Оценка потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

Содержание

Введение 3
Понятие потенциала предприятия 4
Предметные составляющие потенциала промышленного предприятия 6
2.1 Оценка производственного потенциала 6
2.2 Оценка экономического (финансового) потенциала 11
2.3 Оценка рыночного потенциала 20
3. Формирование стратегии развития потенциала нефтедобывающего
предприятия 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

menedzhment_zagotovka.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

3. Требуется  оценить целиком однопродуктовое  предприятие, цена которого совпадает  с оценкой его единственной  бизнес-линии.

4. Необходимо  оценить рыночную стоимость инвестиционного  проекта, совпадающего с рассматриваемой  бизнес-линией (что, в свою очередь, может быть использовано в целях отбора инвестиционных проектов для финансирования).

5. Целесообразно  установить ориентировочную обоснованную  рыночную стоимость уставного  (собственного) капитала предприятия,  учрежденного для реализации планируемого инвестиционного проекта, имеющего для этого решающие конкурентные преимущества, до реализации оцениваемого проекта.

Подчеркнем, что  оценка бизнес-линий (и предприятий  как держателей нескольких бизнес-линий) в расчете на ожидаемые по ним доходы имеет смысл лишь тогда, когда предполагается функционирование этих бизнес-линий в течение всего периода, ожидаемые доходы за который включают в данную оценку.

Если период, в течение которого планируется  осуществлять приносящие доходы операции, окажется короче периода учета в оценке бизнеса потенциально возможных от него доходов, то оценка бизнеса при таком подходе будет завышена. И наоборот.

Иначе говоря, при  оценке бизнес-линий важны планы  конкретного предпринимателя (менеджера), касающиеся времени продолжения операций (деятельности) в рамках оцениваемой бизнес-линии. Цели оценки здесь пересекаются с целями ведения бизнеса и предпочтениями предпринимателя (владельца бизнес-линий) по поводу времени, к которому ему необходимо накопить доходы для реализации своих более широких потребительских, инвестиционных и других планов. Другими словами, период учета в оценке бизнес-линии ожидаемых по ней доходов не может быть больше временного горизонта процесса анализа инвестора, для которого производится оценка.

Применительно ко всем инвесторам или к некоему  среднему инвестору это означает, что период, в течение которого для рассматриваемой оценки выявляются и учитываются ожидаемые по бизнес-линии  доходы, не может быть больше среднего временного горизонта анализа или горизонта планирования (жизни, потребления), характерного для хозяйствующих субъектов в данной стране и в данных условиях ее развития. Что касается учета рисковости ожидаемых по бизнес-линии доходов, то это предмет отдельного исследования, осуществляемого специальными методами.

Первая и  вторая из указанных выше целей оценки совпадают, когда предметом оценки оказывается однопродуктовое предприятие, имеющее только одну бизнес-линию. Этот простой и наглядный случай в  последующем часто будет выбираться в качестве базового.

Оценка бизнес-линии  в применении к оценке инвестиционных проектов чаще всего используется для  оценки вновь начинаемых инвестиционных проектов, когда критично необходимые  для их реализации права собственности, контактные права, другие нематериальные, а также материальные активы имеются именно у того, кто на основании оценки данного проекта принимает решение о том, финансировать его или не финансировать.

Наконец, тот, кто  имеет перечисленные критичные  для реализации проекта конкурентные преимущества, может принять решение продать их и, следовательно, права на получение ожидаемых по проекту доходов. Максимальной ценой, которую продавец тогда может ожидать, и явится результат оценки подобного еще не начатого бизнеса.

Самой распространенной формой запродажи прав (конкурентных преимуществ) на еще не начатый, но спланированный и реально возможный выгодный бизнес, является перепродажа целиком нового однопродуктового предприятия, которое для реализации инвестиционного проекта уже учреждено, но которое к данному проекту еще не приступило.

 

Оценка  предприятий

 

При оценке предприятий  и долей в них можно, как  это уже отмечалось, отталкиваться  от оценки их бизнес-линий. Однако ее можно  осуществлять и на базе имущества  предприятия.

Оба эти подхода  естественны для предприятия как предмета оценки, поскольку оно, будучи самостоятельным юридическим лицом, имеет и собственное имущество, и собственный счет, на который поступают доходы от ведения хозяйственной деятельности.

Предприятием, способным иметь несколько бизнес-линий, может оказаться, например, товарищество с ограниченной ответственностью и товарищество на вере. Юридической основой подобного предприятия является учредительский договор, которому присущи черты договора о совместной деятельности: распределение затрат и ответственности по обязательствам (принимаемым на себя в интересах товарищества его членами), с одной стороны, и прав на получение доходов от целевой деятельности товарищества — с другой. В этом промежуточном случае предметом оценки выступает как рыночная стоимость всего предприятия (товарищества), так и стоимость долей в нем (долевой ответственности и долевого участия в доходах).

Предприятия как  предмет особой оценки имеет смысл  рассматривать тогда, когда рынок  объективно не в состоянии его  оценить. Это происходило в следующих ситуациях.

1. Оцениваемое  предприятие является закрытым  акционерным обществом, т.е. по  определению не подвергается  оценке на фондовом рынке (это  не АО, а общество с ограниченной  ответственностью либо закрытое  акционерное общество, тем более если речь идет о товариществе).

2. Оцениваемое  предприятие формально — открытое  акционерное общество, однако не  находится в листинге фондовых  бирж потому, что не отвечает  их требованиям (по размерам, открытости  финансовой отчетности и пр.), а на внебиржевом рынке его постоянная котировка не осуществляется.

3. Оцениваемое  предприятие — открытое акционерное  общество, котируемое на солидной  фондовой бирже, но его акции  недостаточно ликвидны (сделки по  ним проводятся редко и в  небольших объемах), так что наблюдаемой рыночной стоимости этих акций нельзя доверять.

4. Весь фондовый  рынок в стране недостаточно  ликвиден либо очень сильно  зависит от краткосрочных внеэкономических  факторов. Эта ситуация тождественна  предыдущей.

Для России пока характерны две последние ситуации.

Действительно, в условиях, когда еще идет вторичный  передел собственности после  ваучерной приватизации, стоимость  пакетов в целом занижена (из-за избыточного предложения со стороны  нуждающихся акционеров-работников). Акции покупаются отчасти в лихорадке, ради непросчитанных экономических целей, цены на такие акции имеют малое отношение к трезвой оценке рыночной стоимости имущества предприятий или их будущих доходов.

Многие стратегические (крупные, дающие возможность ввести своих представителей в менеджмент) пакеты акций приобретаются не финансовыми институциональными инвесторами, а промышленными или сельскохозяйственными компаниями-смежниками в целях нормализации снабжения и сбыта. Следовательно, цена акций в таких пакетах соотносится не с доходами по ним, а с доходами от сделок на товарных рынках (не говоря уже о достижении целей выживания).

После серии  скандалов на только еще устанавливающемся  фондовом рынке (из-за деятельности компаний-пирамид) подорвано и еще долго не будет восстановлено общее доверие к рынку акций как к самому рисковому из фондовых рынков. Это ведет к общей недооценке акций на рынке, что усугубляется небольшим его размером (оборотом), который не в состоянии нейтрализовать слишком сильное влияние случайных (внеэкономических) факторов на колеблемость фондового рынка в стране в целом.

Оценка предприятий  по их имуществу предполагает оценку как материальных, так и нематериальных активов.

Если материальные активы могут быть напрямую переоценены  по их рыночной стоимости, взятой по котировкам их аналогов с соответствующих рынков, то нематериальные активы, по которым таких рынков чаще всего нет, могут оцениваться как бизнес-линии, которые они обеспечивают или могут обеспечить в качестве конкурентного преимущества.

Оценка имущества может также свестись к оценке бизнес-линий и при оценке финансовых активов (составляющей материальных активов предприятия), когда в инвестиционном портфеле предприятия содержатся неликвидные акции (или паи в неакционерных обществах). Компании-эмитенты этих акций приходится оценивать, отталкиваясь также от стоимости их бизнес-линий.

 

Цели  оценки предприятий

 

Наиболее распространенные (часто встречающиеся в мировой  практике) цели оценки предприятий:

- проверить,  насколько объективны (не зависят от случайных и временно действующих факторов) текущая рыночная котировка акций открытого общества и текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении. Мелким и портфельным инвесторам это позволяет определиться с ожидаемым изменением данного тренда, стратегическим же инвесторам принять более обоснованное решение о приобретении или продаже контрольных пакетов акций такого общества, не опираясь только на данные фондового рынка;

- следить за  рыночной стоимостью закрытых  обществ с недостаточно ликвидными  акциями, когда иной способ получить сколько-нибудь надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен;

- подготавливать  предложения о цене купли-продажи  закрытых обществ с недостаточно  ликвидными акциями;

- использовать  при составлении и аудите финансового отчета предприятий всех типов для предоставления их владельцам (по открытым обществам — всем участникам рынка) полную информацию об истинном финансовом положении и перспективах развития предприятия.

Последняя из перечисленных  целей нуждается в особых комментариях.

Результатом оценки предприятия общепринятыми методами всегда является такая величина его  собственного (уставного) капитала, которая  чаше всего не совпадает с цифрой, указанной в бухгалтерском балансе  предприятия.

Большое влияние  на величину собственного капитала оказывают такие не имеющие прямого к ней отношения факторы, как нормы амортизации (которые, например, могут отстать от реальных темпов физического, экономического, функционального и технологического износа основных фондов), время постановки на баланс амортизируемых активов, выбранный метод амортизации. Капитализированные ранее объявлявшиеся и текущие прибыли могли быть завышены или занижены вследствие использования разных методов учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (ФИФО, ЛИФО, метод скользящей средней). На величину балансовой стоимости собственного капитала, исчисляемой при сведении баланса как разность между остаточной балансовой стоимостью активов и стоимостью обязательств, решающее воздействие способны оказать уровень общенациональных коэффициентов переоценки основных фондов с учетом накопившейся инфляции, а также время и регулярность проведения кампании по такой переоценке.

Недаром получаемую при оценке бизнеса величину стоимости  собственного капитала предприятия, подчеркивая ее отличие от балансовой стоимости собственного (уставного) капитала, в англоязычном обиходе называют - «истинной (честной) стоимостью».

Конечно, владельцам предприятия (акционерам, пайщикам), а  также тем, кому может быть предложено купить его или доли в нем, крайне важно знать, насколько балансовая стоимость собственного (уставного) капитала предприятия расходится либо совпадает с оценкой обоснованной рыночной стоимости этого капитала. В этом заключается один из фундаментальных способов защиты (посредством их адекватного информирования) интересов акционеров (пайщиков) и всех существующих и потенциальных участников фондового рынка.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Под производственным потенциалом предприятия нефтегазодобывающего комплекса необходимо понимать совокупность ресурсов, имеющихся в его распоряжении для добычи нефти и газа и сопутствующих им продуктов. Количественные и качественные параметры этих ресурсов, а также их интеграция определяют производственную способность хозяйственной системы.

Для рассмотрения основных составных элементов производственного  потенциала в нефтегазодобыче целесообразно  вначале проанализировать особенности  отрасли с тем, чтобы выделить те из них, которые напрямую определяют содержание элементов потенциала. При этом в первую очередь целесообразно определиться с границами объекта как определенной системы, ибо нефтегазодобывающие предприятия в настоящее время являются довольно сильно диверсифицированными, сочетая в некоторых случаях, помимо непосредственно добычи, транспорт нефти и газа, переработку, транспортировку и другое.

В нефтяном комплексе  можно выделить две системы - нефтедобывающую  и нефтеперерабатывающую. Очевидно, что первые два блока (подготовка и добыча) войдут в нефтедобывающую систему, а последние два - в нефтеперерабатывающую.

Сложнее определить место транспортировки сырой  нефти. Казалось бы, естественно включить этот блок в систему нефтедобычи, поскольку конечным продуктом данной системы должна быть не просто добытая нефть, а нефть, добытая и доставленная к пунктам ее потребления. Однако такой подход вызывает ряд возражений. Во-первых, в современных условиях развития нефтедобывающей промышленности маловероятно, что транспортная подсистема может повлиять на выбор стратегий развития подсистем подготовки запасов и добычи нефти. Это объясняется прежде всего тремя факторами:

Информация о работе Оценка потенциала предприятия