Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ формирования и развития организационной культуры на предприятии ООО «Сибирьтелеком» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организационной культуры.
2.Проанализировать организационную культуру ООО «Сибирьтелеком».
3. Разработать рекомендации по развитию организационной культуры на предприятие.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1 Основные компоненты организационной культуры
1.1 Проявления организационной культуры
1.2 Объективные и субъективные элементы организационной культуры
1.3 Технологии разработки и внедрения основных компонентов культуры
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Сибирьтелеком»
2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирьтелеком»
2.2 Методика исследования организационной культуры и культурных ценностей…
2.3 Анализ результатов исследования
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Рекомендации по развитию организационной культуре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образы, легенды и мифы являются элементом знаково-символической подсистемы культуры. Мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, а образы -- портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижая неопределенноть, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным /10/.
Обычай, как элемент культуры, есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений.
В качестве элемента культуры могут рассматриваться принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов -- их отношения друг к другу, внешним контрагентам, осуществлению управленческих действий.
Наконец, элементом организационной культуры являются лозунги, то есть призывы, в краткой форме отражающие ее руководящие задачи, идеи. Сегодня в форме лозунга часто формулируется миссия организации.
Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной -- печально известную дедовщину.
Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации называется менталитетом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям /7/.
Культура организации многоуровневая. По Э. Шайну ее поверхностный уровень образуют поведение людей и вещественные атрибуты -- ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа сотрудников, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный представлен философией /10/.
1.3 Технологии разработки и внедрения основных компонентов культуры.
Организационная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Организационная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
Технология разработки и внедрения основных компонентов организационной культуры включает в себя:
Разработка компонентов организационной культуры:
Разработка набора корпоративных ценностей;
Разработка символьных составляющих;
Разработка корпоративного глоссария;
Разработка атрибутов (принадлежности, достижения и др.);
Разработка ритуалов (празднования, прощания, встречи и др.);
Разработка мифологии (история группы ее герои);
Разработка дизайна (логотипы, корпоративная графика и колористика. архитектура, интерьер);
Разработка правил поведения (в разрезе психологического климата и статусно-ролевого поведения), в частности, корпоративной этики, стандартов проведения совещания, правил трудового распорядка и др.
Положительные ценности проще формировать у новых сотрудников предприятия. Если старожилов предприятия, которые помнят то время, когда ценностью сотрудников фирмы была безынициативность, сложно в один день сделать инициативными людьми, то новые сотрудники воспримут эту ценность как данность. Здесь инструментами информационного влияния являются музей компании и лекции новым сотрудникам о прошлом и будущем компании, ее ценностях /7/.
Инструменты информационного влияния на сотрудников компании более разнообразны. Здесь применяются:
мифы;
корпоративные праздники, которые объединяют сотрудников компании в одно целое;
корпоративное издание, через которое сотрудникам компании можно доносить нужную информацию;
различные промоушен-акции, например, встреча руководства компании с рядовыми сотрудниками компании;
музей компании и т.д.
Как известно сотрудники любого предприятия придают серьезное внимание декларациям и намерениям руководства только в том случае, если они перерастают в конкретные дела. Поэтому кроме инструментов информационного воздействия на сотрудников предприятия должны быть выработаны определенные внутрифирменные политики, которые будут поддерживать декларации тех или иных ценностей. Например, в службе персонала должны заниматься планированием карьеры перспективных сотрудников и подготовить программу их обучения /4/.
Самое сильное влияние на организационную культуру оказывает ежедневное поведение и поступки первых лиц предприятия, менеджеров и самих сотрудников. Как только первое лицо начинает вести себя согласно декларируемым в компании ценностям можно требовать того же от топ-менеджеров, затем от менеджеров среднего звена и, наконец, от рядовых сотрудников. Практика показывает, что обратный путь - от сотрудников к руководству не работает.
Формирование организационной культуры необходимо осуществлять в следующие четыре этапа:
определение миссии предприятия, базовых ценностей;
формулирование стандартов поведения членов предприятия;
формирование традиций предприятия;
разработка символики.
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации /3/.
Культурные ценности,
принимаемые членами организации.
В одних организациях сотрудники ориентированы
в основном на зарабатывание денег, в других
более важными считаются технологические
инновации или благосостояние сотрудников.
Эти ценности могут сохраняться, даже
если произошла значительная смена членов
коллектива. В то же время может быть осуществлена
определенная смена ценностей, которые
ведут членов организации. При этом очень
важно соблюсти принципы коллегиальности
и произвольности.
Наиболее пластичный уровень культуры
-- символы, включающие высказывания, произведения
искусства и физические объекты, которые
нагружены в культуре организации определенным
смыслом. Важным элементом может стать
какой-либо персонаж (живой или умерший),
обладающий характеристиками в высшей
степени ценными для данной культуры и
служащий ролевой моделью поведения для
сотрудников.
Этот уровень культуры может быть изменен
в достаточно короткие сроки. Частью такой
работы занимаются многие рекламные агентства,
предлагающие в качестве услуги создание
нового фирменного стиля, включающего
дизайн интерьера, товарных знаков, создание
аналогов, одежды для сотрудников /9/.
Другой раздел этого уровня культуры
-- организационная мифология, внедрение
которой -- процесс более кропотливый.
Одно из ее направлений характеризуется
высказыванием: “Народ должен знать своих
героев” и предполагает создание ореола
героя для кого-либо из организаторов
фирмы или ее сотрудников. Если подходящего
масштабам задачи персонажа нет, его можно
привлечь со стороны, пригласив в качестве
почетного президента какого-нибудь космонавта
или политического деятеля. В качестве
человека -- символа может быть привлечен
и исторический персонаж, что конечно
дешевле, например, Савва Морозов или купец
Щукин. Здесь важна некая общность сферы
деятельности или интересов исторического
персонажа и данной организации. Если
общность найдена, может быть создан музей
этого человека, конкурс его имени.
В таком деле важен не столько человек, сколько процесс его превращения в символ, объединяющий сотрудников организации, в некоторую ценность, отличающую данную организацию от многих безликих других. Важно основание, усиливающее различие наших от не наших. Нельзя не признать, что в советский период подобная символизация использовалась более чем успешно особенно в добрежневский период. И она приносила свои плоды. И если уж обращаться к истории, то нельзя не заметить, что в брежневский период вся подобная символизация превратилась в свою противоположность потому, что произошел перебор /8/.
Фирменный стиль (лозунги, символика, интерьер, архитектура), как неотъемлемый элемент образа компании, естественным образом проникает повсюду, где она присутствует. По качеству оформления документов, вежливости секретарей на ресепшен, дизайну логотипов, сайта и рекламных проспектов, одежде сотрудников клиенты и партнеры будут судить о Вашей компании /4/.
Выводы по первой главе.
Изучив теоретические основы, можно сделать следующие выводы:
1. Организационная культура представляет новый способ овладения предприятием своей хозяйственной деятельности, еще до конца не изученный, но дающий широкие перспективы.
Поведение человека в компании всегда социально обусловлено. Разные люди или группы людей могут специализироваться в соответствии с возложенной на них ролью, поставленной целью или задачей или отличать себя от других членов организации в соответствии со своим рангом или статусом в иерархии. В пределах одной и той же организации сотрудники могут ставить перед собой различные цели, но практически все они должны коллективно трудиться ради достижения общей стратегической цели компании, определяемой ее миссией и ресурсными возможностями. Основным связующим элементом, позволяющим эффективно объединить социально разнородный персонал компании на достижение общей цели, является организационная культура фирмы /5/.
Организационная культура - совокупность моделей поведения, представлений о мире, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Э. Шейн считает, что культуру нужно изучать на трех уровнях: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Эти уровни, по сути, характеризуют глубину исследования /11/.
ГЛАВА 2. Изучение организационной культуры на примере ООО «СИБИРЬТЕЛЕКОМ»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
Компания «Сибирьтелеком» является коммерческой организацией, а именно Открытым Акционерным обществом.
ОАО «Сибирьтелеком»- крупнейший телекоммуникационный оператор в Сибири, предоставляющий весь спектр услуг связи в 11 региональных филиалах, действующих на территории 15 субъектов Сибирского федерального округа с общей численностью населения более 20млн.человек. Компания обслуживает более 3.8 млн. абонентов фиксированной связи и более 1.5 млн.абонентов сотовой связи.
ОАО «Сибирьтелеком» занимает ведущее положение в Сибирском Федеральном округе на рынке местной связи, интернет услуг и услуг передачи данных, ведет активное развитие мобильно бизнеса.
Преимуществом компании является развитая инфраструктура сетей связи и возможности комплексного предоставления телекоммуникационных услуг пользователям. Основные услуги, предоставляемые ОАО «Сибирьтелеком» своим абонентам: местная телефонная связь; зоновая междугородняя связь; сотовая связь;IP-телефония; услуги интеллектуальных сетей; доступ к сети интернет; передача данных.
Основа деятельности компании - применение передовых технологий и продуманной маркетинговой политики для предоставления широкого спектра телекоммуникационных услуг.
Стратегия развития компании - это применение современных технологий для предоставления телекоммуникационных услуг с гарантированным качеством и высоким уровнем сервиса.
Девиз компании - «Сибирьтелеком»- тысячи мастеров по наведению порядка в хаосе человеческих связей.
Цель организации - применение современных технологий для предоставления телекоммуникационных услуг с гарантированным качеством и высоким уровнем сервиса.
В данной компании действует традиционная организационная структура, то есть, линейно-функциональная.
Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные -- консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Достоинства структуры:
освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
построение связей «руководитель -- подчиненный»
по иерархической лестнице, при которых
каждый работник подчинен только одному
руководителю.
Кадровый потенциал организации.
Таб.1 Персонал предприятия "Сибирьтелеком" | ||||||||
Образование |
Возраст |
|||||||
25-30 |
31-40 |
41-50 |
больше 50 | |||||
Пол |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
Среднее образование |
23 |
|||||||
Профессиональное |
13 |
21 |
||||||
Специальное |
44 |
78 |
9 |
|||||
Высшее |
12 |
|||||||
Уровень |
Стаж работы | |||||||
1-5 лет |
6-10 лет |
11-15 лет |
Свыше 15 лет | |||||
Руководящий состав |
2 |
10 |
10 | |||||
Специалисты |
6 |
52 |
14 | |||||
Рабочие |
52 |
13 | ||||||
Обслуживающий персонал |
30 |
11 |
Информация о работе Организационная культура предприятия ООО «Сибирьтелеком»