Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа
Целью работы является: изучение методических аспектов оценки и измерения эффективности управления персоналом.
Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие оценки результатов деятельности персонала;
- проанализировать виды и методы оценки персонала;
- проанализировать действующую систему оценки работы персонала в ООО ТД «Росвесталко»;
- предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования методов «таинственный покупатель» и «360° аттестация» в ООО ТД «Росвесталко».
Введение……………………………………………………………………….…….3
1. Теоретические аспекты и место оценки результатов деятельности в системе управления персоналом организации……………………..………..6
1.1 Понятие и подходы к оценке результатов деятельности…………..………6
1.2 Место оценки результатов деятельности в системе управления персоналом организации……………………………………………………..9
1.3 Цели и задачи оценки результатов деятельности персонала организации……………………………………………………………….….12
1.4 Методы оценки результатов труда специалистов организации…………..17
2. Повышение эффективности оценки результатов деятельности
персонала на примере ООО ТД «Росвесталко»………….………..…….…25
2.1 Краткая характеристика и структура ООО ТД «Росвесталко»…….……..25
2.2 Методы, используемые в ООО ТД «Росвесталко» для оценки
результатов работы персонала………………………..…………………….28
2.3 Пути повышения эффективности методов оценки результатов деятельности персонала в ООО ТД «Росвесталко»……………………….31
Заключение…………………………………………………………………...……36
Список использованных источников и литературы……………………...…38
Существует несколько методов, которые позволяют оценить результативность деятельности работников организации. К основным методам можно отнести [8; С.44]:
- установление стандартов и нормативов;
- оценка на основании письменных характеристик;
- оценочные шкалы;
- методы ранжирования;
- заданное распределение;
- управление по целям как метод оценки эффективности;
- нетрадиционные методы оценки: «360° аттестация» и психологическое тестирование.
Установление стандартов и нормативов. При использовании этого метода оценка работы заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства.
Методы нормирования позволяют дать ответ на три главных вопроса:
1. Каковы реальные возможности каждого работника?
2. Как
можно наилучшим образом
3.Сколько
времени должно занимать
В
таблице 1 представлены примеры рабочих
стандартов.
Таблица
1 Образцы рабочих стандартов
Рабочие стандарты | Условия применения |
1 | 2 |
Средняя
производительность (дневная
норма выработки) рабочей группы/бригады |
Когда задания, выполняемые всеми индивидами, одинаковы или почти одинаковы |
Средняя производительность труда (норма выработки) одного работника | Когда работники выполняют одни и те же задания, а оценка и усреднение результатов всей группы громоздки и требуют больших затрат времени |
Объем выполненной работы за единицу времени | Работы, предполагающие выполнение повторяющихся заданий |
Рабочие стандарты для каждого вида работ | Разовые работы,
предполагающие
выполнение различных задач |
Сравнение результатов деятельности работников со стандартом позволяет сравнить работников между собой, а также выявить, подходит ли работник для выполнения данных заданий или он не справляется со своей работой.
Оценка на основании письменных характеристик. Письменная характеристика на работника обычно готовится его непосредственным руководителем. Необходимость стандартизации характеристик, предоставляемых аттестационной комиссии, требует, чтобы руководители готовили их в соответствии с установленной формой, определяющей те вопросы, которые должны быть освещены. Учитывая, что характеристику должен готовить непосредственный руководитель сотрудника организации, подталкивает управленческий аппарат к анализу деятельности подчиненных и выявлению факторов, которые положительно или отрицательно влияют на результаты их деятельности. В приложении 1 представлен пример стандартной формы, которая может быть использована руководителем для письменной характеристики подчиненного.
Шкалы оценки. Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развития у работников деловых качеств, склонность к определенным видам рабочего поведения или готовность к достижению определенных рабочих результатов. Шкалы оценки предполагают использование специальных оценочных форм. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, такие, как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе, уровень развития профессиональных навыков и др.
Оценочные шкалы должны иметь следующие характеристики:
1. Оцениваемые характеристики и особенности рабочего поведения должны соотноситься с содержанием и ключевыми показателями, определяющими эффективность профессиональной деятельности работников.
2. Шкалы должны быть направлены на оценку таких характеристик работников, за которыми стоят конкретные поведенческие проявления, которые может наблюдать оценивающий.
3. Каждый пункт (градация) шкалы должен быть кратким, однозначным и соответствовать оцениваемому показателю. При этом следует избегать излишне общих характеристик.
4. Показатели шкалы должны быть сбалансированы и не смещаться к одному полюсу. Например, «очень хорошо», «хорошо», «средне», «ниже среднего» и «плохо».
5. Используемые шкалы должны охватывать весь спектр возможных показателей эффективности.
Методы ранжирования. Для руководителя важно не только сравнить результат деятельности подчиненного со стандартом, но и провести сравнение работников друг с другом. Это можно сделать, используя методы ранжирования.
Существует несколько разновидностей ранжирования:
- прямое ранжирование;
- чередующееся ранжирование;
- парное сравнение.
Прямое ранжирование. Прямое ранжирование требует от человека, который производит оценку, проранжировать работников, входящих в оцениваемую группу, по какому-то определенному показателю (например, профессиональная компетентность, самостоятельность, уровень развития лидерских качеств и т.п.) от самого плохого до самого хорошего или от наименее эффективного до наиболее эффективного. В этом случае самый лучший работник получает самый высокий ранг, а худший - низший.
Чередующееся ранжирование применяется следующим способом: составляется список всех сотрудников, которых нужно проранжировать, и выписываются отдельно те же фамилии, но уже в определенном порядке: от самого ценного (вверху) до самого худшего (внизу).
Парные
сравнения. При использовании парных
сравнений составляется список подчиненных
и далее происходит сравнение
каждого из подчиненных по конкретным
признакам. Первый по списку сравнивается
со вторым, потом с третьим, четвертым
и т.д. Напротив фамилии того подчиненного,
который лучше выполняет те или
иные функции, ставится «+». Работник, набравший
самое большое количество плюсов,
может рассматриваться как
Данный
метод является наиболее громоздким,
так как при большом количестве
подчиненных сравнения их между
собой увеличивается в
Метод
заданного распределения.
Заданное распределение является формой
сравнительной оценки, при которой руководитель
относит подчиненных к определенной категории
в соответствии с заранее заданным правилом.
При этом исходят из того, что проявление
оцениваемых рабочих характеристик подчиняется
закону нормального распределения. Для
оценки подчиненных по методу заданного
распределения оценивающему необходимо
определить характеристики и параметры
распределения и вписать в соответствующие
клетки таблицы фамилии сотрудников, соответствующих,
по его мнению, заданным параметрам (табл.
2).
Таблица
2 Пример использования метода заданного
распределения
Характеристика распределения | Заданное распределение | Фамилии сотрудников |
1 | 2 | 3 |
Выдающиеся результаты | 5% | |
Высокие результаты | 10% | |
Средние результаты | 70% | |
Результаты ниже среднего | 10% | |
Неприемлемые результаты | 5% |
Недостатком данного метода является то, что он сам по себе может оказаться ошибочным. К примеру, если в компании все сотрудники хорошо справляются со своими обязанностями, то определение тех или других подчиненных к категории «плохие работники» окажется надуманным, а потому неверным.
Управление по целям. Одним из наиболее популярных сегодня методов оценки сотрудника, часто применяемых в дополнение к традиционной аттестации, является метод Управления посредством установки целей .
Оценка персонала через управление по целям основана на постановке перед исполнителями целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени (месяц, квартал, год). Чаще всего этот метод применяется для оценки работы специалистов и руководителей разного ранга.
Основными элементами управления по целям являются:
- постановка целей;
- планирование работы;
- текущий контроль;
- оценка достигнутых результатов и подведение итогов.
По
истечении аттестационного
Достоинствами метода постановки целей является:
1. Участие
сотрудника в определении
2. Диалог
с сотрудником - повышает объективность
оценки руководителя, усиливает
связь индивидуальных целей с
задачами организации и
Но также есть и недостатки данного метода. Основным можно назвать то, что оценивается не полный комплекс работы подчиненного, а только степень выполнения им каких-либо заданий.
Нетрадиционные методы оценки результатов деятельности специалистов. Как было указано выше, каждый метод имеет какие-то недостатки. Поэтому за последние 15 лет стали появляться другие, нетрадиционные методы оценки деятельности персонала. К основным можно отнести метод «360° аттестация» и психологические методы оценки.
При методе «360° аттестация» сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника.
Психологические
методы оценки являются разновидностью
нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные
психологи с помощью специальных тестов,
собеседований, упражнений оценивают
наличие и степень развития определенных
характеристик у сотрудника. Психологические
методы позволяют добиться высокой степени
точности и детализации оценки, однако
значительные издержки, связанные с необходимостью
привлечения профессиональных психологов,
ограничивают область их применения.
2.Повышение
эффективности оценки
результатов деятельности
персонала на примере
ООО ТД «Росвесталко»
Брянский ликероводочный завод был образован 10 октября 1946 г. на базе старого немецкого спирто-производящего завода. Поначалу работал только один цех, водка разливалась вручную. В 1955 году рядом был построен новый завод, произошло объединение двух территорий под тем же наименованием «Калининградский ликероводочный завод». Увеличилась мощность, и продукция завода стала продаваться на Север, в Псковскую, Московскую области. С 1963 года завод выпускает продукцию на экспорт.
Информация о работе Оценка результатов деятельности в системе управления персоналом организации