Оценка потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

Содержание

Введение 3
Понятие потенциала предприятия 4
Предметные составляющие потенциала промышленного предприятия 6
2.1 Оценка производственного потенциала 6
2.2 Оценка экономического (финансового) потенциала 11
2.3 Оценка рыночного потенциала 20
3. Формирование стратегии развития потенциала нефтедобывающего
предприятия 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

menedzhment_zagotovka.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
  1. ограниченностью пригодных к разработке запасов нефти при практически неограниченном спросе на сырую нефть;
  2. высокой степенью завершенности системы магистрального транспорта нефти и незначительными темпами ее развития в перспективе;
  3. незначительными затратами на транспортировку нефти по сравнению с затратами на поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений.

Транспортные расходы имеют значительно большую роль при выборе площадок, объемов производства и других показателей нефтеперерабатывающих предприятий, поскольку эти объекты, в отличие от нефтяных месторождений, не привязаны к строго определенной точке территории, а разрыв между затратами на транспортировку и переработку значительно меньше, чем между затратами на транспортировку и затратами на добычу и подготовку. В этих условиях целесообразно магистральный межрайонный транспорт нефти рассматривать либо совместно с системой переработки, либо как самостоятельную систему наравне с системами нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Вместе с  тем подсистема сбора и транспортировки  нефти и нефтяного газа на месторождениях, а также подсистема внутрирайонной транспортировки нефти могут существенно повлиять на размещение объектов промыслового и общерайонного обустройства. Кроме того, эти подсистемы нефтепроводного транспорта более динамичны и изменяются по мере развития добычи нефти. В силу этого указанные подсистемы транспортного комплекса целесообразно рассматривать вместе с подсистемами подготовки запасов и разработки месторождений.

Таким образом, в систему нефтедобывающей промышленности следует,  включить подготовку запасов, разработку нефтяных месторождений и внутрирайонную транспортировку нефти (до межрайонных магистральных нефтепроводов).

Компонентный  состав нефтедобывающей промышленности:

  1. эксплуатационная часть производственного потенциала;
  2. полная величина производственного потенциала

Следует отметить, что на основе данного представления нефтедобывающей промышленности, на наш взгляд, в ее производственном потенциале можно отдельно выделять эксплуатационную его часть. Именно она определяет текущие производственные возможности потенциала.

Характеризуя  набор основных составных элементов, можно отметить, что в целом вне зависимости от конкретных ситуаций, производственный потенциал в нефтегазодобыче состоит из следующих основных элементов: примененные основные произведенные фонды; потенциал, выраженный трудовыми и энергетическими ресурсами, оборотным капиталом; оцененные в том или ином виде природные ресурсы.

При прибыльной ориентации потенциала основная цель его развития - получение максимума  прибыли, т.е. максимизация прибыли.

Прибыль является целью развития практически всех предприятий, выступает мерилом успешной деятельности. Вместе с тем избрание прибыли в качестве стратегической цели развития производственного потенциала может привести к его деградации в долгосрочной перспективе, поскольку ее достижение возможно без осуществления инвестиционных затрат, а также путем сокращения финансово неперспективных в краткосрочный период ресурсов.

Следует также  отметить, что прибыльная ориентация развития производственного потенциала может быть оправдана в определенных случаях. На конкурентном рынке, где пределы прибыли весьма узки, а возможности предприятий пережить убытки слабы, развивается серьезная борьба, где выживают самые стойкие и имеющие конкурентные преимущества экономические субъекты. В таких условиях затрудняются задачи заработать даже нормальную прибыль. В связи с этим среди других альтернатив в первую очередь выбирают те, которые могут принести наибольшую из возможных прибыль.

Другим условием прибыльной ориентации потенциала является достижение некоторого порогового ее значения. Если предприятие получает достаточную, с его точки зрения, в данный момент прибыль то оно может рассмотреть и другие альтернативы.

Важным условием является также и то, что общая  величина прибыли предприятий в  России - это, в первую очередь, результат ученых операций, в связи с чем более правильно формулировать данную стратегическую ориентацию как максимизацию дохода, понимая под ним общую величину реализации за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что прибыльна (доходная) ориентация развития производственного потенциала возможна, когда в наличии имеются следующие условия:

  1. конкурентные силы на рынке относительно сильны;
  2. в конкурентную борьбу вовлечена большая группа предприятий, при этом поведение каждого из них не определено;
  3. основное воздействие на цены, выпуск и себестоимость, а также на специфические изменения на рынке может быть предсказуемо;
  4. известно направление изменений хозяйственной ситуации.

В условиях нефтегазодобывающей промышленности число субъектов на рынке - акционерных обществ - сравнительно мало, поведение каждого из них вполне предсказуемо, конкурентные взаимодействия их между собой пока не представляют угрозы для прибыли, следовательно, для предприятий данной отрасли возможно избрание других целей развития производственного потенциала. Вместе с тем отдельные условия хозяйствования (в первую очередь, задержка с платежами) требуют обратить особое внимание при формировании направлений развития производственного потенциала на обеспечение минимально приемлемого уровня доходности акционерных обществ.

Достижение  определенной рыночной доли как цель развития производственного потенциала также имеет условия своего применения. Большая рыночная доля является весомым преимуществом не только из-за того, что пребывание на самом пике рынка является выгодной позицией, но и потому, что это отражает способность предприятия эффективно конкурировать, получать выгоду от масштаба выпуска. Однако совсем не обязательно, что достижение большой доли на рынке принесет большую прибыль и усилит конкурентную позицию. Для использования этой ориентации развития производственного потенциала необходимы, в первую очередь, следующие условия:

  • работа только с платежеспособными клиентами;
  • наличие определенного ценового запаса прочности и возможностей его снижения;
  • достижение некоторого определенного порогового значения доходности, достаточного для выживания в краткосрочной перспективе.

Очевидно, все  указанные предпосылки реализовать  в современных условиях нефтегазодобывающей отрасли малореально.

Более перспективным  на современном этапе реформ является использование для целей развития производственного потенциала, отрасли  ориентации на долгосрочные цели выживания. В ситуации использование первых двух моделей не гарантирует дальнейшего эффективного существования предприятия. Поэтому цели выживания имеют явное преимущество перед другими целями. Основные условия применения данной ориентации (на наш взгляд, к ним можно отнести наличие определенного исходного уровня ресурсов, достаточного для функционирования в данной отрасли, и возможность построения инвестиционной стратегии развития потенциала) вполне приемлемы для нефтегазодобывающей промышленности. Именно эту ориентацию развития производственного потенциала следует признать целесообразной на современном этапе.

Можно выделить и другие цели развития потенциала - социальные цели, а также роста, диверсификации и др. Однако, в современной  ситуации более приемлемым является рассмотрение трех вышеназванных и выбор одной из них. В определенных случаях можно использовать отдельные элементы других стратегических целей, применяя их как дополнение к общей ориентации на долгосрочное выживание.

При формировании стратегии развития потенциала нефтедобывающего предприятия следует учитывать его ряд отличий (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Авторская систематизация нефтедобывающего предприятия.

Малые предприятия в других  отраслях промышленности

Малое предприятие в нефтедобыче

Работа на рынок, состоящий из многих покупателей и продавцов, действующих независимо друг от друга

Работа либо на единственного промежуточного потребителя  с правами собственности на средства транспортировки либо на крайне ограниченный круг потребителей с увеличением  затрат

Спрос на продукцию  колеблется в зависимости от насыщения рынка

Спрос на продукцию  постоянен

Цена на продукцию  колеблется в зависимости от состояния  конкуренции

Цена зависит  от внешних факторов и последние  годы стабильно растёт

Входной барьер в отрасль определяется технологическим процессом и масштабами производства

Входной барьер в отрасль помимо общепромышленных характеристик определяется экономическими требованиями и требованиями посредником

Взаимоотношение с государственными органами в основном осуществляется через налоговую  службу

Более тесные взаимоотношения  с государственными органами в связи  с особенностями продукции

Масштаб производства является показателем, зависящим от деятельности предприятия

Масштаб производства, в первую очередь, определяется геологическими особенностями месторождения


 

Важным также  является и определение показателей  для оценки эффективности использования  и развития отдельных элементов  потенциала, его совокупной величины. Исходя из этого, набор показателей  и факторов для укрупненной характеристики совокупной величины потенциала можно представить следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2

Показатели  оценки совокупной величины производственного  потенциала нефтегазодобывающего предприятия  по отдельным его целевым ориентациям 

Целевая ориентация развития производственного потенциала

Показатели  оценки

Лимитирующие  факторы

Максимизация  прибыли

Выручка от реализации без НДС 

 

Себестоимость реализованной продукции

Среднегодовой уровень добычи.

 

Уровень налогообложения  на добавочную стоимость. Цена реализации без НДС. Изменение условно-постоянных и условно-переменных расходов. Налоги в себестоимости.

Максимизация  доли рынка

Выручка от реализации без НДС 

 

Принятая в  расчет величина рынка (региональный его  сегмент, межрегиональный, в целом  по стране) в показателях производимой продукции

Среднегодовой уровень добычи.

 

Уровень налогообложения  на добавленную стоимость. Цена реализации без НДС. Емкость выбранного сегмента рынка.

Долгосрочное  выражение

Запасы полезных ископаемых в натуральном выражении 

 

Точка безубыточности

 

Величина основных средств:

 

1) в части  эксплуатационного фонда скважин; 

 

2) в части  транспорта

Объем капиталовложений на разведочное и эксплуатационное бурение. Объем капиталовложений в  производственное строительство. Изменение  условно-постоянных затрат. Среднегодовой уровень добычи.

 

Движение фонда  скважин.


 

Характеризуя  данные показатели, например, по целевой  ориентации долгосрочного выживания, можно отметить следующее. Первый показатель - запасы полезных ископаемых - напрямую определяет производственную способность предприятия к деятельности в данной отрасли. Точка безубыточности необходима для сопоставления минимально возможного и фактического или перспективного уровня производства. И, наконец, величина основных средств в части транспорта и скважин определяет возможности предприятия для извлечения возможных запасов нефти и газа.

Динамику данных показателей напрямую определяет ряд  факторов. Из них рост объема капиталовложений увеличивает общий размер производственного  потенциала, изменение условно постоянных расходов влияет на точку безубыточности и через нее на обеспечение выживаемости, движение фонда скважин определяет их обновление и возможности по извлечению нефти и газа. При характеристике отдельных элементов производственного потенциала нефтегазодобывающего предприятия особую сложность представляет экономическая оценка месторождения. Это связано с тем, что в отличие от показателей основных фондов, трудовых ресурсов на экономическую значимость месторождений сильно влияют природные, вероятностные факторы, которые к тому же не являются постоянными на протяжении времени. Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение экономического эффекта, получаемого при их промышленном использовании. Суть оценки заключается в установлении сравнительной ценности этих ресурсов, обусловленной различными факторами (горно-геологическими, научно-техническими, производственно-экономическими и т.д.

Таким образом, разработка стратегии развития структуры  производственного потенциала предприятия  в конечном итоге означает экономию живого и овеществленного труда, энергетических и финансовых ресурсов. Достижение этой цели возможно только при повышении качества состава производственного потенциала и каждого из его элементов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организация в условиях современной рыночной экономики осуществляет свою хозяйственную деятельность, удовлетворяя потребности общества в товарах и услугах. Если данный процесс проходит эффективно, то организация получает вознаграждение (прибыль). Общество полагается на стремление организации к прибыли, которое обеспечивает не только производство необходимых товаров и услуг, но и обеспечивает занятость, сбор налогов и т.п.

Однако деятельность организации на рынке не всегда соответствует  требованиям общества, предъявляемым к самой организации, производимым ею товарам и услугам. Удовлетворяя вкусы и предпочтения потребителей, подверженные частым изменениям организация вынуждена принимать решения относительно объёмов, цены, качества и сроков производства тех или иных товаров, не располагая, к тому же всей необходимой информацией. В этих условиях для того чтобы обеспечить своё выживание организация должна выбрать стратегию своего развития, обеспечивающую эффективное существование.

Информация о работе Оценка потенциала предприятия