Оптимизация управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:10, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломного проекта является изучение методов и форм управления персоналом. Для достижения поставленной цели автор дипломного проекта ставит перед собой следующие задачи:
Изучение теоретических форм и методов управления персоналом.
Анализ практического применения изучаемых методик работы.
Выявление наиболее эффективных методик работы.
Выявление недостатков в системе управления персоналом на примере ОАО "Крокус".
Проведение социологического опроса.
Разработка анкеты для проведения опроса.
Проведение анализа сложившейся ситуации посредствам графического анализа.
Поиск путей решения проблем в управлении персоналом на предприятия и разработка рекомендаций по системе управления персоналом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организации
1.1 Значение и специфика человеческих ресурсов в современной организации
1.2 Роль и место кадровой службы в системе управления персоналом на предприятии
1.3 Элементы системы управления персоналом на предприятии
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в ОАО "Крокус"
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ персонала ОАО "Крокус"
2.3 Исследование системы управления персоналом ОАО "Крокус"
Глава 3. Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления персоналом ОАО "Крокус"
3.1 Рекомендация по оптимизации отдела развития персонала и кадровой политики
3.2 Разработка бюджета службы управления персоналом
3.3 Планирование производительности труда на предприятии
3.4 Аудит персонала как необходимый элемент системы управления персоналом
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом1.doc

— 571.00 Кб (Скачать)

     Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализация конкретных мероприятий и т.д.

     Именно  организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой  управления персоналом организации  и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:

  1. Особенности индивидуального поведения.
  2. Особенности группового поведения.
  3. Особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

     Особенности индивидуального поведения детерминируются  многими параметрами, а именно:

    • индивидуальные способности, склонности и одаренность – предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
    • специфика мотивации – специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
    • индивидуальные ценности – общие убеждения, вера, мировоззрение, представление о мире;
    • демографические особенности – половые и возрастные особенности;
    • национальные и культурные особенности – усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

     Особенности группового поведения связаны с  такими параметрами как:

    • особенности корпоративной культуры – ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
    • феномены групповой динамики – этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
    • Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, т.к. самих руководителей можно рассматривать и как:
    • субъектов, имеющих индивидуальные способности;
    • членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
    • функционеров определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.

     Под кадрами понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В состав включаются все работники, принятые на работу, связанные как с основной, так и не основной деятельностью.

     Следует различать такие понятия как "кадры", "персонал" и "трудовые ресурсы организации".

     Понятие "трудовые ресурсы организации" характеризует его потенциальную  рабочую силу – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека. Персонал – весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный) квалификационный состав работников предприятия.

     Состав  и количественные соотношения отдельных  категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

     Кадры предприятия, непосредственно связанные  с процессом производства продукции, т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал. К нему относятся все  работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских и технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия, заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия.

     Промышленно-производственный персонал подразделяется на следующие  категории рабочей силы:

  1. Руководители – это работники, занятые на руководящих должностях различного уровня. Руководители распределяются по структурам управления и по звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейных и функциональных. По звеньям управления – на высшего, среднего и низшего звена.
  2. Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими видами деятельности.
  3. Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание.
  4. Рабочие – это работники, непосредственно участвующие в производстве продукции, а также ремонте и уходе за оборудованием, перемещении предметов труда и готовой продукции. Кроме того, в эту группу входит младший обслуживающий персонал (МОП) и охрана организации.

     В целом качественная характеристика трудовых ресурсов организации определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ.

     Управление  кадрами включает ряд взаимосвязанных  ключевых элементов:

  • отбор;
  • оценка профессиональных качеств;
  • вознаграждение;
  • повышение квалификации;

     Более конкретно управление кадрами включает в себя:

  • анализ рынка труда и управление деятельностью;
  • отбор, прием и адаптацию работника;
  • планирование карьеры кадров организации, их профессионального и административного роста;
  • анализ затрат и результатов труда;
  • обеспечение рациональных условий труда, создание социально-психологического климата;
  • разработку системы мотивации работника; участие в переговорах с профсоюзами;
  • разработку социальной политики организации, пенсионную политику.

     При планировании кадров основные цели и  задачи получают конкретное практическое содержание в виде специально разработанных  целей для каждого направления  кадрового менеджмента. Затем строятся прогнозы относительно внутреннего  и внешнего спроса и предложения человеческих ресурсов, составляется схема обеспечения кадрами, и определяются приоритетные направления. Далее проводится калькуляция расходов (набор, отбор, руководство, обучение и подготовка) и т.д.

     При анализе имеющихся в наличии  человеческих ресурсов должны быть получены ответы на следующие вопросы:

    • компетентны ли сотрудники;
    • заинтересованы ли сотрудники в успехе организации (отождествляют ли они себя с ней?);
    • достаточно ли готовы психологически сотрудники к восприятию изменений;
    • достаточно ли хорошо "вписываются" сотрудники в существующую культуру производства;
    • какие внешние факторы влияют в данный момент на качество и количество персонала.
 

     1.2 Роль и место  кадровой службы  в системе управления  персоналом на  предприятии 

     Задачи  кадровой службы – направление кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации.

     Необходимо  заметить, что как таковой кадровой службы в 99,9% вновь формирующихся  организаций нет. Слишком велик дефицит средств, слишком далеки основатели от формальной атмосферы и тех задач, которые необходимо решать в области работы с персоналом, чтобы создавать такого рода подразделение.

     Однако  отсутствие осознания необходимости  кадровых мероприятий не отменяет их естественной реализации: в рамках бизнес-плана необходимо описать проект организационной структуры, рассчитать потребность в персонале, представить расчет изменения количественного и качественного состава предприятия. Необходимо рассчитать затраты, в том числе и на набор, обучение персонала, оплату труда. Для выбора места дислокации предприятия, разработки систем оплаты необходимо провести анализ рынка труда и профессий. Для формирования кадрового состава важно сформулировать требования к будущим работникам, найти источники наименее затратного привлечения персонала и его адаптации.  Однако менее всего на стадии формирования обращается внимание на создание самой системы работы с персоналом, формирование корпоративных принципов, а даже просто системы работы с кадровой документацией. Обычно осознание необходимости формализации, определения кадровой работы, создания систем хранения информации приходит позже, в тот момент, когда количество информации превышает мыслимые объемы, когда что-то найти становится отдельной проблемой и когда, к сожалению, кадровая информация теряет свое свойство информации, с ней нельзя работать в период подготовки и оценки управленческих решений.

     Сформулируем  основные задачи по управлению персоналом на данном этапе:

  1. Подготовка организационного проекта:
    • проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале;
    • анализ кадровой ситуации в регионе;
    • разработка системы стимулирования труда.
  1. Формирование кадрового состава:
    • анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
    • определение сегмента рынка рабочей силы, из которого целесообразно проводить набор.
  1. Разработка системы и принципов кадровой работы:
    • формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;
    • формирование самой кадровой службы;
    • разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.

     Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эффективности  деятельности организации, то среди  наиболее значимых ее задач можно  выделить:

     1. Помощь фирме в достижении ее целей.

     2. Эффективное использование мастерства и возможностей работников.

     3. Обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими.

     4. Стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражении.

     5. Развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме.

     6. Связь управления персоналом со всеми служащими.

     7. Помощь в сохранении хорошего морального климата.

     8. Управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.

     Можно выделить две структуры управления персоналом в организации:

  1. Штабная структура – специалисты отделов по управлению персоналом, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу).
  2. Линейная структура – менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).

     Для того чтобы иметь возможность  реализовать различные направления  кадровой работы на уровне конкретных подразделений, структуры управления персоналом создают разветвленную  и пронизывающую различные уровни организации сеть.

     Успех управления трудовыми ресурсами напрямую зависит от уровня квалификации занятого в службе персонала.

     Отечественная практика свидетельствует, что уровень  образования, профессиональная подготовка и компетентность кадровиков на госпредприятиях  недостаточно высоки, возрастной состав неблагоприятен, уровень оплаты труда низок.

Информация о работе Оптимизация управления персоналом