Общенаучные методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный метод 26
2.3 Процессный метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсач (котов).docx

— 66.82 Кб (Скачать)

    Не  смотря на то, что метод измерения  исторически возник на основе формирующих  его признаков сравнения, он является по сравнению с сравнением более  глубоким методом познания. Только благодаря методу измерения появилось  на свет и стало развиваться современное  экспериментальное естествознание, основы которого заложили Л.Винчи, Г.Галилей  и И.Ньютон. Метод измерения не исчерпывается только количественными характеристиками объекта познания, он также предоставляет основу для изучения его качественной определенности. Степень познания качественной стороны объекта обусловлена степенью познания его количественной стороны в операции измерения. Поэтому измерение – это операция по нахождению числового значения какой-либо величины (например), скорости, ускорения или эталона. Найдя числовое значение измеряемой величины посредством измерения, можно выразить их определенными измерительными величинами – килограмм, метр, джоуль, час и т.д.

    Измерение – прежде всего, дорога, ведущая  к развитию эмпирических законов. Однако гносеологическая важность измерения  на этом не заканчивается, оно также  является одним из важных средств  формирования научной теории. Например, измерение массы атомов химических элементов представило Д.И.Менделееву возможность создать периодическую  систему элементов. Открытые посредством  некоторых измерений эмпирические законы породили коренные изменения  в существующих научных представлениях. Эта особенность, являющаяся характерной  для метода измерения, в первую очередь  принадлежит уникальным измерениям, написавшим новые страницы в истории  науки. Хорошим примером этому могут  служить измерение скорости света  американским ученым Майкельсоном, измерение  давления света русским ученым Лебедевым.

    Гносеологическая  особенность метода измерения органически  связана с проблемой точности измерения. Точность – важный показатель качества измерения и ценности науки, требует точного принятия во внимание соотношения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. В  ряд объективных факторов, обеспечивающих точность измерения входят качественные особенности измеряемого объекта, условия реализации процесса измерения, особенности пространственных и  временных координат измеряемого  объекта, скорость его проведения и  другие. Один из главных способов увеличения точности операции измерения состоит  в создании измерительных приборов, воплощающих в себе последние достижения науки и работающих на основе утвержденных принципов.

    К субъективным факторам, входящим в  процесс измерения, относятся организация  процесса, выбор способа измерения, личные качества ученого, его упорство, степень подготовки и интерес  к науке, умение пользоваться прибором и другие. Несмотря на то, что субъективные факторы оказывают существенное влияние на точность полученных в  процессе измерений данных, в любом  случае решающая роль в этом принадлежит  объективным факторам.

     На рисунке 2 представлена классификация эмпирических методов исследования.

    

      
 

    Рисунок 2 – Классификация эмпирических методов 

    Теоретические методы экономического познания действуют на уровне рационально обоснованных систем научного экономического знания. К числу таковых можно отнести: экономический анализ, экономический синтез, экономическую аналогию, экономическое моделирование, экономическую индукцию, экономическую дедукцию, математизацию и формализацию в сфере экономического знания, экономическую интерпретацию, а также исторический и эволюционный анализ в области экономического знания.

    Подробный анализ каждого из этих методов будет  приведен в последующих главах, а пока мы только дадим краткое определение каждого из них.

    Экономический анализ (анализ в сфере экономического знания) — это расчленение (разъединение) в экономическом познании фрагментов какого-либо целого на его составные части; такой подход позволяет установить структуру исследуемого экономического объекта, свести в нем сложное к простому и устранить несущественное, оставив только существенное; цель экономического анализа в таком виде — познание частей как элементов сложного экономического целого. Но анализ не является конечной целью научного исследования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутреннюю структуру, характер его функционирования, законы его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим синтезом.

    Экономический синтез (синтез в сфере экономического знания) — это в противоположность экономическому анализу метод экономического познания, целью которого является объединение в нечто единое целое частей, свойств, элементов, выделенных посредством экономического анализа. Экономический синтез дополняет экономический анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Особым видом синтеза является междисциплинарный синтез, в котором экономическая наука устанавливает новые, значимые для себя результаты, интегрируясь с другими социальными и естественными науками.

    Экономическая аналогия (аналогия в экономической науке) — это метод экономического исследования, предполагающий, что у некоторого экономического объекта или процесса существуют определенные признаки, если в других своих признаках он сходен с другим, более изученным экономическим объектом или процессом.

    В современной экономической науке экономическая аналогия служит основой экономического моделирования. Экономическое моделирование (моделирование в экономической науке) — воспроизведение характеристик какого-либо экономического объекта на другом (материальном или идеальном) объекте, специально созданном для изучения этих характеристик. Такой объект называется экономической моделью. В зависимости от природы модели и тех сторон моделируемого объекта, которые в ней воплощаются, различают вещественные (предметные) и идеальные (логические) модели. Разновидностью последних является математическая модель, широко применяемая в экономической науке.

    Экономическая индукция (индукция в экономическом познании) — это метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям. Базисом экономической индукции является индуктивное умозаключение, которое может быть полным или неполным.

    Экономическая индукция, подкрепленная соответствующим статистическим и вероятностным анализом, трактуется как особый, индуктивно-вероятностный, метод в экономических исследованиях.

    Индукция  — это умозаключение, в котором  осуществляется переход от частных фактов и положений к общим выводам и обобщениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.

    Индукция  в научном познании выполняет  четыре основные познавательные функции:

  1. служит методом образования понятий — как эмпирических, так и теоретических;
  2. является способом построения различных классификаций;
  3. служит методом конструирования гипотез и создания научных теорий;
  4. выступает как метод подтверждения (верификации) эмпирических законов.

    Индукция  является весьма продуктивным методом  познания, особенно на первоначальных стадиях исследования, когда идет обобщение эмпирических данных, их классификация и типологизирование. В дальнейшем продуктивность индуктивных умозаключений определяется возможностью подкрепления их дедуктивными умозаключениями, а также способностью исследователя плодотворно сочетать индуктивный и дедуктивный пути познания. Здесь также индукция остается методом, способным успешно исправлять ошибки и корректировать движения исследовательской мысли к истине.

    Экономическая дедукция (дедукция в экономическом познании) — метод экономических исследований, основанный на переходе от общих, уже доказанных утверждений относительно каких-либо экономических теорий или фактов к более частным выводам и положениям. Базисом для экономической дедукции служит дедуктивное умозаключение или, говоря более широко, вся дедуктивная логика.

    Экономическая дедукция, соотнесенная с методологическим приемом выдвижения гипотетических утверждений (гипотез), служит основой гипотетико-дедуктивного метода в экономической науке.

    Дедукция  — это умозаключение, в котором  осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

    Дедукция  по своей сути — это метод, обратный индукции. Если индуктивный метод идет от частного к общему, то дедуктивный метод строится на обратных принципах: от общего к частному.

    Основы  дедуктивного метода исследования были заложены еще в Античности: ключевую роль здесь сыграл Аристотель с его формальной силлогистикой, а также стоики (Зенон Стоик, Хрисипп) и скептики (Пиррон Элидский).

    Точно так же, как индукция, дедукция может быть рассмотрена сквозь призму различных классификаций. Например, аристотелевскую дедукцию можно охарактеризовать как логическую, поскольку она лежала в основе правил выведения формальной логики. У Р. Декарта, французского мыслителя XVII в., дедуктивные правила носили методологический характер, поскольку они формулировали нормы научного вывода. Можно также выделять функциональную и каузальную дедукцию и т.п. Возможна и классификация дедукции по видам знания — математическая, физическая, социологическая и т.д.

    Дедукцию, используемую в экономическом анализе, далее мы будем обозначать как экономическую дедукцию.

    Моделирование представляет собой особый метод  изучения социальной и природной реальности, основанный на конструировании особого рода аналогов — моделей.

    Модель  — материальный или идеальный  аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию.

    Моделирование — это создание различного типа аналогов, отражающих различные стороны природных или социальных явлений.

    Экономическое моделирование — разработка моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т.е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека.

    Важнейшей характеристикой модели является ее адекватность, т.е. способность замещать исследуемый объект.

    «Если полученная модель обладает точностью  и полнотой, удовлетворяющими поставленной цели, и допускает операциональное использование, говорят, она адекватна объекту относительно данной цели, в противном случае — неадекватна. Судить об адекватности модели объекту безотносительно к цели исследования или управления некорректно».

    Существует  множество вариантов классификации  моделей. Их разделяют на дескриптивные (описательные) и прескрептивные (нормативные), идеальные и вещественные (натурные), знаковые и физические, динамические и статические, однозначные и стохастические, частичные и целостные и т.д.

    Модели  можно делить в зависимости от дисциплины, в которой они применяются, на математические, физические, химические, кибернетические, исторические, социологические, экономические модели и т.п.

     На рисунке 3 представлена классификация теоретических  методов исследования. 

    

      

      
 

    Рисунок 3 – Классификация теоретических  методов исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методические  подходы к исследованию систем управления
    1. Системный подход
 

    Система - это некоторая целостность, состоящая  из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в  характеристику целого. Существуют два типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - вот знакомый пример закрытой системы. Открытая система характеризуется постоянным взаимодействием с внешней средой. Общепризнанно, что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Поэтому организации должны приспосабливаться к его воздействию. Более того, поскольку люди как компоненты организации (социальные компоненты) используются для выполнения работы наряду с техникой, организационные системы являются социотехническими. Осознав этот факт, исследователи менеджмента в поисках путей эффективного управления пришли к идее перенести положения теории систем на практику управления. Так появилась концепция системного подхода. Системный подход представляет собой исключительно способ мышления по отношению к организации и управлению, но ни в коей мере не является набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих. Он позволяет лишь умозрительно представить организацию в единстве составляющих ее элементов. С точки зрения системного подхода при воздействии на любой элемент системы организация всегда изменяется во всех взаимосвязях и становится некой иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

Информация о работе Общенаучные методы исследования