Общенаучные методы исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный метод 26
2.3 Процессный метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсач (котов).docx

— 66.82 Кб (Скачать)

    Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение  уже во второй половине ХХ века.

    В России это нашло применение вначале  в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем  и в формировании системного подхода  ко всем процессам организации и  управления в социально-экономических  структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как  один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность  работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона  и др.

    Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как  особая методология научного анализа  и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте  заключается в представлении  об организации как о системе.

    Системный подход, будучи неразрывно связанным  с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и  выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов  и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней  средой.

    Применительно к исследованию организации системный  подход предусматривает:

    - рассмотрение всей организации  как некоторой целостности - системы,  состоящей из относительно обособленных  взаимодействующих и взаимосвязанных  между собой элементов и подсистем  с особыми специфическими свойствами;

    - рассмотрение организации как  открытой многоцелевой системы,  имеющей определенные «рамки» управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;

    - всестороннее изучение не только  отдельных свойств взаимодействующих  и взаимосвязанных между собой  компонентов системы, ее внутренней  и внешней среды, но и генерируемых  при этом новых синергетических  свойств, обладающих новыми качествами;

    - изучение всей совокупности параметров  и показателей функционирования  системы в динамике, что требует  исследования внутриорганизационных  процессов адаптации, саморегулирования,  самоорганизации, прогнозирования  и планирования, координации, принятия  решений и т.п. 

    Данный  подход обладает существенными достоинствами  по сравнению с другими, например:

    1) возможности системного подхода  значительно шире для познания  объекта исследования, в том числе  его синергетических свойств; 

    2) можно декомпозировать любой  изучаемый объект с необходимой  глубиной для достижения цели  исследования, что обеспечивает  выявление всего необходимого  для изучения любого относительно  неделимого элемента;

    3) создается более глубокая схема  обоснования и выявления характера  и достоверности связей и отношений  в исследуемом объекте, и при  этом формируются предпосылки  для поиска новых механизмов  эффективного функционирования  объекта; 

    4) обусловливается тесная связь  с другими методологическими  направлениями науки, а при  необходимости имеется возможность  совместного интегративного применения  других методологических подходов, что повышает результативность  исследования.

    Системный подход к исследованию СУ предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений  и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику; квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и  рядом методов исследования нередко  нет четких границ, так как они  часто используют примерно одни и  те же математические методы. Однако все  они обладают своей спецификой и  имеют определенные особенности. 

    2.2 Процессный подход 

    Следует обратить внимание на процессы, происходящие на предприятии, так как они проходят через все подразделения, задействуют  все службы, и ориентированы на конечный результат. Мы начинаем управлять  процессами, выстраивать их такими, какими они нужны предприятию. С  точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор  процессов (при функциональном подходе - это набор функций). И управление предприятием становится управлением  процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, предприятие  добивается высокой эффективности  своей деятельности.

    Бизнес-процессы - один из мощных инструментов повышения  эффективности бизнеса. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет  анализировать возможные последствия  сбоев на том или ином этапе  выполнения работ, вовремя найти  и исправить ошибку. Еще одним  достоинством технологии является управление операционными издержками, которое  становится одним из основных условий выживания на рынке. Процессный подход к управлению позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании, действительно создающими добавленную стоимость; а также, интегрировать часто разрозненные действия функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат.

    Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая и адаптивная. Управление на основе процессов позволит Вам точно знать «кто и за что отвечает» и как каждая операция влияет на конечный результат.

    Дополнительное  развитие модели позволит сформировать требования к интегрированной информационной системе предприятия.

    Процессный  подход стимулирует мышление операциональными определениями. Процессный подход задает другой стиль мышления. В частности, он заставляет мыслить системно говорил Деминг: «Функционирование любого составляющего систему подпроцесса должно оцениваться в терминах его вклада в цели всей системы, а не по его индивидуальной производительности или прибыли и ни по какому другому соревновательному критерию». Примеры хорошо оптимизированных систем - оркестр, футбольная команда.

    Процессный  подход: выход на продуктивную идею внутренних поставщиков и потребителей. Процессный подход: от "что делать" к "что сделать". Фактически реальная деятельность, приносящая добавленную  стоимость, не осуществляется изолированными элементами функциональной иерархии, а пронизывает предприятие в  виде совокупности процессов.

    Процессный  подход позволяет: 1) учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого конкретного исполнителя  в повышении качества конечного  продукта и, как следствие, заинтересованность в качественном выполнении своей  работы; 2) более гибко реагировать  на внешние и внутренние изменения; 3) оптимизировать обмен информацией между функциональными подразделениями.

    Процессный  подход логично приводит к бенчмаркингу. Бенчмаркинг - исследование деятельности, продуктов и услуг родственных  компаний с целью совершенствования  собственных деятельности, продукции, услуг. Бенчмаркинг является незаменимым  инструментом для изучения организации. Без него вы никогда не узнаете, каково положение вашей компании относительно конкурентов.

    Процессный  подход: исполнители наделяются большими полномочиями, увеличивается их роль, самостоятельность и как следствие - отдача, удовлетворение трудом; руководители, в свою очередь, освобождаются от "текучки", оперативных вопросов и сосредотачиваются на стратегических, системных вопросах.

    Процессный  подход позволяет реализовать важнейшую  идею менеджмента качества: встраивание  контроля качества в процесс вместо контроля качества готовой продукции (оказанной услуги).

    Основные  правила.

    Правило 1. Все процессы делятся на основные и вспомогательные. Через Основные Процессы проходят производимая продукция  и/или услуги и их компоненты (маркетинг, проект, входящие материалы и др.). Вспомогательные процессы предназначены  для нормального функционирования основных процессов (работа офиса, хозяйственная  деятельность, обучение персонала, подготовка документации).

    Правило 2. Основных процессов должно быть не более чем 7+2.

    Правило 3. Каждый Процесс должен иметь только одного хозяина.

    Правило 4. Хозяину должны быть выделены все  необходимые ресурсы и полномочия и установлены Показатели эффективности  Процесса, адекватно отражающие ход  Процесса. По этим показателям (в том  числе экономическим) Хозяин должен регулярно отчитываться перед высшим руководителем о результатах  своей деятельности.

    Правило 5. Приоритет в установлении требований к Выходам Процесса имеет Потребитель результатов Процесса. «Клиент всегда прав». При этом Потребитель может быть как внешним, так и внутренним, то есть выход одного Процесса может являться Входом другого в пределах одной организации.

    Правило 6. Хозяин процесса и только он один несет ответственность за: выявление  и выполнение требований Потребителя, в том числе внутреннего; эффективность  процесса; результат процесса и его  своевременную доставку потребителю.

    Правило 7. Все отклонения от нормального  течения процесса должны фиксироваться  и рассматриваться как база для  улучшений с учетом экономической  целесообразности корректировки процесса.

    Основные  показатели эффективности процесса: затраты на осуществление процесса, Расчет времени на осуществление  процесса, показатели качества процесса. 

    1. Ситуационный  подход
 

    В виду того, что концепции всех предшествующих школ и подходов к управлению так  и не привели к выработке действенного способа управлять, который бы в  любой ситуации позволял руководителям  оперативно решать управленческие задачи и тем самым существенно повышать эффективность организаций, возник ситуационный подход как попытка  увязать конкретные приемы и концепции  более ранних школ с различными ситуациями. Центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в  значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время. При ситуационном подходе, возникшем  в конце 60-х годов, не считается, что  концепции традиционной теории управления школы человеческих отношений и  школы науки управления неверны. Более того, при ситуационном подходе  рассматриваются возможности прямого приложения управленческой науки к конкретным ситуациям и условиям. Считается, что ситуационный подход тесно связан с системным. Ситуационный подход так же, как и системный, представляет собой лишь способ мышления об организационных проблемах и их возможных решениях, не давая практикам нужного эффективного алгоритма - набора руководств по управлению организацией. Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям, сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного управления, могут значительно варьироваться.

    Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия  со сходным строением и в одной  и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и  реализующие свою продукцию на одних  и тех же рынках), значительно  отличаются в отношении результата функционирования.

    Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных  приемов и концепций с конкретными  ситуациями функционирования предприятия  для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями  и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность  деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения  проблемы гибкости и адаптивности к  внешней среде.

Информация о работе Общенаучные методы исследования