Оценка конкурентоспособности организации на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:44, доклад

Описание работы

Конкурентоспособность является важной интегральной характеристикой деятельности предприятия, но ее повышение не должно становиться самоцелью. В современном бизнесе любая компания должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества (превосходства) на рынке. Специалисты определяют понятие конкурентоспособность как обладание преимуществами (экономическими, техническими, организационными) перед конкурентами, которые обеспечивают снижение издержек, повышение качества, возможность обновления, расширения производства, устойчивую долю рынка и, следовательно, возможность получать более высокие доходы.

Содержание

1. Общее содержание конкурентоспособности 3
2. Финансовый анализ ОАО «Лукойл» 7
2.1. Анализ ликвидности компании ОАО «Лукойл» 7
2.2. Структура активов и пассивов ОАО «Лукойл» 10
2.3. Показатели финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» 13
2.4. Коэффициенты оборачиваемости и рентабельности ОАО «Лукойл» 18
3. Деловая активность ОАО «Лукойл» 23
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности организации на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».docx

— 73.82 Кб (Скачать)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

 

Содержание

 

1. Общее содержание  конкурентоспособности 3

2. Финансовый  анализ ОАО «Лукойл» 7

2.1. Анализ  ликвидности компании ОАО «Лукойл» 7

2.2. Структура  активов и пассивов ОАО «Лукойл» 10

2.3. Показатели  финансовой устойчивости ОАО «Лукойл» 13

2.4. Коэффициенты  оборачиваемости и рентабельности ОАО «Лукойл» 18

3. Деловая  активность ОАО «Лукойл» 23

Список литературы 28

 

 

1. Общее содержание  конкурентоспособности

Конкурентоспособность является важной интегральной характеристикой  деятельности предприятия, но ее повышение  не должно становиться самоцелью. В  современном бизнесе любая компания должна постоянно осуществлять текущий  контроль и анализ конкурентного  преимущества (превосходства) на рынке. Специалисты  определяют понятие  конкурентоспособность как обладание  преимуществами (экономическими, техническими, организационными) перед конкурентами, которые обеспечивают снижение издержек, повышение качества, возможность  обновления, расширения производства, устойчивую долю рынка и, следовательно, возможность получать более высокие  доходы. Чем выше конкурентоспособность, тем больше возможностей по расширению объема продаж и росту прибылей [7].

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия – это комплексная  характеристика предприятия, отражающая его потенциальные и реальные возможности обеспечивать свои конкурентные преимущества на рынке в условиях постоянно меняющейся внутренней и  внешней среды. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности подвержена влиянию совокупности факторов внутренней и внешней сред. Внешние факторы разделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия. К внешним факторам прямого воздействия относятся: акционеры, конкуренты, поставщики, потребители, местные и федеральные органы. Внешними факторами косвенного воздействия являются: политика, технология, право, экономика, социально-культурные факторы, физико-географические условия. Конкурентное пространство, цели и стадия жизненного цикла продукта определяют приоритеты в выборе критериев конкурентоспособности и формируют ценностные блоки [12].

К основным показателям конкурентоспособности  относят:

  • экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);
  • уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственнного механизма с позиции нововведений и ответственности);
  • производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т.д.);
  • научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);
  • финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала — отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.);
  • репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;
  • состояние и квалификация трудовых ресурсов.

Следует подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной деятельности. Дело в том, что при анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.  Вместе с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты и задачи:  Во-первых, оценка конкурентоспособности, т.е. определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики;  во-вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров; в-третьих, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль. 

В качестве объекта исследование выбрана компания ОАО «Лукойл». ОАО «ЛУКОЙЛ»  — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти [14]. Лидирующие позиции Компании  являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.

Не сегодняшний день компания имеет следующие конкурентные преимущества:

  • 0,8% общемировых запасов нефти и 2,2% общемировой добычи нефти;
  • 16,6% общероссийской добычи нефти и 17,7% общероссийской переработки нефти;
  • Компания №3 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по размеру доказанных запасов углеводородов;
  • Компания №6 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по объему добычи углеводородов;
  • Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой более 133 млрд. долл. и чистой прибылью более 10 млрд. долл.
  • Компания, акции которой занимают второе место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB);
  • Лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности. Первая российская компания, акции которой получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже;
  • Единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры;
  • Крупнейший налогоплательщик РФ. Общая сумма выплаченных налогов - 38,4 млрд. долл.

Её основными конкурентами являются компании Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР. Рейтинговый  анализ их сравнительной конкурентоспособности  на основании ключевых результатов  деятельности можно посмотреть в  таблице 1.

Таблица 1

Анализ конкурентоспособности  по результатам деятельности

Критерии результативности

«Лукойл»

«Газпром»

 «Роснефть»

«Сургутнефтегаз»

ТНК-ВР

1. Уровень капитализации

3

5

4

1

2

2. Объем реализации продукции

4

5

3

1

2

3. Темпы роста

2

3

5

3

3

4. Доход, получаемый с  одной акции

5

3

2

1

4

5. Объемы добычи нефти

4

1

5

2

3

6. Объемы экспорта нефти

2

1

5

2

3

7. Объемы добычи газа

2

5

1

1

1

Всего

20

23

25

11

18


Источник: ЦДУ  ТЭК и Эксперт-РА. [13, 14].

 

Конкурентный анализ показал, что на рынке нефтяной промышленности лидером является компания ОАО «Роснефть», которая обыгрывает других по объемам  добычи и экспорта нефти, а также  демонстрирует самые высокие  темпы роста. Из пяти самых крупных  компаний на рынке явным аутсайдером  выглядит компания ОАО «Сургутнефтегаз». ОАО «Лукойл» занимает лишь третью позицию. Самым значимым её достижениям  является высокий доход акций, который  на много превышает значения у  других компаний. Достойные показатели компания имеет по результатам добычи нефти и реализации нефтепродуктов. Эти три позиции являются её конкурентными  преимуществами. Высокие конкурентные показатели деятельности демонстрирует  компания ОАО «Газпром» в сфере  уровня капитализации (рыночной цены активов  компании) и объема реализации производимой продукции. Хотя не надо забывать, что  данные результаты работы сформированы, в первую очередь, за счет эффективной  деятельности в газовом секторе  промышленного рынка. На этом рынка  данная компания и имеет лидирующие позиции. 

Для более детального исследования проведем анализ основных финансово-хозяйственных  показателей конкурентоспособности  предприятия ОАО «Лукойл».

 

2. Финансовый анализ  ОАО «Лукойл»

Финансовый анализ проводится на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и  убытках за 2011-2012 года ОАО «Лукойл».

 

2.1. Анализ ликвидности  компании ОАО «Лукойл»

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса ОАО «Лукойл» проводится в соответствии со следующими этапами:

- группировка текущих  активов  в зависимости от  степени ликвидности;

- группировка текущих  пассивов по срочности их оплаты;

- построение агрегированного  баланса по каждому изучаемому  периоду;

- изучение структуры активов  и пассивов, анализ её динамики;

- проведение попарного  сравнения групп активов и  пассивов.

Таблица 2

Агрегированный баланс ОАО  «Лукойл»

млн. долл.

Активы

2011

2012

Пассивы

2011

2012

А1. Наиболее ликвидные активы

2910

3200

П1. Наиболее срочные обязательства

5995

7263

А2. Быстрореализуемые активы

8921

8667

П2. Среднесрочные обязательства

5113

5190

А3. Медленно реализуемые  активы

11698

12406

П3. Долгосрочные пассивы

12618

12320

А4. Трудно реализуемые активы

67663

74688

П4. Постоянные пассивы

67466

74188

Баланс 

91192

98961

Баланс 

91192

98961


 

В идеальной ситуации активы соотносятся с пассивами следующим  образом: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Сравнение активов и пассивов за 2011 год: 2910 < 5995; 8921 ˃ 5113; 11698 < 12618; 67663 ˃ 67466. Произошло не совпадение по первой, третей и четвертой паре, что говорит  о некоторой недостаточности  денежных средств и оборотных  активов, которые могут быть направлены на погашение первоочередных обязательств компании. Но нехватка незначительна.

Сравнение активов и пассивов за 2012 год: 3200 < 7263; 8667 ˃ 5190; 12406 ˃ 12320; 74688 ˃ 74188. Произошло не совпадение по первой и четвертой паре, т.е. ситуация почти  такая же. Необходимо отметить, что  необходимо направить обязательства  по уменьшению доли дебиторской задолженности, возможно необходимо сократить время, определенное для погашения долговых обязательств клиента.

Также можно отметить, что  ощущается нехватка размера собственного капитала. Насколько этот показатель значим покажет дальнейшее более  детальное исследование ликвидности.

Платежеспособность (ликвидность) ОАО «Лукойл». Для анализа ликвидности  необходимо рассчитать следующие показатели:

- коэффициент текущей  ликвидности, показывает какую долю краткосрочных обязательств можно покрыть оборотными активами предприятия, т.е. сколько раз способно предприятие удовлетворить требования кредиторов, если обратит в наличность все имеющиеся на данный момент  активы.

- коэффициент быстрой  ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только денежными средствами, но и за счет ожидаемых поступлений от дебиторов.

  - коэффициент абсолютной ликвидности  показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.

Таблица 3

Показатели ликвидности ОАО  «Лукойл» 

п/п

Показатели

Норма

2011

2012

Отклонение

Абсолютное 

Относительное,%

1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,3

0,26

0,26

0

0

2

Коэффициент критической ликвидности

0,7-1,0

1,07

0,95

-0,12

-11,21

3

Коэффициент текущей ликвидности

1,5-2,0

2,12

1,95

-0,17

-8,02


 

В ОАО «Лукойл» за анализируемый  период коэффициенты полностью  соответствует  нормативному значению. Причем необходимо отметить, что коэффициенты абсолютной ликвидности совпадают как за 2011 год, так и за 2012 год. Положение  в 2012 году незначительно ухудшилось так коэффициент критической  ликвидности уменьшился на 11,2%, коэффициент  текущий ликвидности – на 8,0%. Необходимо отметить, что коэффициент  текущей ликвидности отражает возможность  погашение задолженности компании в срок, т.е. ожидаемую платежеспособность на период равный средней продолжительности  одного оборота всех оборотных средств. Превышение текущих активов над  текущими пассивами обеспечивает резервный  запас для компенсации убытков, которое может привести компания при размещении и ликвидации и  всех текущих активов кроме наличности. Наш пример определил, что объем  финансовых средств для резервного обеспечения достаточный.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»