Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:12, контрольная работа
Проблемы конкуренции, конкурентоспособности товаров и организаций получили широкое освещение в трудах исследователей в области экономической теории, менеджмента, маркетинга и других областей экономических знаний.
С понятием конкуренции тесно связаны такие научные категории, как: конкурентоспособность, конкурентная борьба, конкурентная позиция, конкурентная среда, доля рынка, конкурентное преимущество, конкурентный статус фирмы.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы конкурентного статуса фирмы……………………...5
1.1 Конкурентоспособность фирмы……………………………………………5
1.2 Понятие конкурентного статуса фирмы…………………………………….6
1.3 Типы конкурентного статуса фирмы………...…………………………...….7
2. Анализ конкурентоспособности………………............…………...……..…...9
2.1 Оценка конкурентного статуса фирмы…………………………………..….9
2.2 Аспекты, рассматриваемые при оценке конкурентного статуса в области НИОКР……………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы конкурентного статуса фирмы……………………...5
1.1 Конкурентоспособность
фирмы……………………………………………5
1.2 Понятие конкурентного статуса фирмы…………………………………….6
1.3 Типы
конкурентного статуса фирмы………...…………………………...….7
2. Анализ конкурентоспособности………………...
2.1 Оценка конкурентного статуса фирмы…………………………………..….9
2.2 Аспекты,
рассматриваемые при оценке
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблемы конкуренции, конкурентоспособности товаров и организаций получили широкое освещение в трудах исследователей в области экономической теории, менеджмента, маркетинга и других областей экономических знаний.
С понятием конкуренции тесно связаны такие научные категории, как: конкурентоспособность, конкурентная борьба, конкурентная позиция, конкурентная среда, доля рынка, конкурентное преимущество, конкурентный статус фирмы.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Все большую актуальность эта проблема приобретает для предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, — в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.
В
настоящее время
Тема данной курсовой работы актуальна и является занимательной. Оценка конкурентоспособности организации представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Большинство методов оценки конкурентного статуса основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д.
Значимость темы заключается в том, что конкурентный статус организации складывается из конкурентоспособности её элементов и их организованности для достижения цели. Организации стремятся к повышению конкурентоспособности, что улучшает их экономические показатели.
Целью данной контрольной работы является ознакомление и изучение теоретических аспектов, связанных с конкурентоспособностью и конкурентным статусом фирмы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1)Охарактеризовать значение конкурентоспособности;
2)Раскрыть сущность понятия конкурентного статуса фирмы;
3)Рассмотреть
аспекты, применяемые при
Методической основой в написании курсовой работы послужили следующие источники информации: Законы Республики Казахстан и подзаконные акты, и нормативы; методические и учебные пособия; журналы и периодическая литература; всемирная сеть Интернет; статистические данные Агентства по статистики РК.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух разделов, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованных источников.
Во введении показаны цели и задачи данной контрольной работы, актуальность темы.
В первом разделе даются общие понятия о представлении, что есть конкурентоспособность, конкурентный статус фирмы и описывается типология конкурентного статуса.
Во втором разделе уделяется внимание анализу конкурентоспособности, т.е. оценке конкурентного статуса и применяемые методы в области НИОКР
В заключении показаны результаты по поставленным во введении целям и задачам, подведены итоги по теме данной курсовой работы.
Список использованных источников содержит перечень употребленных при написании данной работы изданий и интернет ресурсов.
1
Теоретические основы конкурентного статуса
фирмы
1.1
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность фирмы — это ее преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках).
Таким образом, конкурентоспособность - это относительная характеристика, выражающая преимущества данной фирмы по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производства. Конкурентоспособность фирмы показывает способность фирмы приспосабливаться к меняющейся рыночной ситуации.
Конкурентоспособность компании - это комплексный качественный показатель уровня развития организации, сформированный на таких элементах, как:
- активность предприятия во внешней среде, с соответствующей способностью к реакции на внешние воздействия;
- устойчивость внутреннего развития, обуславливаемая своевременными и позитивными изменениями как результат управляющих воздействий на внутренние бизнес-процессы;
- системное обеспечение на основе вышеназванных элементов высокой эффективности деятельности, которая выражается направленностью на результат приобретения конкурентных преимуществ на рынках.
Конкурентоспособность (англ, competitiveness) - способность товара выдержать сравнение с аналогичными товарами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных. Определяется совокупностью технико-экономических показателей, отражающих его конкретную общественную потребность, и рядом факторов (формы и методы торговли, рекламы, соответствие требованиям рынка, условия и сроки поставки или транспортировки, виды и формы расчетов и платежей и др.). При определении уровня конкурентоспособности выбирается изделие-эталон для сравнения показателей.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
- технико-экономические;
- коммерческие;
- нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое(tm) продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:
- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
- рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
- имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Высокая
конкурентоспособность фирмы
Основой
конкурентоспособности
1.2
Понятие конкурентного статуса фирмы
Уровень, освоения потенциальных возможностей предприятия определяет конкурентный статус фирмы (КСФ). Это понятие используется не для оценки положения предприятия на рынке, а для характеристики возможностей предприятия к ведению конкурентной борьбы, предпосылки достижения предприятием определенных конкурентных преимуществ.
Конкурентный статус оценивает ресурсную обеспеченность и подготовку предприятия к реализации стратегических целей и заданий, ступень освоения ими своих потенциальных возможностей, характеризирует благоприятные условия внешнего окружения для создания и поддержки конкурентных преимуществ.
Конкурентный статус фирмы определяется факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям:
- стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию, в потенциал),
- эффективность стратегии фирмы,
- эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
КСФ характеризует предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества и отвечает на вопросы:
- достаточно ли развиты элементы стратегического потенциала для того, чтобы фирма заняла лидирующие позиции в отрасли и на мировом рынке.
- достаточно ли благоприятны и в какой мере используются фирмой условия внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества фирмы.
Опуская непосредственные методы расчета КСФ, отметим, что И.Ансофф разработал следующую шкалу оценки:
КСФ=1 - фирма может обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одной из самых эффективных.
0<КСФ<=0,4 - слабая позиция;
0,5<КСФ<=0,7 - средняя позиция;
0,8<КСФ < =1,0 - сильная позиция.
Количественную
оценку уровня КСФ используют для
последующего анализа причин наиболее
существенного расхождения