Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО И НЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Общие методы исследований 4
1.2 Логические и нелогические методы исследований 8
1.3 Качественные и количественные методы исследования 10
1.4 Теоретические и эмпирические методы 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 23
2.1 Системный метод 23
2.2 Ситуационный метод 26
2.3 Процессный метод 29
2.4 Критический анализ рассмотренных методов для их применения к исследованиям в менеджменте 33
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Системная
методология в менеджменте
В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.
Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.
Системный
подход, будучи неразрывно связанным
с фундаментальными идеями диалектики
и диалектического подхода, вместе
с тем имеет свою сущность и
выступает как отдельный
Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:
-
рассмотрение всей организации
как некоторой целостности - системы,
состоящей из относительно
-
рассмотрение организации как
открытой многоцелевой системы,
-
всестороннее изучение не
-
изучение всей совокупности
Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:
1)
возможности системного
2)
можно декомпозировать любой
изучаемый объект с
3)
создается более глубокая
4)
обусловливается тесная связь
с другими методологическими
направлениями науки, а при
необходимости имеется
Системный
подход к исследованию СУ предполагает
использование в том или ином
виде многих наук, научных направлений
и методов. К ним можно отнести,
например, теорию сложных систем, системотехнику,
исследование операций, теорию управления,
теорию организации, инноватику, информатику,
метрологию, эконометрику; квалиметрию,
системный, ситуационный, прогностический,
диагностический, детальный и глобальный
анализы и др. Между названными
науками, научными направлениями и
рядом методов исследования нередко
нет четких границ, так как они
часто используют примерно одни и
те же математические методы. Однако все
они обладают своей спецификой и
имеют определенные особенности.
2.2 Процессный
подход
Следует
обратить внимание на процессы, происходящие
на предприятии, так как они проходят
через все подразделения, задействуют
все службы, и ориентированы на
конечный результат. Мы начинаем управлять
процессами, выстраивать их такими,
какими они нужны предприятию. С
точки зрения процессного подхода,
организация предстает как
Бизнес-процессы
- один из мощных инструментов повышения
эффективности бизнеса. Технология
описания бизнес-процессов обеспечивает
прозрачность всех операций бизнеса, позволяет
анализировать возможные
Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая и адаптивная. Управление на основе процессов позволит Вам точно знать «кто и за что отвечает» и как каждая операция влияет на конечный результат.
Дополнительное
развитие модели позволит сформировать
требования к интегрированной
Процессный подход стимулирует мышление операциональными определениями. Процессный подход задает другой стиль мышления. В частности, он заставляет мыслить системно говорил Деминг: «Функционирование любого составляющего систему подпроцесса должно оцениваться в терминах его вклада в цели всей системы, а не по его индивидуальной производительности или прибыли и ни по какому другому соревновательному критерию». Примеры хорошо оптимизированных систем - оркестр, футбольная команда.
Процессный подход: выход на продуктивную идею внутренних поставщиков и потребителей. Процессный подход: от "что делать" к "что сделать". Фактически реальная деятельность, приносящая добавленную стоимость, не осуществляется изолированными элементами функциональной иерархии, а пронизывает предприятие в виде совокупности процессов.
Процессный
подход позволяет: 1) учесть такие важные
аспекты бизнеса, как ориентация
на конечный продукт, заинтересованность
каждого конкретного
Процессный подход логично приводит к бенчмаркингу. Бенчмаркинг - исследование деятельности, продуктов и услуг родственных компаний с целью совершенствования собственных деятельности, продукции, услуг. Бенчмаркинг является незаменимым инструментом для изучения организации. Без него вы никогда не узнаете, каково положение вашей компании относительно конкурентов.
Процессный
подход: исполнители наделяются большими
полномочиями, увеличивается их роль,
самостоятельность и как
Процессный
подход позволяет реализовать
Основные правила.
Правило
1. Все процессы делятся на основные
и вспомогательные. Через Основные
Процессы проходят производимая продукция
и/или услуги и их компоненты (маркетинг,
проект, входящие материалы и др.).
Вспомогательные процессы предназначены
для нормального
Правило 2. Основных процессов должно быть не более чем 7+2.
Правило 3. Каждый Процесс должен иметь только одного хозяина.
Правило
4. Хозяину должны быть выделены все
необходимые ресурсы и
Правило 5. Приоритет в установлении требований к Выходам Процесса имеет Потребитель результатов Процесса. «Клиент всегда прав». При этом Потребитель может быть как внешним, так и внутренним, то есть выход одного Процесса может являться Входом другого в пределах одной организации.
Правило 6. Хозяин процесса и только он один несет ответственность за: выявление и выполнение требований Потребителя, в том числе внутреннего; эффективность процесса; результат процесса и его своевременную доставку потребителю.
Правило 7. Все отклонения от нормального течения процесса должны фиксироваться и рассматриваться как база для улучшений с учетом экономической целесообразности корректировки процесса.
Основные
показатели эффективности процесса:
затраты на осуществление процесса,
Расчет времени на осуществление
процесса, показатели качества процесса.
В
виду того, что концепции всех предшествующих
школ и подходов к управлению так
и не привели к выработке
Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту
проблему пытается решить ситуационный
подход посредством увязывания различных
приемов и концепций с