Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы конкурентоспособности предприятия…………5
Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия……………………………………………………...5
Концепция стратегических групп (анализ конкурентных позиций)……………………………………………………………….12
Методы оценки конкурентоспособности предприятия………….16
Оценка конкурентоспособности ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат»…………………………………….19
Характеристика предприятия……………………………………...19
Анализ основных технико-экономических и финансовых показателей предприятия ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» за 2008-2010гг…..…………….21
Оценка конкурентоспособности ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» …………………………………30
Выводы и предложения.………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………………58
Введение
где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы;
Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;
Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода;
Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;
Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.
Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки;
5) профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность.
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания[7].
ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» – предприятие по изготовлению корпусной мебели, которое действует в соответствии с Законодательством Российской Федерации. В своей деятельности предприятие руководствуется нормативными актами Президента и Правительства РФ, уставом. Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество.
Целью создания являются оказание качественных услуг населению и организация рабочих мест. Предприятие обеспечивает работников полным социальным пакетом.
В соответствие с Уставом организации, основными видами деятельности предприятия являются:
производство стульев и другой мебели для сидения;
производство мебели для офисов и предприятий торговли;
производство кухонной мебели;
производство прочей мебели;
различного рода коммерческая деятельность.
Место нахождения производства: Россия 414018 Астрахань, ул. Ивановская, 2.
Основное направление – производство корпусной мебели, зеркал, мебели из стекла и текстиля. Изготовление корпусной мебели и другой продукции производится на современном оборудовании.
Реализуется мебель, как собственного производства, так и партнёров. Прежде чем предложить покупателю любой товар проводится длительная работа над тем, чтобы изучить покупательский спрос, предпочтения и симпатии клиентов. Компания ведет свою деятельность с высоким качеством и культурой обслуживания. Индивидуальный подход к каждому клиенту помогает постоянно расширять круг партнеров и клиентов организации. Обеспечивая это, конечно, не только благодаря профессионализму сотрудников и дисциплине внутри компании, но, прежде всего значительным и постоянным инвестициям в развитие компании, ее дальнейшем росте.
Предприятие является юридическим лицом, обладает всеми правами юридического лица и несет все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, гербовую печать со своим наименованием, бланки.
Предприятие имеет право:
- привлекать для осуществления своих уставных функций на договорных основах другие предприятия, учреждения и организации;
- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках, в т.ч. в валюте;
- осуществлять внешнеэкономическую и иную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ;
- планировать свою деятельность, разрабатывать и утверждать положения, регламентирующие деятельность предприятия, определять перспективы развития, исходя из заключенных договоров, спроса потребителей на продукцию, работы и услуги;
- определять штатное расписание и месячный фонд заработной платы;
- сдавать в аренду, продавать, передавать в залог имущество, а также совершать иные имущественные сделки, не противоречащие законодательству РФ.
- участвовать в хозяйственных обществах за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Высшим должностным лицом ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» является генеральный директор. Он осуществляет текущее руководство деятельностью компании.
Руководитель выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности:
заключает договоры, выдает доверенности;
открывает расчетный и иные счета;
утверждает штатное расписание;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Руководитель самостоятельно определяет структуру администрации, аппарата управления, численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними контракты.
Технико-экономические показатели работы предприятия – это система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятия и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов и т.д.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели работы ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат».
Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется такими основными показателями как товарная и реализованная продукция. Рассмотрим эти показатели применительно к ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» за 2008, 2009 и анализируемый нами 2010 год (табл. 1).
Таблица 1
Показатели, характеризующие объем производства ОАО «Астраханского мебельно-деревообрабатывающего комбината»
Продукция | Ед. измерения | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Товарная продукция | Тыс. руб. | 6358 | 8439 | 13472 | 5033 | 60% |
Реализованная продукция | Тыс. руб. | 6358 | 8439 | 13472 | 5033 | 60% |
Товарная продукция равна реализованной, так как предприятие ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» производит продукцию на заказ, то есть сразу же после изготовления устанавливается заказчику.
Столь большое увеличение товарной продукции и реализации во многом зависит от существенного увеличения мощностей предприятия, запуска двух дополнительных станков (форматно-раскроечного и сверлильно-присадочного), а так же от значительного увеличения количества заказов вследствие уменьшения конкурентов на рынке по причине кризиса.
Таблица 2
Объемы производства продукции по отдельным категориям за 2008-2010гг.
Продукция | Ед. измерения | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Кухни | Тыс. руб. | 4451 | 5907 | 9430 | 3523 | 60% |
Шт. | 80 | 87 | 120 | |||
Шкафы-купе | Тыс. руб. | 1272 | 1688 | 2694 | 1006 | 60% |
Шт. | 70 | 80 | 107 |
Предприятие ОАО «Астраханский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» производит любую корпусную мебель, но основная доля заказов приходится на кухни (70%) и на шкафы-купе (20%), а 10% – остальная мебель. Как видно из таблицы 3 с каждым годом количество заказов кухонь увеличивается, что связано с уменьшением числа конкурентов и с увеличением доли рынка компании. Увеличение дохода от кухонь на 60% в 2010 году по сравнению с 2009 объясняется тем, что в 2010 году было много заказов размером более, чем на 100 тыс. руб. Шкафы-купе также реализовывали в среднем на сумму 25 тыс. руб. за ед.
Основные фонды – это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа. По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные фонды прямо или косвенно связаны с производством продукции. Непроизводственные фонды служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов может быть рассчитана по-разному – в зависимости от характера исходной информации и задач исследования. При наличии данных на начало и на конец года применяется формула простой средней арифметической; наличие моментных данных за каждый месяц требует применения формулы средней хронологической. В данном случае мною были взяты данные на начало и конец годов (2008, 2009, 2010) и рассчитана среднегодовая стоимость основных производственных фондов методом простой средней арифметической (табл. 3).
Таблица 3
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
Наименование показателя | Ед. измерения | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Изменение | |
Абсолютное отклонение (+/–) | Относительное отклонение (%) | |||||
Среднегодовая стоимость ОПФ | Тыс. руб. | 3043 | 3031 | 3650 | 619 | 20% |
Годовой выпуск продукции | Тыс. руб. | 6358 | 8439 | 13472 | 5033 | 60% |
Среднесписочная численность работников | Чел. | 16 | 18 | 21 | 4 | 22% |
Фондоотдача | Тыс. руб./тыс. руб. | 2,089 | 2,78 | 3,69 | - | - |
Фондоемкость | Тыс. руб./тыс. руб. | 0,48 | 0,36 | 0,27 | - | - |
Фондовооруженность | Тыс. руб./ чел | 190,2 | 168,4 | 173,8 | 5,4 | 3,2% |