтелеком»