Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:45, контрольная работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование методов и способов оценки управленческого персонала предприятия.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию оценки, определить ее цели;
осветить порядок проведения оценки персонала;
охарактеризовать различные методы проведения
рассмотреть теоретическую основу изучения результатов.
Введение
1. Понятие оценки, ее цели и эффективность и порядок проведения оценки персонала
2. Количественные методы оценки
3. Качественные методы оценки
4. Изучение результатов оценки и ошибки при ее проведении
Заключение
Список использованной литературы
В случае, если анонимность достигается с помощью специального анкетирования или тестирования, то обоснованность подбора состава экспертов состоит в их тщательной предварительной оценке, а также в методически грамотном и целенаправленном формировании количественного и качественного состава 17. Например, главные требования к эксперту - его компетентность в управлении производством, нравственность, глубокие знания и признанное умение решать специальные задачи в соответствии с определенными функциями.
Одним из требований является компетентность в одной из смежных специальных областей деятельности 18, например, для технолога - в экономике, для экономиста - в технологии, линейного руководителя - в правовых вопросах и т. д. В качестве традиционного требования к формированию группы экспертов определяют их способность провести экспертизу с учетом разнообразных сторон деятельности оцениваемого работника.
При подборе состава экспертов главная опасность состоит в завышении доли какой-либо подгруппы экспертов, заведомо близкой в своем мнении. Эта проблема заключается не только в односторонности выставляемой оценки, но и в том, что при обработке экспертных мнений все другие оценки потеряют свою значимость. По той же самой причине нежелательно включение в экспертную группу специалистов, авторитет которых резко отличается от среднего авторитета членов комиссии.
Группы экспертов используют один из двух способов - индивидуальный или группой.
Индивидуальный, более распространенный и эффективный способ, заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем эти оценки обобщаются 19.
Групповой, же, способ основан на совместной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.
Результаты работы экспертов, как правило, оформляют в виде документов, вариантами которых могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения20.
Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят начальник отдела кадров и (или) руководитель организации. При этом начальник отдела кадров знакомит экспертов с методикой оценки с помощью научного консультанта, который первый раз практически руководит всей работой. На уровне организации в состав экспертных комиссий включают обычно от трех человек, но не более семи. При этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его руководитель.
Для проведения оценки используют документы, в число которых входит анкета оценки руководителя или специалиста, карточка эксперта, бланк результатов опроса экспертов и бланк расчета итоговой оценки на аттестуемого - таковы обязательные документы почти любой методики независимо от способа расчетов (вручную или с использованием компьютера).
В качестве основного инструмента оценки применяется анкета. Она представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа21. При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит не только от сферы его деятельности, но и занимаемой должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации. Именно в этом - одно из важнейших условий объективной оценки работника.
После обсуждения итогов каждая экспертная комиссия утверждает перечень качеств, включаемых в анкету, и определяет количественную оценку каждого качества в баллах22. Например, в анкету рекомендованы десять качеств, и все они оценены по десятибалльной системе оценок (см. табл. 3).
Расположены
эти качества в анкете в ранжированный
ряд - от более значимого к менее. В соответствии
с этим и выставляется первая оценка, которая
характеризует степень значимости качества.
Вторая оценка - это оценка степени проявления
этих же качеств по четырем вариантам
ответа.
Таблица 3.
Показатель | Баллы |
Способность к выработке и внедрению оригинальных решений | 10 |
Умение создавать в коллективе нормальный психологический климат | 9 |
Способность оперативно оценивать ситуацию и принимать удачные решения | 8 |
Стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации | 7 |
Дисциплинированность и организованность | 6 |
Инициативность | 5 |
Умение добиваться согласия в решениях и действиях людей | 4 |
Способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу | 3 |
Коммуникабельность | 2 |
Способность проявлять интерес к смежным специальностям | 1 |
Эксперт при этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале:
если всегда - 1,5 балла;
если в большинстве случаев - 1 балл;
если иногда - 0,5 балла;
если почти никогда - 0 баллов.
При первой оценке ставится знак "+" в графе против качества и его оценки в баллах. При второй оценке ставится знак "+" в графе, соответствующей мнению эксперта.
Обработка результатов оценки аттестуемого оформляется в виде специального бланка - "Бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого".
В
другом бланке ("Бланк расчета средней
оценки аттестуемого") по каждому качеству
рассчитывается средний балл по формуле:
где Зср - средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;
Зk - оценка экспертом степени значимости качества по десятибалльной шкале;
nm - количество экспертов, которые присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
n - общее количество экспертов.
Одновременно
в этом же бланке по каждому из качеств
рассчитывается средний балл степени
проявления этого качества у аттестуемого:
где Пср - средняя оценка степени проявления качеств у аттестуемого;
Пa - степень проявления качеств у аттестуемого по оценке экспертов;
nm - количество экспертов, отнесших качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;
n - общее количество экспертов.
Затем
по каждому качеству определяется средневзвешенный
балл по формуле:
К
= Зср * Пср,
где К - качество.
Впоследствии, путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1 = 57) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем один из возможных вариантов:
57 х 1,5 = 85,5;
57 х 1,0 = 57,0;
57 X 0,5 = 28,5.
В первом случае, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение.
Во втором случае, если оценка составит от 57 до 85 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности.
В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов, фиксируют вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности23.
При
использовании сравнительных методов
руководитель сравнивает работу одного
сотрудника с результатами других в рамках
одного подразделения. При ранжировании
руководитель "выстраивает" своих
сотрудников в условную цепочку - от лучшего
к худшему по результатам работы за аттестационный
период. При распределении все сотрудники
классифицируются по группам (см. табл.
4) - например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Таблица 4. Оценка с помощью метода распределения
Вес (%) | Группы | Ф.И.О. |
10 % | лучших работников | |
20 % | хороших работников | |
40 % | средних работников | |
20 % | отстающих работников | |
10 % | худших работников |
Сравнительные методы считают очень простым способом оценки сотрудников. Их легко понимать и применять. Однако, они слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д.
Кроме
того, сравнение сотрудников подразделения
между собой является достаточно жесткой
формой оценки. Ее использование может
повлечь за собой трения внутри подразделения,
обиды, недоверие к руководителю. Поэтому
применение методов сравнительных оценок
относительно ограничено.
3. Качественные методы
оценки
В отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки персонала24. Их можно классифицировать по различным основаниям. Анализ содержания оценки (какие стороны деятельности подвергаются измерению и анализу) позволяет выделить несколько основных подходов25.
В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:
Распространение получила также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов оценки труда. Каждый из подходов разработан в разной степени. Некоторые (например, оценка качеств) доведены до вполне полного методического обеспечения и даже автоматизации, другие (например, целевая оценка) представлены лишь в виде определенных принципов.
Оценка по методу черт.
В ее основе лежит признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности26.
Данный подход основан на ряде методик, к числу которых относится балльная оценка степени выраженности некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени согласуются с эффективностью деятельности сотрудника. Для этого такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает сотрудника и помогает составить его деловой портрет.
Разнообразие методик связано с различием в используемых способах измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями черт27.
Важно заметить, что, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет оценки везде одинаков - качества личности сотрудника. В результате всегда получается социально-психологическая характеристика, показывающая какими свойствами обладает человек.