Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:14, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование методов оценки управленческого персонала предприятия.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения различных методов оценки управленческого персонала;
рассмотреть применение одного из методов оценки управленческого персонала на предприятии;
на основании оценки управленческого персонала предприятия сделать выводы о путях повышения эффективности его деятельности.
В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из введения, основного содержания из 2-х глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Цели и методы оценки управленческого персонала
5
1.1. Оценка управленческого персонала: цели и подходы 5
1.2. Система и методы оценки управленческого персонала
на предприятии
11
1.3. Количественные методы оценки : экспертные оценки 14
1.4. Качественные методы оценки
1.4.1. Оценка по методу черт
1.4.2. Оценка на основе анализа труда
1.4.3. Функциональная оценка
1.4.4. Методика определения стиля руководства
1.4.5. Оценка по результатам деятельности коллектива
1.4.6. Метод анализа структуры управленческой
деятельности
1.4.7. Целевой метод оценки 21
21
22
23
24
25
26
27
1.5. Диагностическая система оценки
ГЛАВА 2. Методы оценки персонала в магазине сотовой связи ООО «Пермь. Телефон. Ру 28
ГЛАВА 3. применение комплексной Оценки управленческого персонала на предприятии
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
список использованных источников
Чаще всего в практике управления оценка работы руководителя осуществляется на основе результатов выполнения возглавляемым им коллективом заданий. Но такие показатели не исчерпывают всех сторон деятельности руководителя. Кроме того, такой подход скрывает сам процесс выполнения заданий.
Третий вариант оценки непосредственно по деятельности включает в себя и процесс, и результат. Теоретически он представляется наиболее целесообразным, но до настоящего времени не реализован в полном объеме из-за своей сложности.
Как справедливо отмечает Г.Х.Попов, «хотя схема формирования комплексной оценки руководителя достаточно ясна, практически пока что её реализовать достаточно трудно» [19, с.98]. Безусловно, что трудности реализации комплексного подхода к оценке во многом объясняются сложностью выбора исходной единицы анализа руководителя.
Важнейшим
требованием к такой единице анализа является
сочетание и процессуальной, и результативно-
Что касается целей и конкретных методов работы с персоналом, то они во многом определяются той концепцией кадровой политики, которая принята в организации. Очень приближенно, рассматривая организации различных типов, форм собственности и направленности, можно выделить два основных подхода к кадровой политике организации [1, с.8].
"Открытая кадровая политика" ориентирована на максимальное привлечение нового персонала и дает возможность быстро обновлять технологии, "покупать наиболее эффективных в своих областях специалистов, но требует высоких затрат на их отбор при приеме на работу, высоких издержек при увольнении, не дает возможности формирования корпоративного духа и чувства причастности к фирме.
"Закрытая кадровая политика" ориентирована на максимальную интеграцию сотрудников, прикрепление их к фирме. Она способствует формированию традиций и норм организации, чувства стабильности у сотрудников, но требует высоких затрат на постоянное переобучение персонала, активизацию творческих способностей, затрудняет процесс внедрения инноваций.
Существенное
влияние на выбор типа кадровой политики
оказывают внешние условия деятельности
организации. Трудно говорить об открытой
кадровой политике в регионах с нехваткой
работоспособного населения или в моменты
демографических спадов. С другой стороны,
формированию закрытой кадровой политики
не способствует избыток предложений
на рынке свободной рабочей силы, и неоправданными
на первый взгляд могут показаться затраты
на обучение персонала, если есть возможность
принять на работу уже подготовленного
специалиста из числа безработных.
Оценка персонала, как и все другие направления
кадровой работы, как правило, регламентируется
сформированными или подразумеваемыми
принципами кадровой политики, существующими
в организации.
Для открытой кадровой политики наиболее
типичны следующие цели проведения оценки
[1, с.13]:
диагностика уровня профессиональной подготовленности для сопоставления с требованиями рабочего места или сравнения кандидатов, претендующих на одно рабочее место;
изучение профессиональной направленности для ускорения процессов адаптации и вхождения в рабочий ритм;
аттестация, оценка эффективности для ускорения процессов должностного роста и ротации;
широкий сбор индивидуальной информации с целью формирования большого банка потенциальных кандидатов на работу.
В ситуации закрытой кадровой политики реализуются следующие цели при оценке персонала:
сбор информации о потенциальных возможностях и темпах профессионального роста для планирования карьеры;
использование оценки в качестве средства повышения уровня компетентности управленческого персонала;
индивидуальная
диагностика с целью профориентации.
1.2. Система и методы оценки управленческого персонала
на предприятии
Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов [17, с.33]:
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм США этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются [18, с.12-13]:
Комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником.
Коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе.
Подчиненные оцениваемого.
Кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также в случаях, если необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах.
Самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда.
Использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.
Основным из всех рассмотренных подходов является оценка подчиненных их руководителем, но важнейшей целью оценки является выявление возможностей личного развития работника и тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных в сочетании с другими методами.
Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в. [7, с.7].
Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона.
В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные [10, с.87].
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.
Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.
Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.
К
группе комбинированных методов
относят широко распространен-ные и разнообразные
методы экспертной оценки частоты проявления
определенных качеств, специальные тесты
и некоторые другие комбинаций качественных
и количественных методов. Все они строятся
на предварительном описании и оценке
определенных признаков, с которыми сравниваются
фактические качества оцениваемого работника.
1.3.
Количественные методы оценки : экспертные
оценки
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:
Способность организовывать и планировать труд.
Профессиональная компетентность.
Сознание ответственности за выполняемую работу.
Контактность и коммуникабельность.
Способность к нововведениям.
Трудолюбие и работоспособность.
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не -удовлетворительно - 2; плохо - 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд":
"1" - явно неорганизованный работник и руководитель;
"2" - не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"3" - умеет организовать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу;
"4" - умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"5" - умеет создавать и поддерживать четкий порядок в работе на основе эффективного планирования.
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Например, по шести указанным выше критериям могут быть приняты определенные значения.
Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата на управленческую должность составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат заместить должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
Информация о работе Оценка эфективности управленческих решений