Общенаучные методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный метод 26
2.3 Процессный метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсач (котов).docx

— 66.82 Кб (Скачать)

    Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных  концепций, принципов, методов в  зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

    В настоящее время для ряда целей  исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться  по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с  внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции  цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения  по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться  очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

    В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается  в оперативном изучении сложившейся  ситуации и проведении исследовательских  работ на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и  своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с  внешней средой. Однако в любом  случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся  ситуацией.

    В общем случае ситуационный подход к  исследованию методологически тесно  связан с аналогичным подходом к  управлению, который сформировался  ранее и внес существенный вклад  в теорию управления.

    Основная  принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно  лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые  будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в  конкретных условиях и обстоятельствах.

    В реализации ситуационного подхода  важно представление исследователя  о рассматриваемой проблеме или  задаче и соответствующих решениях.

    В ситуационном подходе, также как  и в системном, должен использоваться процессный подход.

    Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях.

    1. Если сравнительно часто повторяются  типовые ситуации, требующие проведения  однотипных исследовательских работ  и этапов изучения СУ, когда  заранее вырабатываются стандартные  исследовательские процедуры, выводы  и решения. Это позволяет не  тратить много временных, трудовых  и материальных ресурсов на  разработку методик и проведение  исследования, достаточно лишь идентифицировать  реальную исследовательско-управленческую  ситуацию и по типовой схеме  получить готовые выводы и  рекомендации по принятию решения.  В настоящее время это можно  оперативно сделать с помощью  специально разрабатываемых советующих  компьютерных программ;

    2. Когда возникают ситуации, отличающиеся  от типовых и не имеющие  стандартных готовых исследовательских  процедур разрешения. Для данного  варианта возможно следующее:

    - при отклонение от типовой  ситуации, вызванной информационной  неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально  разрабатываемые советующие компьютерные  программы с нечеткой логикой;  выполнение таких "советов"  позволит сделать исследовательские  выводы и принять оптимальное  решение, но только с определенной  вероятностью;

    - при полном отклонении от типовой  ситуации и отсутствии информации для принятия исследовательских выводов следует использовать

методы  ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

    При использовании ситуационного подхода  объектами исследования могут быть методы и стиль управления, ОСУ, стратегия  развития организации, внутренняя и  внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и  др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и  СУ в целом.

    Ситуационный  подход к исследованию СУ развивается  вместе с наукой и техникой. В  настоящее время он предполагает использование экономических и  логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет  связи информатикой, интеллектуальными  советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими  науками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общенаучные методы исследования