Обучение и подготовка персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе и разработке обучения персонала, а именно подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров магазина «ПРОСТО» и выработке мероприятий по её совершенствованию.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы обучения персонала 6
1.1 Обучение и подготовка персонала 6
1.2 Способы обучения персонала 16
1.3 Планирование персонала 19
1.4 Виды планирования персонала 21
Глава 2. Исследование особенностей обучения персонала на примере магазина бытовой техники «Домотехника». 25
2.1. Общая характеристика деятельности организации 25
2.2. Анализ системы обучения персонала в магазине «ДОМОТЕХНИКА». 29
2.3. Проблемы и рекомендации по пути их решения. 31
2.4 Разработка системы обучения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

управление персоналом 1.docx

— 83.42 Кб (Скачать)

Дальше  необходимо определиться какое будет  обучение: внешнее или внутреннее.

В настоящий момент все более  четко проявляется тенденция  увеличения количества организаций, которые  привлекают штатных специалистов. В  первую очередь это коснулось  найма штатных бизнес - тренеров и специалистов по обучению. С позиции  управленца это обусловлено след.факторами:

·стремление снизить затраты. Т.к. покупка условного «учебного дня» у специализированной компании стоит примерно от 1000 до 2000 евро, и это сумма сопоставима с размером месячной зарплаты штатного бизнес-тренера;

·стремление обеспечить более высокое  качество, результативность и согласованность  с др.процессами. Сторонний специалист, по сути, не несет фактической ответственности за то, что будет после выполнения им оговоренного заказа. Также на качество тренинговых услуг значимо влияет степень их адаптации. Штатные сотрудники в этом отношении выглядят предпочтительнее внешний наемников;

·стремление получить больший контроль над процессом, большие возможностей для руководства и направления  деятельности. Например, при привлечении  консультанта стороны точно определяют объем и требования к работам, что впоследствии может ограничивать компанию-заказчика в корректировках принятых решений. Штатный же работник вынужден реагировать на все пожелания руководства.

Но при найме штатного тренера  не учитывают след.издержки:

·значительная часть рабочего времени (до 60%) уходит на подготовку учебных программ, на материально-техническое обеспечение процесса обучения: подготовка помещения, распечатка материалов;

·один штатный специалист в любом  случае не может реализовать обучение всех категорий персонала по всем актуальным темам - все равно будет  возникать необходимость привлечения  сторонних организаций.

Однако, учет этих факторов недостаточен для принятия обоснованного решения  по данному вопросу. Внутренние и  внешние организационные консультанты и тренеры разнятся  не только принадлежностью к компании, но и сферой своей деятельности, позицией к той или иной организации, для которой они выполняют работу.

Это обусловлено нематериальностью, можно сказать - абстрактностью продукта их труда ( утрировано - продукт деятельности консультантов явл. советы, рекомендации, кот. могут вызвать изменения в организации, в поведении сотрудников).

Безусловным преимуществом привлечения  специализированной компании явл. не только опыт работы ее тренеров, но и то, что они могут оперативно воспользоваться наработками любого др. сотрудника своей компании. Еще одним преимуществом может быть наличие типовых, детально проработанных решений применительно к конкретной ситуации (программ тренингов, внедрения технологий).

Также внешние консультанты могут  быстрее  и в более полном объеме получить нужную информацию и отчетность для анализа, нежели какой-либо штатный специалист, т.к. запрос идет непосредственно через руководителя компании. Очень значимым фактором является то, что внешние тренеры практически никак не связаны в своих действиях и решениях сложившейся практикой взаимоотношений в организации.

С психологической точки зрения, стороннему специалисту проще оценивать  сложившиеся ситуацию непредвзято, рассматривать ее, учитывая лишь значимые факторы с точки зрения конечного  результата.

Но у специализированной компании по сравнению с внутренними специалистами  есть и недостатки:

·тренинговая компания при работе с заказчиком, как правило, ориентирована на получение позитивной оценки своей работы представителями заказчика непосредственно после выполнения работы, что далеко не всегда связано с получением реальных бизнес-результатов (когда люди увольняются после обучения);

·обучающая компания ответственна только за реализацию работ в ограниченной сфере в ограниченное время. Т.е. компания не может гарантировать определенные изменения в деятельности компании-заказчика после окончания обучения;

·процесс формулирования заказа и  контроля его выполнения требует  высокой квалификации и знания предметной области представителями заказчика. Если заказчик не знает, чего конкретно  хочет, зачем ему это и как  он будет это использовать, то у  тренинговой компании фактически нет шансов сделать результативный проект.

Итог:

Привлечение специализированных сторонних  организаций целесообразно:

·для реализации краткосрочного и  долгосрочного обучения топ-менеджеров и менеджеров среднего звена;

·для независимой оценки, результаты которой могут повлиять на положение  вещей в организации (исследования типа тайный покупатель);

·для проведения время от времени обучения (мастер-классы,семинары) для разных категорий персонала по разным тематикам.

Найм штатного сотрудника оправдан:

·для разработки систем и реализации регулярного обучения (например, торгового  персонала);

·для разработки внедрения систем, связанных более с HR- менеджментом, нежели с вопросами стратегического  управления (например систем деловой оценки и аттестации);

Но в любом случае, успешность зависит от квалификации менеджмента  компании-заказчика либо нанимающей штатного тренера.

 
 

1.2 Способы обучения персонала

Дальше необходимо определить способы обучения. Они могут быть следующими: 

Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте. Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Здесь можно выделить такие методы как: наставничество, ротация, производственный инструктаж, стажировка и другие методы.

Обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, проведение конференций и семинаров, тренинги, самообучение и другие методы. Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

Традиционные методы обучения персонала

Лекция - является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

Семинары предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях - проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видео дисков, учебников, обучающих компьютерных программ.

Активные  методы обучения персонала

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Наставничество является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков.

В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства - в развитии.

Тренинг - это активная форма обучения с использованием практических упражнений. Тренинги призваны развивать определенные управленческие и коммерческие навыки - управление исполнением, планирование, делегирование, мотивирование эффективные продажи, переговоры, презентацию. Благодаря тренингам можно повысить личную эффективность сотрудников - развить ориентацию на результат, способность управления конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство. На тренингах более 70 процентов времени посвящено деловым играм и их анализу, закреплению наиболее эффективных стратегий поведения в типичных деловых ситуациях. Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, так как здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но в различных ролевых играх и учебных ситуациях вырабатываются практические умения и навыки. Повышению действенности тренингов способствует применение видеоаппаратуры, когда участники могут анализировать видеозапись деловых игр.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием  при выборе того или иного метода является его эффективность для  достижения целей обучения каждого  конкретного работника. 

 

1.3 Планирование персонала

 

 Термин «планирование персонала» включает в себя все проблемы сферы персонала, которые могут возникнуть в будущем. Планирование персонала, во-первых, служит целевому планированию потребностей в области персонала и, во-вторых, планированию мероприятий, которые должны проводиться для создания, развития, сохранения, применения персонала, его оплаты, а также для высвобождения персонала.

Планирование  персонала как одна из важнейших  функций управления персоналом состоит  в количественном, качественном, временном  и  пространственном определении потребности в персонале, который необходим для достижения целей организации. Планирование персонала следует рассматривать в прямой взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников.

Целью планирования персонала является кратко-, средне- и долгосрочное определение  потребностей в персонале, производимое в неразрывной количественной и  качественной связи. Это включает в  себя не только обоснование гарантии развития предприятия, но и гарантии его экономического роста. Эти цели достигаются за счет оптимальной  структуры персонала и наиболее успешной реализации потенциала сотрудников  и кадрового потенциала фирмы.

Основу  планирования персонала составляют надежные и четко разграниченные данные, которые собраны без ограничений  и могут быть переработаны при  помощи подходящей техники планирования. Так как этот вид данных имеет  место лишь в редких случаях, то на предприятиях возникают следующие  основные проблемы:

1.планирование  персонала производиться без  уверенности. Оно должно было  бы исходить из различных предположений  о развитии планово-актуальных  параметров и касаться методов,  которые перерабатывают данные  ожидания в подходящую форму.  В распоряжении имеются лишь  те количественные методы планирования, которые довольствуются существующим  положением вещей;

2. проблемы в планировании во  многих случаях являются тяжело  определяемыми только потому, что  никто не знает все показатели  влияния и их действие на  переменные планирования персонала;

3. информация о плановых актуальных, независимых переменных должна  идентифицироваться, в известной  мере допустимо повышаться и  затем, согласно своему влиянию,  анализироваться для выяснения,  что мешает сбору и соединению  данных. Должны быть найдены такие  методы планирования персонала,  которые смогли бы переработать  данные, относящиеся к планированию.

Планирование  является не методом, а функцией управления персоналом, которая представляет собой деятельность по согласованию интересов работодателей и работополучателей.

Информация о работе Обучение и подготовка персонала