Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:19, курсовая работа
Оценка начинается с приема лица на работу. В настоящее время нередки случаи, когда на работу принимают человека, руководствуясь исключительно интуицией, советами знакомых, направлениями организаций по трудоустройству и занятости, внешними данными соискателя. Отсутствие опробованных методик подбора кадров приводит к тому, что некоторые фирмы долго не могут подобрать себе подходящих кандидатов на занятие той или иной вакантной должности из-за опасений взять на работу неподходящее лицо.
Введение…………………………………………………………………..…….3-4
Глава 1. Оценка персонала: теоретические аспекты
1.1.Цели и методика проведения деловой оценки персонала……………...5-8
1.2. Оценка персонала при отборе кадров: основные методы и
содержание…………………………………………………………………….9-15
1.3. Текущая оценка персонала: виды и сущность………………………..16-23
Глава 2. Оценка персонала в Торговой группе «Абсолют»
2.1. Общая характеристика организации………………………………..24-25
2.2. Отбор персонала в Т.Г. « Абсолют »: основные методы и этапы деловой оценки………………………………………………………………………26-27
2.3. Текущая оценка персонала в Т.Г. « Абсолют »: организация, содержание…….………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….29-30
Список литературы…………………………………………………………31-32
Приложение
Основная цель отбора - набрать работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми контролирующими интересы компании . Администрация предприятия устанавливает различные цели набора, например, привлечение работников с высоким качеством работы :
В прошлом отбор персонала на Западе (а
на некоторых предприятиях России и сегодня)
считался достаточно простым делом . Начальник
лично беседовал с желающими и принимал
решение, руководствуясь своей интуицией
(или рекомендацией вышестоящего начальства)
. Однако, начиная с 60-х годов ХХ века создавались
различные формы и методы этой процедуры.
Эти методы можно сравнить со ступенчатой
системой . На каждой из этих ступень часть
претендентов отсеивается, другие отказываются
сами . Конечно многие организации реализуют
эту процедуру в различном объёме, исключая
или добавляя какие-либо методы, поскольку
это очень дорогостоящее дело, требующее
много времени . [12]
9.
Рассмотрим подробнее некоторые методы отбора персонала.
1. Предварительная отборочная беседа.
Эта работа проводится по разному в различных фирмах . Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили непосредственно в отдел кадров или на место работы . В этих случаях беседу проводит специалист по персоналу или линейный менеджер . При этом выясняются только лишь самые общие данные о кандидате (например, образование, внешний вид, определяющие личностные качества) . Уже после этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора . Беседа может проходить и по телефону, если прибытие кандидата затруднено (например, он живёт в другом городе) . В этом случае, перед беседой фирма получает заявление о желании работать здесь и письмо .
Наиболее
важными пунктами, на которые обычно
обращают внимание при предварительной
отборочной беседе являются : адрес, профилирующее
направление в учебном
2. Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты .
Количество пунктов анкеты должно быть
минимальным, а запрашиваемая информация
должна определять производительность
бедующей работы претендента . Данные
могут относиться к прошлой работе, складу
ума, то есть чтобы на их основе можно было
провести психологическую оценку кандидата
. Пункты анкеты должны быть сформулированы
в нейтральном стиле и предполагать любые
возможные ответы, в том числе и вообще
отказ в ответе, а сами пронумерованные
пункты должны вытекать один из другого.
Могут быть заданы вопросы о мнении претендента
по поводу какой-либо ситуации, допустим
: «Что Вы думаете о частых командировках,
если Вы служащий нашей компании ?» и.т.д.[4,235]
10.
3. Беседа по найму.
Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров . Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём . В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом . Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования .
Различают беседы формализованные (строго по схеме), слабоформализованные и формализованные . В ходе любой из них происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов . Цель практически любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам . В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке . Такой подход, как правило, не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе, так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента . При проведении беседы слабоформализованного типа имеются лишь основные вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные . Этот метод допускает большую гибкость, чем первый, но требует и большей квалификации от проводящего беседу
Собеседование лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника . Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев . Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств кандидата и личного знакомства с ним . Прежде всего должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся . Конкретное содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией) рабочего места . Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит пользоваться
Собеседование
при приёме на работу делится обычно
на три основные части: вступительную,
основную и заключительную.
11.
Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания атмосферы взаимопонимания . Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе стороны . При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний, как можно больше проявлять дружелюбие и интерес к личности кандидата . Главная же цель основной части беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств, требуемых для данной должности и принятия решения . При этом желательно, чтобы кандидат говорил сам, а интервьюер внимательно слушал. В заключительной части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на работу . Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём человека рекомендуется уведомить позже .
В результате
такого метода отбора как собеседование
удаётся довольно определённо выявить
фактический уровень
4. Тесты по найму.
Применяемые при отборе тесты предназначены для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, а также профессиональные знания и навыки . Они позволяют сравнивать кандидатов между собой или с эталонным, то есть идеальным кандидатом . Как правило, тесты разработаны психологами, но, чтобы их использовать, совсем не обязательно быть психологом .
Тесты
используются для измерения качеств
человека, необходимых для
12.
Специалистам по персоналу известны, как правило, тысячи различных тестов. Из этого многообразия можно выделить основные .
Тесты выполнения отдельных работ . Например, тест на компьютерное программирование для программистов, тест на вождение для водителей, прослушивание для музыкантов, тесты по машинописи и т. п. Кандидатов просят проделать определённую работу на механизме с которым им придётся работать в случае принятия на работу, а затем уже регистрируется количество и качество результата . Тесты такого рода наиболее достоверны .
Другой вид тестов связан с искусственным созданием обстановки, приближенной к реальной . Например, вождение машина на тренажёре, тесты на психомоторные способности (время принятия решения, поворотливость пальцев, скорость движения конечностей и др.), тесты на канцелярские способности (проверяется запоминание чисел и имён) . Сюда же относится большая группа так называемых письменных тестов, используемых для измерения общего уровня умственного развития и способностей.
Иногда под тестом понимают такое испытание , отличительными чертами которого является фиксированность времени выполнения задания и единственность правильного ответа . Такой тест предназначен для определения уровня развития интеллекта и других способностей (например, к устному счёту), навыков и т. п.
Особой разновидностью тестов являются опросники . С их помощью оценивают свойства личности или интересы . Ответ характеризует отвечающего . Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду деятельности, например нравится ли данному человеку работать в коллективе, если у него артистические склонности и т. п. Опросники эффективно применяются в целях профориентации.
Как правило,
при тестировании выполнение заданий
и ответы на вопросы осуществляются письменно
самими кандидатами, после чего оцениваются
и интерпретируются результаты . В последнее
время всё популярнее становится использование
автоматизированных тестов, в основном
выполнение которых предлагается претендентам
на компьютере . По окончании компьютер
обрабатывает полученную информацию,
производит все необходимые расчёты и
выдаёт результат . [11,136]
13.
В Росси
на данный момент отечественных тестовых
методик практически нет, так как они
долго считались идеологически чуждыми
нам . Используются в основном западные
методики, однако здесь имеются определённые
сложности, связанные не только с языковыми
отличиями, но главным образом, с социокультурными
несоответствиями .
5. Проверки рекомендаций и послужного списка .
В тех случаях, когда заявитель получает отзыв лично для передачи по месту запроса, объективность оценки не может быть гарантирована, так как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке, который это может прочитать. Поэтому в последнее время чаще практикуются специальные запросы, в которых прежнего работодателя просят оценить кандидата по определённому перечню качеств . Ещё более распространены телефонные звонки предыдущему начальнику для обмена мнениями и выяснения каких либо интересующих вопросов . При такой проверке анализируется хронологический порядок мест работы, обращается внимание на пробелы и перемены рабочих мест . При этом учитывается также частота увольнений и то, в какой мере смена рабочего места вела к подъёму или спуску по служебной лестнице . Считается, что в молодые годы смена рабочего места имеет другое значение, нежели позднее. Поэтому у молодых кандидатов частые перемены рабочего места должны быть расценены, скорее, положительно, так как в основе их лежат мобильность, стремление к лучшей организации, гибкость . У кандидатов постарше смена рабочего места должна быть обсуждена в ходе беседы .[11,142]
6. Медицинский осмотр.
Некоторые фирмы, требуют проведение медосмотра по нескольким причинам:
14.
Одной
из форм медосмотра является генетический
отбор, предусматривающий
Также никогда не мешает назначить претенденту испытательный срок в рамках, установленных трудовым законодательством . За время испытательного срока представляется возможность способом естественного наблюдения и специальных условий достаточно хорошо выяснить деловые качества работника и сделать окончательное заключение о его пригодности . Поскольку срок этот относительно небольшой, изучение деловых качеств должно протекать активно и целенаправленно . В течение испытательного срока решаются задачи не только изучения деловых качеств работника, но и выявляются его способности к обучению, а также ему предоставляется возможность самому оценить предстоящую деятельность и адаптироваться в среде персонала организации .