Оценка потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

Содержание

Введение 3
Понятие потенциала предприятия 4
Предметные составляющие потенциала промышленного предприятия 6
2.1 Оценка производственного потенциала 6
2.2 Оценка экономического (финансового) потенциала 11
2.3 Оценка рыночного потенциала 20
3. Формирование стратегии развития потенциала нефтедобывающего
предприятия 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

menedzhment_zagotovka.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Показатель  обеспеченности активов собственным  капиталом характеризует результат  деятельности предприятия и определяет состояние экономического потенциала. Данный показатель определяет устойчивость финансового положения предприятия, отражает его конкурентоспособность (платежеспособность, кредитосственными предприятию, которые отображают предприятие в виде математической модели. Такая модель определяет систему формирования возможностей предприятия, обобщенных в денежном измерители в виде экономического потенциала. Наличие, движение, использование ресурсов (механическое, физическое, химическое и др. движение) воспринимается как экономическое. Этапы прохождения через предприятие предметов труда от заготовления через стадии переработки и до передачи готового изделия получателю фиксируются в виде смены форм стоимости. Формализовать деятельность предприятия нам позволяет бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет формирует систему показателей или математическую модель, характеризующую деятельность предприятия за определенный период времени и его потенциал на определенную дату.

Какими бы показателями мы ни оценивали возможности предприятия, в целом потенциал должен использоваться для достижения цели деятельности предприятия. В какой степени и насколько эффективно используется потенциал предприятия - это вопросы, которые решает экономический анализ.

Функции управления могут реализоваться при наличии  необходимого потенциала у предприятия. В результате встает вопрос о создании необходимого потенциала для дальнейшего развития предприятия, который можно решить, если определить резервы, позволяющие повысить эффективность деятельности предприятия, обеспечивающей прирост собственности.

Экономический анализ тесно связан с планированием  и прогнозированием деятельности предприятия. Он, являясь средством обоснования  планов, также является и средством  контроля за их выполнением.

Общепринято экономический  анализ классифицировать по временному принципу: ретроспективный и перспективный анализ. Относительно анализа экономического потенциала ретроспективный анализ - это анализ формирования экономического потенциала за истекший период, который позволяет выявить неиспользованные резервы. Перспективный анализ включает в себя оценку экономического потенциала, позволяющую выявить возможности деятельности предприятия.

Наиболее полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию на определенную дату и о процессе его формирования за определенный промежуток времени в денежном измерении представлена в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерский учет экономического потенциала осуществляется в стоимостном измерении. Максимизация экономического потенциала тесным образом связана с процессами управления собственностью.

Собственность предприятия в стоимостном выражении  характеризует имущественный потенциал. В свою очередь, стоимостная характеристика имущественного потенциала соизмеряется с суммой капитала и обязательств, что и дает представление о финансовом состоянии предприятия.

Актив баланса  с большей или меньшей степенью точности и соразмерности реальной ситуации характеризует экономический  потенциал в стоимостном выражении, а пассив отражает отношения, возникающие  в процессе привлечения средства.

Наиболее важными  задачами оценки экономического потенциала предприятия являются:

- оценка доходности (рентабельности капитала);

- оценка степени  деловой (хозяйственной) активности  предприятия;

- оценка финансовой  устойчивости;

- оценка ликвидности  баланса и платежеспособности  предприятия.

На практике анализ проводится для определения  степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности  предпринимательской деятельности с целью принятия наиболее оптимальных  решений, касающихся деятельности предприятия.

Основными функциями анализа экономического потенциала являются:

- объективная  оценка имущественного потенциала  и финансового состояния, а  также финансовых результатов,  эффективности, деловой активности  объекта анализа, то есть факторов, определяющих увеличение экономического потенциала;

- выявление факторов и  причин достигнутого состояния  и полученных результатов;

- подготовка и обоснование  принимаемых управленческих решений  в области финансов и производственной  деятельности;

- выявление и мобилизация  резервов улучшения и увеличения экономического потенциала.

В конечном счете, отнесение  предприятий к той или иной группе с точки зрения их перспективности  будет существенно зависеть от сравнительного веса производственных и финансовых критериев оценки, то есть от того, отдаем ли мы предпочтение производственным или финансовым результатам деятельности.

Современное состояние анализа  финансово-хозяйственной деятельности можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом  плане науку. В настоящее время существует большое количество различных методик проведения экономического анализа деятельности экономического субъекта.

Для того чтобы экономический  анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная, постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды.

Возросшая потребность в  оценке и анализе финансового  состояния экономического субъекта обусловила развитие экономического анализа  хозяйственной деятельности во взаимосвязи с финансовым анализом.

Основным источником информация для проведения анализа результата финансово-хозяйственной деятельности является бухгалтерская отчетность, на основании которой строится алгоритм факторного анализа изменения экономического потенциала за отчетный период.

Показатель обеспеченности активов собственным капиталом  характеризует результат деятельности предприятия и определяет состояние  экономического потенциала. Данный показатель определяет устойчивость финансового  положения предприятия, отражает его конкурентоспособность (платежеспособность, кредитоспособность) в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования вложенного собственного капитала.

На результат деятельности предприятий оказывают воздействие  как экономические, так и организационные факторы. Кроме того, предприятия как самостоятельные экономические субъекты хозяйственной деятельности обладают правом распределять результаты деятельности, т.е. прибыль, имеют экономическую свободу в выборе партнеров и делают этот выбор исходя только из целей экономической целесообразности и собственной выгоды. Таким образом, анализируя результат деятельности предприятия, необходимо определить взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ результата финансово-хозяйственной  деятельности включает в себя статический  и динамический анализ.

Обобщив опыт отечественных  и зарубежных ученых и практиков, можно предложить следующую последовательность исследования, в основе которого лежит  диалектический метод познания действительности:

- сбор и обработка экономической  информации;

- построение модели результата  финансово-хозяйственной деятельности;

- оценка активов и источников  их формирования;

- факторный анализ результата  финансово-хозяйственной деятельности;

- выявление резервов развития  экономического субъекта;

- выводы и предложения.

Факторный анализ результата финансово-хозяйственной деятельности проводится в следующей последовательности:

1. Оценка изменения устойчивости  финансового состояния.

2. Оценка степени влияния  на финансовую устойчивость изменения  величины внеоборотных активов,  материальных оборотных средства  и собственного капитала.

3. Оценка степени влияния  на финансовую устойчивость использования  ресурсов.

4. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость полученного в отчетном периоде дохода.

5. Оценка степени влияния  на финансовую устойчивость расхода  отчетного периода.

6. Оценка степени влияния на финансовую устойчивость эффективности деятельности предприятия.

 

    1. ОЦЕНКА РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Оценка предприятия (бизнеса) — постоянно осуществляемая функция. Ею необходимо заниматься для  определения степени влияния  инновационно-инвестиционной деятельности на рыночную стоимость предприятия и при оценке подлежащего продаже предприятия-банкрота, а также того, на какую сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить акции и при исчислении цены, по которой любое (открытое либо закрытое акционерное общество) должно выкупать акции выходящих из него акционеров и т.п. При этом неважно, о какой стране с рыночной экономикой идет речь. Поэтому предмет оценки можно понимать двояко.

1. Оценка предприятия  в качестве юридического лица, имеющего на балансе определенное имущество. Такой подход характерен для нашей страны, когда оценка бизнеса предприятия отождествляется с оценкой его имущества.

2. Наиболее  распространенное в мире понимание  оценки бизнеса: выяснить, сколько стоят не фирмы, имеющие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать такие доходы. Причем права, технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим лицам. Это не лишает их привлекательности в качестве объектов купли-продажи на рынке. Поэтому всегда актуальна проблема их оценки.

Оценки предприятий  можно классифицировать следующим  образом:

- оценка предприятий,  которая может основываться на оценке их имущества по видам стоимости (первоначальной, остаточной, и пр.);

- оценка бизнес-линий  (старый русский термин для  них — «дело») как совокупности  прав собственности, технологий  и активов, обеспечивающих с  некоторой вероятностью будущие доходы при функционировании в рыночной среде.

В последнем  случае можно выделить:

 — оценку  долей совладельцев предприятия  или бизнес-линий;

 — оценку  индивидуального имущества или  бизнес-линий индивидуальных предпринимателей  — физических лиц;

 — оценку  инвестиционных проектов (продуктовых  линий);

 — оценку  совокупности контрактов, обеспечивающих  закупочные и сбытовые бизнес-линии. Оценка бизнес-линий (инвестиционных проектов)

 Более развернуто, чем это уже было сделано,  бизнес-линию можно определить как совокупность прав собственности, достаточно долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получать определенные доходы (поток доходов — cash-stream).

В таком широком  смысле бизнес-линию называют еще  продуктовой линией. В инвестиционном анализе бизнес-линию именуют  также инвестиционным проектом, который может находиться на разных стадиях своего жизненного цикла.

В узком смысле о бизнес-линии говорят как  о совокупности контрактов (особенно долгосрочных), включая лицензии на вид деятельности и на технологии, которые являются ключевыми (так называемые закупочные и сбытовые линии бизнеса) для обусловленного ими потока доходов.

Соответственно  бизнес-линии могут служить в  качестве:

- продуктовых  линий либо инвестиционных проектов (бизнес-линии в широком смысле);

- совокупности  контрактов, обеспечивающих закупочные и сбытовые линии бизнеса (бизнес-линии в узком смысле).

Предметом оценки в последнем случае может выступать  даже отдельный долгосрочный контракт, позволяющий регулярно получать определенные дополнительные доходы или  регулярно иметь определенную экономию на затратах. Примерами здесь могут служить долгосрочные льготные (выгодные) договоры поставки товара по цене выше рыночной либо, наоборот, долгосрочные льготные договоры закупки ресурса (товара, сырья, комплектующего изделия, найма работника и пр.) по цене ниже рыночной. Такой же смысл имеет и оценка долгосрочных льготных договоров аренды недвижимости или оборудования (для арендодателя — по цене выше рыночной, для арендатора — по цене ниже рыночной).

 

Цели  оценки бизнес-линий

 

Оценка бизнес-линий в хозяйственной практике может иметь пять основных целей.

1. Нужно ценить  все бизнес-линии предприятия,  чтобы суммой их стоимости  (плюс рыночная стоимость указанных  выше нефункционирующих активов)  охарактеризовать подлинную рыночную  стоимость данного предприятия как постоянно действующего.

2. Следует определить  ориентировочную обоснованную максимальную  стартовую цену, по которой держателю  составляющих бизнес-линию контрактов  можно продать третьим лицам  свою контрактную позицию (права  по контакту) в форме контрактной цессии.

Информация о работе Оценка потенциала предприятия