Общенаучные методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный метод 26
2.3 Процессный метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсач (котов).docx

— 66.82 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономики и управления на предприятии  нефтяной и газовой промышленности 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Методы исследований в менеджменте »

на тему

«Общенаучные методы исследований» 
 
 
 

Выполнила:  ст. гр. МЭК- 15-11                                  _________Ю.Г. Якушина

Руководитель: к.э.н., доцент каф. ЭНГП                   _________Д.В. Котов 
 
 
 
 
 
 
 

УФА-2011

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                               с.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические  и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные  и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный  метод 26
2.3 Процессный  метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в  менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО  ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Одна  из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит  в его организованности и использовании  целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и  практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

    Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии. 

    Понятие метод означает совокупность приемов  и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели.

    Существует  целая область знания, которая  специально занимается изучением методов  и которую принято именовать  методологией. Ее важнейшей задачей  является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик  методов познания.

    Методы  научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщие методы в истории познания делятся на две группы: диалектические и метафизические. Это общефилософские  методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые  используются в самых различных  областях науки, то есть имеют весьма широкий спектр применения. 

  1. ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
    1. Общие методы исследований
 

    Начнем  с самых простых типологий (классификаций) и введем первый критерий для классификации  экономических методов – критерий  научности.

    Все методы экономических исследований можно разделить на научные и  ненаучные.

    Научный метод – это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. Главной целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мире – знания, независимого от самого субъекта познания. Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом, а главной формой ее существования выступает научная теория.

    «Обычно под методом науки имеют в  виду определенный путь исследования, форму теоретического освоения действительности.

    Методы  науки – это система регулятивных принципов, в соответствии с которыми строится познавательная теоретическая  деятельность человека, сами знания, их реконструкция и преобразование».

    Можно указать на следующие пять основных требований, предъявляемых к научному методу:

    1) строгость;

    2) однозначность;

    3) эффективность;

    4) простота (экономность);

    5) эвристичность (способность приносить  новые результаты).

    Строгость в научном методе – это его  рациональность и доказательность, выводимость каждого доказываемого  утверждения из уже существующих, согласованность всех структурных элементов теоретического построения в целом.

    Однозначность – это в первую очередь внутренняя непротиворечивость, тождественность (соответствие) друг другу по смыслу всех утверждений, присутствующих в рассматриваемой теории.

    Эффективность научного метода – это то, что иначе называют его разрешимостью, т.е. способностью за конечное число шагов достигать предполагаемого результата, а также возможность признать такой результат истинным или ложным.

    Простота (экономность) – достижение научного результата за минимальное число действий, без введения осложняющих научное исследование дополнительных или вспомогательных правил и принципов. Кроме того, данное требование также означает простоту метода, доступность для его использования другими учеными.

    «Метод  науки должен быть простым, т.е. доступным для понимания и использования в познании рядом исследователей. Метод науки можно считать простым, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания сущности предмета».

    Эвристичность научного метода — это его способность приносить новый (оригинальный) результат, возможность экстраполяции уже известного, полученного знания на новые области либо данной науки, либо какой-либо другой области знания.

    Все эти качества (строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность) должны быть присущи и научным методам экономического исследования: последние составляют фундаментальную особенность экономической науки в отличие от экономических знаний, основанных на житейском опыте и здравом смысле.

    Ненаучные методы экономического исследования — это методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. Главными признаками «ненаучности» здесь выступают несистематизированность, хаотичность, апелляция к авторитету, к вере или мифу.

    Научные методы экономического исследования можно  разделить на всеобщие, общие и  частные – соответственно разделению на три уровня методологии, приведенному во второй и четвертой главах. Всеобщие методы коррелируются с всеобщей методологией, общие методы — с общей методологией и, наконец, частные методы — с частнонаучной методологией.

    Всеобщие  методы экономической науки —  это ее философские методы, т.е. принципы и законы философии, которые могут  быть опосредованно применены экономической  наукой в частных экономических  исследованиях. Такие принципы и  законы направлены на их всеобщее применение, т.е. на использование абсолютно  во всех экономических исследованиях (во второй главе мы уже приводили  примеры действия таких принципов  в экономической науке).

    Общие методы экономической науки —  это те экономические методы, которые применимы на всех уровнях экономического исследования, но при этом не являются философскими методами. Иначе говоря, это методы, которые используются помимо экономики и в других науках, но не охватывают собой абсолютно все науки, а только некоторую часть их.

    К таким методам мы относим все математические и статистические методы, метод эксперимента, некоторые виды наблюдения, моделирование и т.п. Все они могут быть применены как в экономическом исследовании, так и в исследованиях других социальных, естественных и технических наук.

    Третью  группу научных методов составляют частные методы экономической науки — методы, используемые исключительно в рамках экономической науки и нигде больше неприменимые.

    «Частные  методы в основном содержательны и непосредственно относятся к самому предмету познания, а не к познанию как таковому, элементами которого они являются. С помощью частных методов строится та или иная конкретная наука, их суть и пределы применения в значительной мере определяются самим уровнем развития науки в целом. Внутри конкретной науки частные методы подразделяются на общие методы для данной науки и методы, средствами которых решаются ее отдельные, частные проблемы. Средствами этих методов анализируется в определенных формах специфика исследуемых предметов, различная степень его познания. Частные методы представляются необходимым материалом для выработки общих принципов той или иной науки».

    К числу частных методов экономического исследования можно отнести следующие методы: экономическое наблюдение, экономический эксперимент, экономическое моделирование, экономическая индукция, построение экономических гипотез, исторический анализ хозяйственных явлений и т.д.

    В процессе реального экономического исследования все три типа методов взаимодействуют и коррелируют между собой, выполняя при этом каждый свою функцию: всеобщие методы предлагают наиболее общий вариант для постижения экономических истин; общие методы конкретизируют общие ходы экономического исследования, помогают обобщать и анализировать накопленные экономические факты, выявлять частные экономические законы и принципы; в свою очередь частные методы экономического исследования исследуют отдельные стороны экономических объектов, дополняя общий экономический анализ изучением конкретных экономических явлений и процессов.

    Перейдем  к непосредственному рассмотрению общенаучных методов исследования. 
 
 
 
 

    1. Логические  и нелогические методы исследования
 

    Научные методы экономического исследования далее  можно разделить на методы логические и нелогические.

    Логические  методы научного исследования — это, как следует из самого названия, методы, основанные на логике: формальной и математической. К числу таких методов относятся: методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод логической интерпретации, метод аксиоматизации, метод аналогии, метод доказательства, метод логического обоснования и некоторые другие.

    Логические  методы также составляют основу для  построения «языка науки» — знаково-символической системы, выражающей основные инструменты и результаты научного познания. «Язык науки» играет роль коммуникативного и дидактического средства, а также интегрирует научное и педагогическое сообщество в рамках данной конкретной дисциплины.

    «Логические методы — это такие общие методы, которые представляют собой систему категорий и законов науки логики и средствами которых анализируются и строятся языки науки, структура самого процесса познания и результаты его — научные теории, научные знания».

    Логический  метод исследования – это метод  научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализами. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния  объекта, логический метод включает воссоздание исследуемого объекта  именно в качестве системы (т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т.е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей). В истории  науке возникновение отдельных элементов логического метода связано с работами  Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, А. Смита, Д.Рикардо; в истории философии – прежде всего с трудами Г.Ф.Гегеля. В классическом виде логический метод исследования был создан и теоретически исследован К.Марксом в процессе написания «Капитала».

Информация о работе Общенаучные методы исследования