Оценка качества менеджмента банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование банковского менеджмента — как самостоятельного вид профессиональной деятельности, направленного в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Задачей исследования является изучение организации технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Содержание банковского менеджмента……………………………….5

Глава 1.1.Структура и задачи банковского менеджмента……………………...8

Глава 1.2.Показатели оценки банковского менеджмента…………………….12

Глава 2. Некачественный менеджмент, как причина банковских рисков…...15

Глава 2.1. «Мисменеджмёнт»-категории, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка………………………………………………………15

Глава 3. Качество управления банковской деятельностью…………………..18

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

          Цель этих операций — позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Кризисное управление включает согласованную с клиентом покупку депозитов по повышенным — по сравнению с рыночными — ставкам, взимание с заемщиков повышенных процентов по ссудам, выходящих за условия договоров или вообще в договорах не предусмотренных, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций, причем не только с валютой и ценными бумагами, но и с землей, с недвижимостью.

       Хотя и технический, и косметический, и особенно кризисный (авантюрный) мисменеджмёнт потенциально, а часто и реально опасны для общества, ибо способны принести ощутимый вред партнерам, клиентам, вкладчикам банков, их целевые установки все же позитивны, хотя и достаточно эгоистичны. Мотивация резко меняется на последней стадии мисменеджмента, когда уже не авантюрные, а откровенно криминальные цели становятся приоритетными для банков.

        Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников. 
 
 

Глава 3. Качество управления банковской деятельностью 

           Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. В социально-экономических координатах понятие качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, продукции. Здесь качество отражает назначение продукции (услуги, деятельности), качество деятельности определяет качество продукции (услуги), качество продукции и качество деятельности выражаются системой показателей, характеризующих отдельные его стороны, качество — это цель производственно-хозяйственной деятельности, что обусловливает потребность формирования механизмов управления им.

            Исходя из этого под качеством управления следует понимать совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности управляемого объекта, в нашем случае — потребности, возникающие в процессе деятельности банка. Таким образом, к банковскому управлению в любом его аспекте в самом общем плане может быть предъявлено следующее качественное требование: оно должно быть адекватно тем целям и задачам, которые отвечают потребностям объекта управления и стоят перед органом управления. Это значит, что цели и задачи банковской системы (групп банков, отдельного банка) должны быть ясно осознаны, идентифицированы, определены качественно и количественно, зафиксированы в форме документов. В противном случае будет весьма затруднительно объективно судить не только о качестве управления, но даже о том, есть ли оно вообще.

            Качество управления банком можно конкретизировать, описав совокупность характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства управляемого объекта, и выяснив, в какой мере соответствуют указанным характеристикам применяемые в процессе управления инструменты.

            Первым признаком качества управленческой деятельности выступает качество соответствующего труда. Качество труда, в свою очередь, проявляется в качестве его результата — продукта (результата) труда. Именно качество последнего есть функциональное назначение управленческого труда.

            Качественными особенностями банковского управленческого труда выступают:

1) общие  особенности управленческого труда — творчество как форма умственного труда; инновационность; жесткие временные ограничения; коллективный характер (партнерство, корпоративность); рисковость;

2) специфические  особенности управленческого труда  в банковской сфере — высокие  квалификационные требования по абсолютному большинству направлений трудовой деятельности; предпринимательский характер; преимущественно индивидуальный характер труда; особые требования к ресурсному (в первую очередь к информационному) обеспечению труда работников (полная и достоверная информация); выраженный элемент стрессовое в труде ряда категорий банковских руководителей и служащих.

           Таким образом, качественные характеристики управленческого труда многогранны, среди них есть экономические, социальные, организационные и др. Их оценка предполагает обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями реальной банковской деятельности.

          К названным характеристикам качества труда следует добавить требования к информационным ресурсам, техническим средствам управления, качественные характеристики отношений между работниками и коллективами, условий и мотивации труда и др.

           Непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое как реализованное решение. Качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его адекватности тем или иным потребностям банковской деятельности. Под управленческим решением обычно понимают определенным образом зафиксированный план, вариант, способ необходимых или возможных действий, направленных на достижение поставленных целей, доведенный до исполнителей в однозначной форме. Соответственно принятие управленческого решения понимается как процесс выявления проблемы, определения способов ее решения и принятия определенной программы действий, которая фиксируется в письменной или устной форме и имеет обязательную силу.

             Эффективность управленческих решений определяется тем, что их реализация должна принести организации больше средств, чем было затрачено на их разработку и воплощение в практику.

            Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, и определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации. О качестве воздействия можно судить после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения проблемы.

            При оценке управленческого решения как процесса используются такие качественные характеристики, как оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, уровень риска, социальная значимость, правовая защищенность.

            Качество управления банком в конечном счете проявляется в следующих характеристиках:

• социально-экономических  — рентабельность, интегрированность  в экономику, характер отношений  с клиентурой; 

• организационных  — надежность, организованность, адаптивность и др.;

• технологических  — уровень формализации (как антитеза управлению «по наитию»), профессионализм  кадров, инновационность, уровень автоматизации;

• социальных и психологических — корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, стиль руководства, этичность поведения руководителей.

            В порядке предварительного общего замечания здесь следует констатировать: в оценках качества (уровня) банковского управления до самого последнего времени господствовали субъективные представления. Это та потенциально наибольшая опасность в данном вопросе, преодолеть которую можно и должно. Сейчас в этом направлении начинают делать первые робкие шаги в связи с возрастанием интереса к проблематике банковского корпоративного управления.

           Управление банковской деятельностью со стороны центрального банка, как уже отмечалось, включает в себя четыре аспекта. При этом вначале необходимо выделить следующие принципиальные моменты:

1) важно расширить проблематику банковского управления за счет включения в нее соответствующей работы центрального банка (почему-то до сих пор, говоря о банковском управлении, подразумевалось, как правило, только управление коммерческими банками самими собой);

2) следует  исходить из того, что критерии  качества управления банковской  деятельностью будут разными  для центрального банка и для  коммерческих банков;

3) можно  утверждать: хорошее управление  со стороны центрального банка  представляет собой одно из  необходимых, но не достаточное условие хорошего управления своей деятельностью коммерческими банками, зато плохое качествопервого делает неэффективным и второе. 
 

Заключение 

               Таким образом, ответ на вопрос "каким должен быть менеджмент в банке" следует приравнять к вопросу "каким должен быть банк". Определение места менеджмента в модели бизнес-процессов банка является главным стратегическим моментом, обусловливающим стратегию банка. Логично предположить, что стратегия любого развивающего банка предусматривает серьезные, зачастую качественные изменения в стандартах управления, на технологическом уровне, а также достижение новых показателей, главной предпосылкой чего является эффективно работающий интегрированный риск-менеджмент. Поэтому и стратегические цели следует устанавливать не в рамках деятельности "бумажного риск-менеджмента", а для отвечающего всем международным стандартам процесса управления банковскими рисками.

            Оказывает ли деятельность менеджмента влияние на финансовые результаты банка, в первую очередь на доходность? Безусловно, оказывает. Прежде всего необходимо разобраться, за счет каких инструментов менеджмент банка обеспечивает оптимальное соотношение между рискованностью и доходностью? Ответ на этот вопрос отражает степень интегрированности риск-менеджмента и фронт-офиса. Идеальным решением является подход, при котором фронт-офис реализует инвестиционную идею с учетом риска, т. е. планируемое открытие рисковых позиций проходит через риск-экспертизу. Оценив возможные риски, риск-менеджмент предлагает рекомендации по оптимизации принимаемых рисков с учетом стратегии банка. Данные рекомендации могут принимать самую различную форму в зависимости от рода деятельности фронт-офиса и вида банковских рисков: в рыночных рисках — это хеджирующие стратегии, оптимизация; в кредитных рисках — страхование, резервирование, распределение. Серьезное слабое место в данном процессе — любое действие банка, направленное на уменьшение рисков по сделке, как правило, связанно с понижением доходности. Сведение рисков к минимуму в большинстве случаев приводит к минимизации доходности, поэтому одной из главных стратегических задач менеджмента является достижение посредством соответствующего инструментария требуемого соотношения рискованности и доходности. В результате реализация фронт-офисом инвестиционной идеи с учетом риска означает параллельное выполнение этим подразделением принятых рекомендаций риск-менеджмента. Таки образом, фронт-офис ориентирован на максимизацию доходности и не отвлекается на анализ уровня рисков, а риск-менеджмент — на сохранение требуемого соотношения доходности и рискованности.

             При таком подходе исчезает конфликт интересов между фронт-офисом и риск-менеджментом. Первый занимается своей профильной деятельностью, а второй из ревизорского органа превращается в подразделение, нацеленное на выполнение стратегических целей банка по достижению требуемых финансовых результатов. Это кардинально меняет принятую в банке систему лимитов, положительно отражается на резервировании и диверсификации и в целом на методологии риск-менеджмента. Разрабатывая методологическую нормативную базу, менеджмент уже не стремится "перекрыть воздух" зарабатывающим подразделениям, обложив их всевозможными лимитами и нормативами.

           Деятельность эффективного менеджмента имеет решающее значение в процессе минимизации убытков банка. Высокий уровень методологии и технологий менеджмента банка обеспечивает всеобъемлющую идентификацию принимаемых рисков, верную их оценку, профессиональное регулирование, всесторонний контроль и корректировку. В результате результативной деятельности менеджмента значительно снижается подверженность банка действиям риск-факторов, как внешних, так и внутренних.

           Банковский менеджмент, как мобильное направление банковской деятельности, должен адекватно отвечать на современные тенденции развития в банковской отрасли, быть готовым противостоять кризису, адаптироваться к будущим изменениям, служить своеобразным механизмом защиты интересов банка от неплатежей и необходимым условием для выбора оптимальных, мотивированных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. А.А. Максютов. Банковский менеджмент. Учебное пособие  – «Альфа-Пресс», 2007.
  2. Г. Г. Коробова. Банковское дело. Учебник – «Экономистъ», 2006.
  3. О.И. Лаврушин. Банковский менеджмент. Учебник - «Кнорус», 2009.
  4. И.А. Вискова. Банковский маркетинг: учебно методическое пособие.-     Издательский центр «ОГАУ», 2006.
  5. «Менеджмент в России и за рубежом» - Журнал №1 2003г. Издательство: «Финпресс».
  6. «Банковский менеджмент» - Журнал №3 2009г. Издательство: «Кризис доверия».
  7. www.institutiones.com
  8. www.rcb.ru

Информация о работе Оценка качества менеджмента банков