Оплата труда персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Введение.
Тема данной курсовой работы всегда была актуальна, а особенно в наше время в связи с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков ,а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот, начисленных в денежных и

Содержание

Введение………………………………………………………………..1
Оплата труда…………………………………………………………...2
Сущность оплаты труда……………………………………………...2
Заработная плата – понятие и сущность…………………………….3
Функции заработной платы………………………………………….5
Формы и системы оплаты труда…………………………………...10
Система дополнительного стимулирования……………………….12
Государственное регулирование оплаты труда……………………15
Состав и структура фонда оплаты труда…………………………...20
Организация оплаты труда в современных условиях……………..25
Выводы…………………………………………………………………28
Заключения…………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………31
Приложения……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.70 Кб (Скачать)

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время  появились новые противоречия, такие  как противоречия между достигнутым  уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно  безработного», возросла конкуренция  между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления  деятельности государства на рынке  труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между  спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а  также трудоустройство отдельных  категорий работников. Ко второму  – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными  методами подразумеваются занятость  в государственном секторе экономики  и влияние на занятость на негосударственных  предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное  развитие предполагает рост влияния  государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство  трудовых ресурсов, условия найма  и производственную мобильность. При  этом непосредственная государственная  политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической  политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и так далее.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно  воздействуют на рынок труда, изменяя  условия хозяйствования в сторону  стимулирования или торможения экономических  процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственной закупки, политика в области амортизации  основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских  разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие  оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное  – на спрос.

Регулирование заработной платы. Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров. Государственное регулирование оплаты труда включает:

- законодательное  установление и изменение минимального  размера оплаты труда в РФ;

- налоговое  регулирование средств, направляемых  на оплату труда предприятиями,  а также доходов физических  лиц, 

-установление  районных коэффициентов и процентов  надбавок;

- установление  государственных гарантий по  оплате труда.

 Регулирование  оплаты труда на основе договоров  и соглашений обеспечивается: генеральным,  территориальным, коллективными  договорами, индивидуальными договорами ( контрактами). Существуют три типа  политики в области доходов  и заработной платы: контроль  за инфляцией с помощью налогов  и фискальных мер, регулирование  доходов на основе государственных  правил и положений, политика  трехстороннего сотрудничества. Все  их элементы имеют место в  России. Но при чрезмерной дифференциации  заработков, наличие денежных доходов  централизованная политика в  области оплаты труда вряд  ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование  доходов может стимулировать  черный рынок. Потому главная надежда - в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда. Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Методическими рекомендациями по расчету прожиточном минимума от трактуется более расширенно, как показатель объема и структуры потребления на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального развития детей и подростков. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости. Структура прожиточного минимума определяет статьи расхода бюджета прожиточного минимума (расходы на питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и другие платежи) по законам России, по социально-демографическим группам. При дифференциации прожиточного минимума по социально- демографическим уровням выделяются: трудоспособное население, пенсионеры, дети до 6 лет и от 7 до 15 , а также определяется структура бюджета на душу населения . Различают бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимума служит основой для расчета прожиточного минимума, обеспечивающего низкий жизненный стандарт потребления товаров и услуг. Минимальный потребительский бюджет представляет собой прожиточный минимум более высокого стандарта.

Средства, направляемые на потребление, объединяют денежные и натуральные выплаты, носящие индивидуальный характер. Фонд потребления включает, кроме того, выплаты за счет фонда социальной защиты и расходов на содержание объектов здравоохранения, культуры и спорта. В состав средств, направляемых на потребление, включаются: средства фонда оплаты труда.

  1. Состав и структура фонда оплаты труда.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные  предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда  в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие  доплаты и надбавки, компенсационные  выплаты, связанные  с режимом работы и условиями  труда, премии и единовременные поощрительные  выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:

1) Оплата  за отработанное время:

-     заработная плата, начисленная  работникам по тарифным ставкам  и окладам за отработанное  время;

-     заработная плата, начисленная  за выполненную работу работникам  по сдельным расценкам. В процентах  от выручки от реализации продукции  (выполнения работ и оказания  услуг);

-     стоимость продукции, выданной  в порядке натуральной оплаты;

-   премии и вознаграждения, (включая  стоимость натуральных премий), носящие  регулярный или периодический  характер независимо от источников  их выплаты;

-     стимулирующие доплаты и надбавки  к тарифным ставкам и окладам  (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне  и т. п.);

-     ежемесячные или ежеквартальные  вознаграждения (надбавки) за выслугу  лет, стаж работы;

-    компенсационные выплаты, связанные  с режимом работы и условиями  труда;

-     выплаты, обусловленные районным  регулированием платы труда: по  районным коэффициентам за работу  в пустынных, безводных местностях  и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера,  в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми  природно-климатическими условиями;

-     доплаты за работу во вредных  или опасных условиях  на тяжелых  работах;   доплаты за работу  в ночное время;

-     оплата работы в выходные и  праздничные дни; оплата сверхурочной  работы; оплата работника за дни  отдыха (отгулы), предоставленные в  связи с работой сверх нормальной  продолжительности рабочего времени  при вахтовом методе организации  работ, при суммированном учете  рабочего времени и в других  случаях, установленных законодательством;                       -     доплаты работникам, постоянно занятым на подъемных  работах, за нормативное время  их передвижения  в шахте (руднике)  от ствола к месту работы  и обратно;

-   оплата труда квалифицированных   рабочих, руководителей , специалистов  предприятий и организаций, освобожденных   от основной работы и привлекаемых  для подготовки, переподготовки  и повышения квалификации работников;

-    оплата специальных перерывов  в работе;

-    выплата разницы в окладах  работникам, трудоустроенным из  других  предприятий и организаций,  с сохранением в течение определенного  срока размеров должностного  оклада по предыдущему месту   работы; выплата разницы в окладах  при временном заместительстве;

-     оплата труда лиц, принятых  на работу по совместительству;    оплата труда  работников не  списочного состава;

-     оплата труда лиц, не состоящих  в списочном составе работников  предприятия (организации), за выполнение  работ по гражданским договорам,  если расчеты за выполненную  работу производятся предприятием  с физическими, а не юридическими  лицами. При этом размер средств  на оплату труда этих физических лиц определяется, исходя за сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов;

-     оплата услуг (гонорар) работников  не списочного состава  (за  переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению  и т.д.);

2) Оплата  за неотработанное время:

-     оплата  ежегодных и дополнительных  отпусков (без денежной компенсации  за неиспользованный отпуск);

-     оплата дополнительно предоставленных  по коллективному договору (сверх  предусмотренных законодательством)  отпусков работникам;

-  оплата  льготных часов подростков;

-     оплата учебных отпусков, предоставленных  работникам, обучающимся в образовательных  учреждениях;                                                                               -    оплата на период обучения  работников,  направленных на  профессиональную  подготовку, повышение  квалификации или обучение вторым  профессиям;

-     оплата на период обучения  работников, направленных на профессиональную  подготовку, повышение квалификации  или обучение вторым профессиям;

-     оплата труда работников, привлекаемых  к выполнению  государственных  или общественных обязанностей;

-     оплата, сохраняемая по месту  основной работы за работниками,  привлекаемыми  на сельскохозяйственные  и другие работы;

-    суммы, выплаченные за счет  средств предприятия, за не  проработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное  рабочее время по инициативе  администрации;

-     оплата работникам-донорам за  дни обследования, сдачи крови;

-     оплата простоев не по вине  работника;  оплата за время  вынужденного прогула;

3) Единовременные  поощрительные выплаты:

-     единовременные (разовые) премии  независимо от источников их  выплаты;

-     вознаграждение по итогам работы  за год, годовое вознаграждение  за выслугу лет (стаж работы);

-     материальная помощь, предоставленная   всем или большинству работников;

-     дополнительные выплаты при предоставлении  ежегодного отпуска (сверх нормальных  отпускных сумм в соответствии  с законодательством.);

-     денежная компенсация за неиспользованный  отпуск;

-   стоимость бесплатно выдаваемых  работникам в качестве поощрения  акций или льгот по приобретению  акций;

-     другие единовременные поощрения,  включая стоимость подарков;

4) Выплаты  на питание, жилье, топливо.                                                               В фонд потребления входят, но  не включаются в состав средств,  направляемых  на потребление:  затраты на командировочные расходы,  надбавки к зарплате взамен  суточных работникам, направляемым  для выполнения монтажных, наладочных  и строительных работ, стоимость   спецодежды, спецпитания, выплаты  за счет средств фонда социальной  защиты, включая пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности, по уходу за ребенком, пенсии, возмещение причиненного ущерба, а также расходы за счет  чистой прибыли, остающейся в  распоряжении  предприятия. 

Информация о работе Оплата труда персонала