Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:45, контрольная работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование методов и способов оценки управленческого персонала предприятия.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию оценки, определить ее цели;
осветить порядок проведения оценки персонала;
охарактеризовать различные методы проведения
рассмотреть теоретическую основу изучения результатов.
Введение
1. Понятие оценки, ее цели и эффективность и порядок проведения оценки персонала
2. Количественные методы оценки
3. Качественные методы оценки
4. Изучение результатов оценки и ошибки при ее проведении
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Белгородский
государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Оценка результатов труда персонала»
БЕЛГОРОД, 2010
Содержание
Введение
1. Понятие оценки, ее цели и эффективность и порядок проведения оценки персонала
2. Количественные методы оценки
3. Качественные методы оценки
4. Изучение результатов оценки и ошибки при ее проведении
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Ряд изменений, произошедших в жизни страны за последние несколько десятилетий, экономические факторы, такие как значительное усиление конкуренции, необходимость привлечения новых технологий, появление личной ответственности руководителей организации, привели к тому, что резко повысилась необходимость в современных и квалифицированных менеджерах.
На данном этапе развития социально-экономической и политической сфер жизни общества сильный управленческий персонал компании - ее конкурентное преимущество перед другими организациями, обеспечивающее возможность получения дополнительной прибыли. Именно на менеджеров возлагают основную ответственность по достижению целей деятельности предприятия, направленной на получение прибыли.
Очевидна необходимость временных финансовых затрат на развитие персонала. Руководство хотело бы увидеть результат любого своего вложения. В данном случае, осуществляя вклады в трудовой коллектив, предпочтение отдается повышению эффективности труда.
Менеджеры - это одна из самых «дорогих» групп персонала в организации, которая, если компания хочет оставаться конкурентноспособной, требует значительных временных и финансовых затрат. Поэтому руководство компаний заинтересованно в оценке менеджмента как в демонстрации результатов своих вложений.
Целью написания данной курсовой работы является исследование методов и способов оценки управленческого персонала предприятия.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Следует заметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. В качестве основных литературных источников в работе использовались учебные, научные и периодические издания таких авторов, как Т.Ю. Базаров, А. Журавлев, М. Мескон и др.
Одной
из наиболее удачных, на наш взгляд, работ
по вопросам оценки управленческого персонала
является работа Т.Ю. Базарова, Х.А. Бекова
и Е.А. Аксеновой ''Методы оценки управленческого
персонала государственных и коммерческих
структур''. Не претендуя дать всеобъемлющую
характеристику методов оценки управленческого
персонала, авторы видят свою цель в том,
чтобы поделиться собственным опытом
использования тех из них, которые наиболее
часто включаются в программу центров
оценки персонала.
1. Понятие оценки, ее цели и эффективность
и порядок проведения оценки персонала
Оценка результатов деятельности работника - это систематическое изучение процесса труда индивида и его достижений; полученные данные обычно используются для разработки планов. Текущая периодическая оценка сводится к оценке результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов и к анализу их динамики1.
Цель оценки результатов деятельности персонала заключается в определении степени эффективности его труда.
Оценка требует сбора информации о том, насколько каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, руководитель, который собирает сведения, информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой, при этом дает им возможность исправить свое поведение, в случае, если оно не соответствует принятому.
Оценку результатов деятельности руководство определить наиболее часто использует для определения выдающихся работников, чтобы впоследствии реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.
В не зависимости от отрасли деятельности, каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности, и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Это отличный способ признания выдающегося исполнения работы.
Принятие решений о продвижении по службе руководством должно сопровождаться рассмотрением только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. Наиболее красноречиво эту проблему можно проследить на примере отделов сбыта. Выдвигая отличного продавца на должность заведующего, они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего2.
Перевод можно использовать и в качестве инструмента расширения опыта работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что сотрудник будет работать более эффективно на другой должности.
Иногда перевод используется в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководство считает, что прекращение трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой, к сожалению, понижение в должности, и сотрудник оказывается на такой должности, где он или она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру способному молодому работнику или фактически препятствовать реализации целей организации3.
В случае, когда работнику сообщили оценку результатов его труда, предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник по каким-либо причинам не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации.
Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.
Оценка результатов деятельности используется и для того, чтобы информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке данных работник узнает не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться4.
Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Она позволяет определить сильных работников, после чего администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению в будущем5.
Таким образом, все вышеописанные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т. е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
Оценка труда дает возможность решить следующие кадровые задачи:
Для организации эффективной системы оценки результативности труда работников необходимо:
Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают6:
Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать следующим требованиям:
система оценки должна соответствовать ситуационному контексту7.
Говоря о системах оценки труда, можно выделить три основных уровня оценки (см. таб.1)
Таблица 1. Основные уровни оценки
Уровень оценки | Периодичность | Метод | Возможности использования |
Повседневная оценка профессиональной деятельности (сильных и слабых сторон) | Один раз в день, один раз в неделю | Анкетирование по фактическим
действиям
Обсуждение |
Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения |
Периодическая оценка исполнения обязанностей | Один раз в полгода, год | Анкетирование по фактическим
действиям и результатам труда
Интервью Обсуждение |
Определение перспективы и разработка совместных целей |
Оценка потенциала | Разовая,
перманентная |
Тестирование
Центр оценки |
Построение кадрового прогноза, планирование карьеры |
Наибольшая трудность применения систем оценки заключается в правильном определении способа измерения выполненной работу. Конечным критерием служит производительность труда, но измерить ее не всегда легко8. В конкретных видах деятельности работник, который без ошибок напечатает больше страниц текста, или собрал больше бездефектных микропроцессоров, или продал больше продуктов по сравнению с остальными работниками за определенный промежуток времени, бесспорно, показывает более высокую производительность.
Возникает вопрос: как предпринимателю оценивать производительность труда администратора гостиницы или менеджера среднего звена на крупной телевизионной станции или профессора?
Общую производительность труда в организации можно измерить. Но важно заметить, что она чаще всего не связана напрямую с различными функциями, выполняемыми работниками торговли, сферы услуг и инженерно-техническим персоналом. Следовательно, для объективной оценки труда работников необходимы дополнительные критерии, такие, как уровень популярности данной организации у потребителей, поведение работников по отношению к своим коллегам и потребителям, квалификация, мотивация работника, трудовые навыки и мастерство.