Оптимизация управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:10, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломного проекта является изучение методов и форм управления персоналом. Для достижения поставленной цели автор дипломного проекта ставит перед собой следующие задачи:
Изучение теоретических форм и методов управления персоналом.
Анализ практического применения изучаемых методик работы.
Выявление наиболее эффективных методик работы.
Выявление недостатков в системе управления персоналом на примере ОАО "Крокус".
Проведение социологического опроса.
Разработка анкеты для проведения опроса.
Проведение анализа сложившейся ситуации посредствам графического анализа.
Поиск путей решения проблем в управлении персоналом на предприятия и разработка рекомендаций по системе управления персоналом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организации
1.1 Значение и специфика человеческих ресурсов в современной организации
1.2 Роль и место кадровой службы в системе управления персоналом на предприятии
1.3 Элементы системы управления персоналом на предприятии
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в ОАО "Крокус"
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ персонала ОАО "Крокус"
2.3 Исследование системы управления персоналом ОАО "Крокус"
Глава 3. Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления персоналом ОАО "Крокус"
3.1 Рекомендация по оптимизации отдела развития персонала и кадровой политики
3.2 Разработка бюджета службы управления персоналом
3.3 Планирование производительности труда на предприятии
3.4 Аудит персонала как необходимый элемент системы управления персоналом
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом1.doc

— 571.00 Кб (Скачать)

     Как видно из структуры ОАО "Крокус" кадровая служба выделена в отдельное подразделение (Приложение 1, рис. 1). До 2006 года специалисты по кадрам числились в штатном расписании каждого отдельного производства и осуществляли свою деятельность на местах. После того как кадровые службы были выведены с производств и объединены в Отдел развития персонала и кадровой политики (ОРПиКП) ОАО "Крокус" нарушилась обратная связь специалиста по кадрам и непосредственно руководителей производств и их подчиненных. Также один специалист занят обслуживанием двух, а то и трех производств, что существенно отвлекает его от эффективного выполнения своих обязанностей, в частности качественного подбора кадров. ОРПиКП, как многие другие отделы ОАО "Крокус" был создан с целью эффективности ведения бизнеса, при их создании рассчитывалось повысить эффективность работы, как основных работников предприятия, так и работу служб, обеспечивающих их работу. На сегодняшний момент численность ОРПиКП ОАО "Крокус" составляет 25 человек.

     Как выглядит система управления персоналом ОАО "Крокус" будет рассмотрено в следующей главе, после чего можно будет сделать некоторые выводы, обозначить проблемы и порекомендовать пути их решения. 
 
 

     2.3. Исследование системы управления персоналом ОАО "Крокус" 

     ОАО "Крокус" считает персонал одним из важнейших ресурсов, качество управления которым определяет способность Компании достигать цели и задачи, стоящие перед ней. Всестороннее развитие персонала и построение работы с ним рассматривается в неотъемлемой связи с укреплением конкурентоспособности ОАО "Крокус" и его развитием, как в краткосрочной, так и в долгосрочных перспективах.

     Политика  ОАО "Крокус" по работе с персоналом ведется гласно и открыто, руководство стремится полно и правдиво информировать работников обо всех событиях и изменениях в жизни организации.

     Компания  стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом на всех предприятиях и структурных подразделениях Общества. Проводится четкое разграничение полномочий и сфер ответственности между Управлением кадровых ресурсов и профильными подразделениями своих предприятий, рассматривается разработка общекорпоративных регламентов и стандартов деятельности по всем направлениям работы в сфере управления персоналом в качестве одного из средств, направленных на обеспечение этого процесса. Структурные подразделения, занимающиеся решением задач в сфере управления персоналом на предприятиях Общества, отвечают за реализацию кадровой политики Компании и несут ответственность за результаты работы в этом направлении.

     Организация осознает, что эффективная организационная структура является одним из инструментов, обеспечивающих достижение целей и задач ее деятельности за счет разграничения компетенций и ответственности между подразделениями Общества. Переход к новой организационной структуре – одна из приоритетных задач текущего этапа развития. Оптимизация численности персонала рассматривается как одно из средств, позволяющих обеспечить этот переход. Компания принимает во внимание негативное воздействие процесса оптимизации численности персонала и его высвобождения на работников организации и ставит задачу всесторонне способствовать разработке и внедрению системы мер, направленных на снижение негативного воздействия этого фактора на персонал, через:

    • предоставление сотрудникам Общества возможности раннего ухода на пенсию;
    • выплаты дополнительного пенсионного обеспечения;
    • стимулирующие выплаты разового характера для работников, выходящих на пенсию;
    • увеличение размера и срока дополнительных компенсационных выплат при прямом сокращении численности персонала;
    • создание комитета по развитию бизнеса для помощи бывшим работникам предприятия, занимающимся предпринимательской деятельностью;
    • перевод непрофильных структурных подразделений в предприятия с самостоятельным юридическим лицом;
    • использование высвободившихся средств Фонда оплаты труда на повышение заработной платы работников, продолжающих трудовую деятельность в Обществе.

     Компания  стремится к росту благосостояния своих работников, она неразрывно связывает свое успешное развитие с  существенными изменениями в оплате труда, направленными на установление прямой связи между результатами труда и размером вознаграждения за труд для всех категорий работников Общества. Компания заинтересована в формировании единого открытого методологического подхода к определению размера Фонда оплаты труда на всех предприятиях, порядка его согласования и утверждения. При определении основных приоритетов и критериев по формированию и построению Системы оплаты труда на всех предприятиях, организация старается исходить из следующих факторов:

     1. Рост экономического потенциала и успешность выполнения планов развития Общества должны обеспечивать рост заработной платы.

     2. Все изменения, производимые в сфере оплаты труда, не должны допускать ухудшения достигнутого уровня благосостояния работников.

     3. Размер минимальной тарифной ставки по всем предприятиям Общества должен планомерно стремиться к прожиточному минимуму по России, а, в последующем, и по регионам, в которых располагаются предприятия.

     4. Уровень заработной платы работников, занятых на основных технологических операциях всех предприятий Общества, должен планомерно выстраиваться в одном тарифном диапазоне, обеспечивая достойный уровень оплаты труда высококвалифицированного персонала.

     5. Уровень заработной платы по различным профессиональным и должностным группам работников должен быть приведен в соответствии с уровнем квалификации, объемом должностных обязанностей и уровнем ответственности работников.

     6. Соотношение постоянной и переменной частей заработной платы должно формировать у работников чувство уверенности и стабильности и мотивировать их на достижение высоких результатов труда.

     7. Для постоянной части в структуре заработной платы должна составлять не менее 70%.

     8. Количество и виды персональных надбавок и доплат, устанавливаемых работникам, должны обеспечивать простоту и ясность структуры заработной платы без снижения ее среднего размера.

     9. Доля выплат социального характера в Фонд оплаты труда предприятий Общества должна стремиться к одинаковому уровню по всем предприятиям.

     Разработка  и внедрение единого подхода  к построению системы премирования на всех предприятиях Общества, учитывающую  прямую зависимость оплаты труда  от его результатов, является для  организации приоритетным на текущем этапе ее развития и рассматривается в неразрывной связи с:

  1. Разработкой единой методологии премирования, нацеленной на оценку труда за достижение определенных экономических показателей, как в целом по предприятию, так и по каждому структурному подразделению, с учетом трудового вклада каждого работника.
  2. Прозрачным и понятным каждому работнику подходом при распределении премиальных выплат.

     Проблемы  найма и ротации персонала  компания заинтересована решать за счет собственного кадрового резерва, разработка программы развития которого должна стать неотъемлемой частью системы управления персоналом. Целью программы развития кадрового резерва является формирование и развитие квалифицированного кадрового резерва руководителей и специалистов в соответствии со стратегическими целями, задачами и перспективами развития Общества. Основанием для разработки программы резерва руководителей и специалистов является потребности в нем. Анализ потребности в резерве руководителей и специалистов проводится на основании штатного расписания и организационной структуры руководителем сектора оценки персонала Отдела развития персонала (ОРП) совместно с руководителем сектора трудовых отношений ОРП. В анализе должна учитываться возрастная и квалификационная структура действующего состава руководящих кадров. Структура резерва руководителей и специалистов Общества формируется по функциональным направлениям, определенным спецификой и характером деятельности Общества, а именно: финансы и экономика, технология, эксплуатация и ремонт, энергетика, транспорт, снабжение и сбыт, маркетинг, персонал. Определение требований к должности осуществляется с целью выявления знаний, умений, навыков и качеств личности, которыми должны обладать руководители и специалисты, занимающие ключевые должности, для обеспечения высокой эффективности деятельности структурных подразделений Общества. Основанием для определения требований к должностям являются должностные инструкции и положения о структурных подразделениях, а также профили должностей. Зачисление кандидатов в резерв производится только по итогам аттестации, в соответствии с рекомендациями аттестационных комиссий о включении сотрудников в списки резерва руководителей и специалистов Общества. Отдел обучения и развития персонала Общества разрабатывает программу подготовки резерва на основании утвержденных приказом списков резерва, рекомендаций аттестационных комиссий, оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов, зачисленных в резерв, а также квалификационных требований к должности.  Программа подготовки резерва формируется по направлениям (рис. 4): 

     

     Рис. 4. Программа подготовки резерва 

     Новые сотрудники, пришедшие в организацию, должны обладать высокой квалификацией  и личными качествами, позволяющие  им плодотворно работать в единой команде и успешно сотрудничать со всеми подразделениями.

     Политика  в области развития карьеры персонала (особенно при назначении на руководящие  должности) основывается, в первую очередь, на продвижение работников, уже работающих в организации. Работа с кадровым резервом на всех предприятиях должна исключать формальный подход к отбору и организации работы, выстраиваться в соответствии с едиными требованиями и быть направлена на создание серьезного потенциала, способного обеспечить стабильность и успешность развития Компании в будущем.

     Компания  несет социальную ответственность  перед работниками. Социальные аспекты  работы с персоналом, реальная забота о нем, создание безопасных и комфортных условий труда является неотъемлемой частью политики Компании в сфере работы с персоналом. При организации работы с персоналом организация стремится активно использовать возможности долгосрочной мотивации сотрудников, связанные с внедрением и развитием системы добровольного медицинского страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и другими социальными программами. Компания стремится обеспечить своим сотрудникам рабочие условия, соответствующие требованиям и нормам правил техники безопасности, охраны труда, добиться полного обеспечения персонала новой качественной спецодеждой и средствами индивидуальной защиты и исключить возможности возникновения несчастных случаев на предприятиях. Компания поддерживает развитие культурно-массовой работы, организацию общекорпоративных соревнований и турниров. Организация заинтересована в организации и обеспечении полноценного отдыха своих работников и их семей с максимальным использованием имеющихся возможностей баз отдыха, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе предприятий. Компания принимает участие в программах строительства жилья и обеспечения жильем своих работников, отдавая приоритет при его распределении высококвалифицированным работникам и молодым специалистам. Также уделяется особое внимание вопросам охраны природы и проводит работы по улучшению экологической обстановки в районах расположения предприятий.

     Компания  стремится взаимодействовать с  профсоюзами в рамках системы  социального партнерства, способствует их развитию и укреплению, сотрудничает по вопросам организации и построения работы с персоналом, строит свои отношения с ними на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Взаимоотношения Компании и профсоюзов направлены на обеспечение согласованности интересов Компании и работников по вопросам трудовых отношений, сохранению стабильного положительного климата в коллективе, избеганию коллективных конфликтов. Одной из форм социального партнерства является ведение переговоров с представителями трудовых коллективов по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и работы по их заключению. На предприятиях социальные программы разрабатываются совместно с профсоюзными комитетами.

     Компания  с большим вниманием относится  к работе с молодыми специалистами, понимая, что развитие и использование  их потенциала является необходимым  условием для успешного роста  организации и залогом стабильности ее развития в будущем. Компания стремится способствовать профессиональному становлению молодых специалистов, наиболее полному раскрытию их профессионального потенциала, а также заинтересована в быстрой адаптации молодых специалистов и активной передаче им накопленных знаний и опыта высококвалифицированными работниками.

     Социально-экономическая  поддержка работников осуществляется как на уровне государства, так и  на уровне трудового коллектива. Социально-экономическую  защиту составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению социальных гарантий, коллективный договор, трудовое соглашение, в частности:

  1. Гарантирование минимального размера заработной труда и тарифной ставки – доля гарантированной оплаты труда в структуре заработной платы должна быть не менее 80 %. Оплата труда работников подразделения производится на основе единой системы тарифных ставок в соответствии с коэффициентами, учитывающими особенности работы. Квалификационные разряды рабочим и тарификацию работ устанавливать в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Работодатель обязуется производить доплату работникам за работу в производствах с тяжелыми и вредными условиями труда в процентном отношении к установленной тарифной ставке с нормальными условиями труда. Для оценки условий труда на рабочем месте используются данные аттестации рабочих мест. Также выплачивается районный коэффициент в размере 40% и процентная надбавка в размере до 50% к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям.
  2. Норматив продолжительности рабочего дня – режим рабочего времени и времени отдыха определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, в соответствии с которыми:

         при графике сменности с продолжительностью смены 12 часов (табл. 5):

     Таблица 5

     Распорядок  дня при сменном графике работы

Режим Начало работы Окончание работы Перерыв
1 смена 8-00 20-00 -
2 смена 20-00 8-00 -

Информация о работе Оптимизация управления персоналом