Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный метод 26
2.3 Процессный метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УФИМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
экономики и управления на предприятии
нефтяной и газовой промышленности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Методы исследований в менеджменте »
на тему
«Общенаучные
методы исследований»
Выполнила: ст. гр. МЭК- 15-11 _________Ю.Г. Якушина
Руководитель: к.э.н.,
доцент каф. ЭНГП
_________Д.В. Котов
УФА-2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1 | ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ | 4 |
1.1 | Общие методы исследований | 4 |
1.2 | Логические и нелогические методы исследований | 8 |
1.3 | Качественные и количественные методы исследования | 10 |
1.4 | Теоретические и эмпирические методы | 12 |
2 | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ | 23 |
2.1 | Системный метод | 23 |
2.2 | Ситуационный метод | 26 |
2.3 | Процессный метод | 29 |
2.4 | Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте | 33 |
3. | ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Одна
из важных особенностей научного познания
в сравнении с обыденным
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.
Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Ее важнейшей задачей является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы
научного познания принято подразделять
по степени их общности, то есть по широте
применимости в процессе научного исследования.
Всеобщие методы в истории познания
делятся на две группы: диалектические
и метафизические. Это общефилософские
методы. Метафизический метод с середины
19 века начал все больше и больше
вытесняться из естествознания диалектическим
методом. Вторую группу методов познания
составляют общенаучные методы, которые
используются в самых различных
областях науки, то есть имеют весьма
широкий спектр применения.
Начнем
с самых простых типологий (классификаций)
и введем первый критерий для классификации
экономических методов –
Все методы экономических исследований можно разделить на научные и ненаучные.
Научный метод – это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. Главной целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мире – знания, независимого от самого субъекта познания. Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом, а главной формой ее существования выступает научная теория.
«Обычно под методом науки имеют в виду определенный путь исследования, форму теоретического освоения действительности.
Методы
науки – это система
Можно указать на следующие пять основных требований, предъявляемых к научному методу:
1) строгость;
2) однозначность;
3) эффективность;
4) простота (экономность);
5)
эвристичность (способность
Строгость
в научном методе – это его
рациональность и доказательность,
выводимость каждого
Однозначность – это в первую очередь внутренняя непротиворечивость, тождественность (соответствие) друг другу по смыслу всех утверждений, присутствующих в рассматриваемой теории.
Эффективность научного метода – это то, что иначе называют его разрешимостью, т.е. способностью за конечное число шагов достигать предполагаемого результата, а также возможность признать такой результат истинным или ложным.
Простота (экономность) – достижение научного результата за минимальное число действий, без введения осложняющих научное исследование дополнительных или вспомогательных правил и принципов. Кроме того, данное требование также означает простоту метода, доступность для его использования другими учеными.
«Метод науки должен быть простым, т.е. доступным для понимания и использования в познании рядом исследователей. Метод науки можно считать простым, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания сущности предмета».
Эвристичность научного метода — это его способность приносить новый (оригинальный) результат, возможность экстраполяции уже известного, полученного знания на новые области либо данной науки, либо какой-либо другой области знания.
Все эти качества (строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность) должны быть присущи и научным методам экономического исследования: последние составляют фундаментальную особенность экономической науки в отличие от экономических знаний, основанных на житейском опыте и здравом смысле.
Ненаучные методы экономического исследования — это методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. Главными признаками «ненаучности» здесь выступают несистематизированность, хаотичность, апелляция к авторитету, к вере или мифу.
Научные методы экономического исследования можно разделить на всеобщие, общие и частные – соответственно разделению на три уровня методологии, приведенному во второй и четвертой главах. Всеобщие методы коррелируются с всеобщей методологией, общие методы — с общей методологией и, наконец, частные методы — с частнонаучной методологией.
Всеобщие
методы экономической науки —
это ее философские методы, т.е. принципы
и законы философии, которые могут
быть опосредованно применены
Общие методы экономической науки — это те экономические методы, которые применимы на всех уровнях экономического исследования, но при этом не являются философскими методами. Иначе говоря, это методы, которые используются помимо экономики и в других науках, но не охватывают собой абсолютно все науки, а только некоторую часть их.
К таким методам мы относим все математические и статистические методы, метод эксперимента, некоторые виды наблюдения, моделирование и т.п. Все они могут быть применены как в экономическом исследовании, так и в исследованиях других социальных, естественных и технических наук.
Третью группу научных методов составляют частные методы экономической науки — методы, используемые исключительно в рамках экономической науки и нигде больше неприменимые.
«Частные методы в основном содержательны и непосредственно относятся к самому предмету познания, а не к познанию как таковому, элементами которого они являются. С помощью частных методов строится та или иная конкретная наука, их суть и пределы применения в значительной мере определяются самим уровнем развития науки в целом. Внутри конкретной науки частные методы подразделяются на общие методы для данной науки и методы, средствами которых решаются ее отдельные, частные проблемы. Средствами этих методов анализируется в определенных формах специфика исследуемых предметов, различная степень его познания. Частные методы представляются необходимым материалом для выработки общих принципов той или иной науки».
К
числу частных методов
В процессе реального экономического исследования все три типа методов взаимодействуют и коррелируют между собой, выполняя при этом каждый свою функцию: всеобщие методы предлагают наиболее общий вариант для постижения экономических истин; общие методы конкретизируют общие ходы экономического исследования, помогают обобщать и анализировать накопленные экономические факты, выявлять частные экономические законы и принципы; в свою очередь частные методы экономического исследования исследуют отдельные стороны экономических объектов, дополняя общий экономический анализ изучением конкретных экономических явлений и процессов.
Перейдем
к непосредственному
Научные методы экономического исследования далее можно разделить на методы логические и нелогические.
Логические методы научного исследования — это, как следует из самого названия, методы, основанные на логике: формальной и математической. К числу таких методов относятся: методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод логической интерпретации, метод аксиоматизации, метод аналогии, метод доказательства, метод логического обоснования и некоторые другие.
Логические методы также составляют основу для построения «языка науки» — знаково-символической системы, выражающей основные инструменты и результаты научного познания. «Язык науки» играет роль коммуникативного и дидактического средства, а также интегрирует научное и педагогическое сообщество в рамках данной конкретной дисциплины.
«Логические методы — это такие общие методы, которые представляют собой систему категорий и законов науки логики и средствами которых анализируются и строятся языки науки, структура самого процесса познания и результаты его — научные теории, научные знания».
Логический метод исследования – это метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализами. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта, логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т.е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей). В истории науке возникновение отдельных элементов логического метода связано с работами Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, А. Смита, Д.Рикардо; в истории философии – прежде всего с трудами Г.Ф.Гегеля. В классическом виде логический метод исследования был создан и теоретически исследован К.Марксом в процессе написания «Капитала».