Общая характеристика договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика договоров.docx

— 67.71 Кб (Скачать)

Договорные отношения  между туристическим предприятем  и потребителями туристических  услуг

Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туристическтих услуг строятся на основании туристского договора, к существенным условиям которого относятся:

    • информация о туропереторе или турагенте;
    • сведения о туристе;
    • достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта является сертификат соответствия;
    • дата начала и окончания путешествия;
    • розничная цена продукта и порядок её оплаты. При этом в договоре должен быть определен порядок взаиморасчетов с учетом Франкфуртской таблицы по снижению цен на поездки или без нее;
    • порядок встречи, сопровождения и провадов туристов;
    • права, обязанности и ответственность сторон;
    • медицинское страхование и обеспечение. При этом, если законадательством страны пребывания предусмотрена оплата туристом услуг по медицинской помощи, страховой полис ему ддолжен быть вручен до момента отъезда;
    • минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядок информирования о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
    • изменение и расторжение договора;
    • порядок регулирования возникших вопросов и возмещения убытков сторон;
    • порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.

Юридическая природа  типового договора такова, что в отличие, скажем, от предварительного договора, условия  которого могут изменяться сторонами, он устанавливает правила, обязательные для сторон и неподлежащие пересмотру ими.

Процедура оформления договорных отношений между потребителями  и туристским предприятием включает следующие этапы:

    • обращение туриста с конкретной заявкой;
    • подписание договвора;
    • выдача туристской путевки;
    • выдача информационного листка.

Порядок заключения туристского  договора имеет ряд собенностей. Как известно, реклама и другие коммерческие предложения, адресованные определенному кругу лиц, обычно не связывают своего автора какими-либо обязательствами (оферта), а рассматривается  как приглашение адресатам делать оферты. Но если писменная информация о туристском продукте (рекламные  проспекты, буклеты и т.д.) содержит все существенные условия договора и оформлена как предложение, то она признается пкбличной офертой. Это значит, что конкретный заказ  туриста, офориленный в письменной форме, признается акцептом, и в момент получения туристским предприятием заказа договор между ним и  туристом считается заключенным.

При этом, туроператор и  турагент несут ответственность  за достоверность предоставленной  информациии о туристском продукте, а ненадлежащая реклама влечет ответственность  туристского предприятия не только за материальный, но и за моральный  ущерб, причиненный туристу.

Однако договор, заключенный  между туристическим предприятием и потребителем подобным образом, носит  предварительный характер. Предварительный  договор должен содержать все  будущие существенные условия основного  договора, а так же срок, в течение  корого должен быть заключен основной договор. Если такой срок не указан, любая из сторон (в первую очередь, турист) вправе потребовать заключения основного договора в течение  года с момента заключения предварительного.

Если в течение названного срока одна из сторон уклоняется от заключения основного договора, другая вправе обратиться в суд с требованием  о понуждении заключить заключить  договор. Если же ни одна из сторн не направит в течение этого срока  предложение заключить договор, обязательства сторон считаются  прекращенными.

Обязательный характер предварительного договора относится прежде всего к туристам, которые вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Для туристов действует общее правило, предоставляющее им право в любое время отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при оплате туристскому предприятию фактически понесенных им расходов. В случае отказа туриста от путешествия менее чем за 20 дней с него удерживается 21, 50 или 75% от стоимости туристского продукта в зависимости от количества дней, оставшихся до начала путешествия. Конкретное число дней  стороны вправе добавить в текст договора самостоятельно.

Кроме того, ст.11 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»  предусмотрено право потребителя  в 14-дневный срок потребовать замены приобретённого им доброкачественного, но не подошедшего по каким-либо причинам товара на аналогичный, а в случае отсутствия такового – расторжения  договора и возврата уплаченной суммы.

Изменение туристским предприятием одного из существенных условий договора (в том числе и стоимости) осуществляется не позднее чем за 20 дней до начала путешествия. При этом турист вправе либо согласиться с изменениями, либо расторгнуть договор без уплаты соответствующих штрафных санкций. 
В соответствии с законодательством как туристу, так и туристскому предприятию предоставляется право требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением определенных обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора:

  • изменение сроков путешествия;
  • недобором указанного в договоре минимального числа туристов в группе, необходимого для совершения путешествия;
  • непредвиденным ростом транспортных тарифов;
  • введением новых или повышением действующих ставок налогов и сборов.

После начала путешествия  изменение условий туристского договора допускается, если туроператор или турагент окажется неспособным оказать часть предусмотренных услуг при условии бесплатного продолжения путешествия, а в случае необходимости – выплатить разницу в стоимости заказанных и предоставленных услуг. При неисполнении этих требований потребителя туристское предприятие обязано не только возместить ему убытки, но и дополнительно оплатить неустойку из расчета 1% стоимости услуги за каждый день просрочки.

При изменении существенных условий договора турагентом или  туроператором без согласия туриста  последний, вправе по своему выбору потребовать:

  • исполнения условий, указанных в договоре;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда;
  • расторжение договора и возмещение убытков.

В случае неисполнения туристского  договора потребитель вправе потребовать  возмещения вызванных убытков, а  при наличии вины туристского  предприятия – возмещение морального вреда. Необходимо заметить, что Закон  Республики Беларусь «О туризме» не устанавливает  предельный размер возмещения, подлежащего  выплате туристским предприятием. Однако, для предъявления иска о возмещении морального вреда по сложившейся судебной практике туристу придется доказать «нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействие), посягающими на  принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные или имущественные права». В исковом заявлении о компенсации морального вреда должно быть указано, при каких конкретно обстоятельствах и какими действиями (бездействием) туристу причинены нравственные или физические страдания и в чем они выражаются.

Туристские предприятия  освобождаются от ответственности  за неисполнение обязательств перед  потребителем в следующих случаях: а) когда туристу отказано в выезде за рубеж пограничными или таможенными  органами по причинам, не относящимся  к компетенции туристского предприятия; б) по причине обстоятельств непреодолимой  силы. В этих случаях потребитель  обязан возместить туристскому предприятию  фактически понесенные ею расходы.

Законодательство Республики Беларусь не устанавливает ни сокращенных сроков давности по искам к туристическим предприятиям, ни обязательного досудебного порядка урегулирования претензий. Более того, на требования потребителей о компенсации морального вреда срок исковой давности вообще не распространяется. Такие сокращенные сроки, а так же дополнительные требования, в частности досудебного порядка, установлены в законодательстве ряда стран.

Договорные отношения  между туроператором и поставщиками туристических услуг

Отношения между туроператором и поставщиками теистических услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.

Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без  достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Правоспособность – это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристической деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия).

Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Его подтверждение может быть осуществлено двумя способами: - путем анализа финансового состояния предприятия (размеров уставного фонда, годового оборота); - предоставлением банковской гарантии, на основании которой банк принимает на себя всю ответственность за действия предприятия.

Критериями дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире и т.д.

Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты  с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны  дает им низкие цены, не с другой –  представляет определенный риск для  владельца отеля. Риск существует и  для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут  проданы).

Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, эксклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального  числа туристов.

Все взаимоотношения с  партнерами – поставщиками услуг  по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут  иметь типовую форму следующих  договоров: купли-продажи, комиссии, обмена.

Основные положения договора с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора, и включает - предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность  сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты  партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям:

  • информация о туроператоре;
  • информация о поставщике туристических услуг;
  • достоверная информация о свойствах туристических услуг;
  • график заездов групп;
  • розничная и оптовая цена услуг;
  • порядок встречи и проводов туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

В международной практике известны и имеют широкое применение документы, регулирующие взаимоотношения гостиничных предприятий с турагентами и туроператорами. Одна из них – Гостиничная конвенция 1970г., с 1993г. стала называться Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами и использоваться при заключении гостиничных контрактов.

Кодекс обязывает гостиничное  предприятие давать точную информацию по категории и расположению отеля, а так же по качеству предоставляемых  услуг. Так же турагент не имеет права  устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены  по договору комиссии.

Несмотря на то, что эти  документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат много положений, прочно вошедших в международную практику взаимоотношений между гостиничными и туристскими предприятиями.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями:

  • о квоте мест с гарантией заполнения 30-80%. По такому договору туристское предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которое оно обязательно должно заполнить туристами в течение периода, оговоренного в контракте. При этом гарантирует оплату 30-80% мест, даже если они не будут использованы, при этом цены  более низкие;
  • о квоте мест без гарантии заполнения. В этом случае туристское предприятие не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест, при этом расчет происходит по обычным тарифам;
  • о твёрдой закупке мест с полной оплатой. По такому договору турпредприятие гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест независимо от их заполнения, тем самым выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно;
  • о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для типичных фирм. По договору предприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента оно направляет гостинице заявку на бронирование и только после получения от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

Информация о работе Общая характеристика договоров