Оценка качества менеджмента банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование банковского менеджмента — как самостоятельного вид профессиональной деятельности, направленного в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Задачей исследования является изучение организации технологической цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Содержание банковского менеджмента……………………………….5

Глава 1.1.Структура и задачи банковского менеджмента……………………...8

Глава 1.2.Показатели оценки банковского менеджмента…………………….12

Глава 2. Некачественный менеджмент, как причина банковских рисков…...15

Глава 2.1. «Мисменеджмёнт»-категории, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка………………………………………………………15

Глава 3. Качество управления банковской деятельностью…………………..18

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

    Банк  —  это  организация,  осуществляющая  управление   капиталом   – собственным и заемным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости  или с  позиции  его  приращения.  Есть  и  другие  понятия  капитала,   например "человеческий капитал", которое рассматривается с  позиции  отношений  между людьми, определяющими успех их общей деятельности в  социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение  к  человеку  в

    процессе  управления кредитной организацией,  основанное  на  понимании  роли человека при достижении конечного результата  или  цели  самой  организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и  другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования  в  обществе.  Сфера банковского менеджмента   охватывает построение  процессов  по  рациональному  управлению  денежными  потоками  и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого  условия эффективного  менеджмента   в   коммерческом   банке.   Поэтому   управление человеческим  капиталом  неразрывно  связано  с  управлением  собственным  и заемным капиталом, обеспечивая его  эффективное  использование  в  интересах банка и его клиентов.   Основными задачами  банковского менеджмента являются:

    • обеспечение прибыльной деятельности;
    • удовлетворение потребностей клиентов в структуре и качеству предлагаемых банком услуг;
    • наличие адекватных систем контроля за уровнем банковских рисков;
    • создание эффективной организационной структуры банка;
    • организация работы систем контроля, аудита, безопасности, информационных и других систем, обеспечивающих жизнедеятельность банка;
    • создание условий для набора квалифицированных сотрудников и полной реализации их потенциальных возможностей;
    • создание систем подготовки, переподготовки и расстановки кадров;
    • обеспечение условий для осуществления сильного и последовательного управления банком;
    • создание условий для повышения культуры сотрудников, наличие общих ценностей, обеспечение морального климата в коллективе.

          Банковский менеджмент — это  практическая  деятельность,  связанная  с непосредственным управлением процессами  осуществления  коммерческим  банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент  выступает  как  система разработки  управляющих  воздействий  на  объект  управления:   активные   и пассивные  операции,  расчетно-кассовые  операции,  исполнение   нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский  аудит  и  контроль  и

    т.д.

          Как  известно,  основное  назначение  банка  —  это  посредничество  в

    процессе  перемещения  денежных  средств  от  кредиторов  к  заемщикам  и  от продавцов к  покупателям.  Невозможность  полного  совпадения  экономических интересов банка и клиента связана с тем, что  банк  по  своей  экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает  обслуживание  денежных потоков  в  экономике,  не  являясь  собственником   привлеченных   денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных  товаров  и услуг,  имеющих  в  основном  материальное  наполнение.  Реальному   сектору

    экономики  необходимы  инвестиции  и  финансирование  оборотных  средств,  а банкам  увеличение  объемов   производительных   активов.   Для   реализации коммерческим банком своих функций в  рыночной  экономике  необходимо,  чтобы эти две цели были увязаны.

                Как я отметила выше,  экономические  интересы  коммерческого  банка  и клиента  не  совпадают  полностью  —  имеются  лишь   отдельные   точки   их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся  обеспечения  обратной связи между  продуктами  и  услугами  банка,  предлагаемыми  непосредственно участникам  свободного  рынка  -  потребителям,  на  банковский   менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка. 
     
     
     
     
     

    Глава 1.2. Показатели оценки банковского менеджмента 

             Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент, разделяются по категориям:

    • количественные и качественные (в том числе социальные);
    • объективные и субъективные;
    • формальные и неформальные.

            Количественные показатели банковского менеджмента могут применяться только при оценке размера банка, проводимой политики (предпочтений) и специализации. К ним относятся:

    • размер капитала банка;
    • количество учредителей;
    • объемы активных и пассивных операций;
    • количество клиентов;
    • количество сфер экономики и отраслей работы;
    • география работы;
    • разветвленность филиальной сети;
    • корреспондентские отношения;
    • количество банковских продуктов в портфеле и т.д.
 

           Качественные показатели банковского менеджмента можно подразделить на следующие характерные группы.

1. Показатели  состояния и работы, по которым  оценивают менеджмент банка с  позиций профессиональных требований  кредитного предпринимательства:

    • достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);
    • скорость совершения операций, обработки документов;
    • комплектность предоставляемых банковских продуктов;
    • степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;
    • адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости и т.д.

2. Показатели  менеджмента (персонал), с помощью  которых оценивают соответствие  персонала нормативным требованиям, диктуемым рыночной экономикой любой предпринимательской структуре:

    • состав и компетентность администрации (квалификация в соответствии с местом в иерархии, опыт работы в банковской системе на соответствующих должностях, взаимозаменяемость, наличие кадрового резерва, адекватность обучения, наличие и качество надзора сверху вниз по иерархии й т.д.);
    • адекватный характер деятельности, соблюдение дисциплины во внутренней политике (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит и т.д.);
    • выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности (соблюдение нормативов, ограничений и рекомендаций, устанавливаемых на различных уровнях банковской иерархии, отсутствие в прошлом нарушений законодательства и финансовых преступлений, открытость информации и т.д.);
    • способность администрации и персонала предвидеть возможные изменения конъюнктуры рынка (возмущающие воздействия), своевременно реагировать на них и предпринимать правильные ответные действия (адекватная реакция на воздействие спадов, инфляции, депрессий макро- и микро- уровня на оперативную деятельность банка, умение использовать преимущества наступающих изменений, способность признавать прошлые промахи, исправлять их и корректировать свою политику и т.д.).

3. Показатели  социальные, применение которых  связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:

      • отношение персонала к труду;
      • соотношение квалификации, ответственности и вознаграждения;
      • социальная адекватность директората (профессиональная подготовка, добросовестность, верность обязательствам, готовность к контактам);
      • степень и адекватность решения социальных проблем.

              Когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является главной причиной банковских кризисов, из него проистекают убытки банков и их клиентов, и, наконец, экономические диспропорции. Для обозначения такого «плохого» менеджмента существует термин «мисменеджмёнт» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора и т.п. Мисменеджмёнт служит объектом пристального внимания представителей ряда школ банковского менеджмента. В условиях общих финансовых кризисов, поражающих на макроуровне экономическую систему в целом, мисменеджмёнт приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок. 
 
 
 
 

Глава 2. Некачественный менеджмент, как причина банковских рисков

            В противоположность качественному менеджменту некачественный менеджмент банков - мисменеджмент – играет роль главного элемента банковских кризисов и инициатора убытков банка и клиентов. 

Глава 2.1. «Мисменеджмёнт»- категории, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка 

Мисменеджмёнт подразделяют на четыре группы:

  • технический мисменеджмёнт;
  • косметический мисменеджмёнт;
  • авантюрный мисменеджмёнт;
  • мошенничество.

Технический мисменеджмёнт обычно наблюдается  в тех случаях, когда:

  • банк «молодой», т.е. только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;
  • банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;
  • банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, ему присуще  принятие неадекватных реальной ситуации мер, но самое яркое проявление технического мисменеджмента — это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала и т.д.

            Несмотря на то, что технический мисменеджмёнт имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, т.е. цели и политика такого менеджмента, хотя чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, в конце концов приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось. В такой ситуации руководство и персонал банка могут и обязаны объявить о реальном состоянии дел, изменить стиль менеджмента, выправить структуры кредитного и депозитного портфеля, реализовать часть активов, привлечь новый капитал — в общем, постараться сделать все возможное, чтобы избежать потери доверия к банку и сохранить контроль над ситуацией. Этот момент — ключевой в судьбе банка. Банк, персонал которого примет правильное решение, скорее всего снизит риски своей деятельности и выйдет из потенциального кризиса. В противном случае он обречен на косметический или авантюрный (кризисный) мисменеджмёнт, а это первый шаг к мошенничеству.

      При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента- — создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уровне ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реальными данными. Это по сути сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как «отчет о доходах наизнанку», неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косметический мисменеджмёнт сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них проблемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуацию в банке.

           Кризисное управление («авантюрный» мисменеджмёнт) представляет собой комплекс операций, к которым менеджмент банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмёнт уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов.

Информация о работе Оценка качества менеджмента банков