Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа
Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.
В Республике Беларусь договорные отношения в области туризма регулируются на национальном уровне следующими нормативными правовыми актами:
Наряду с действующим
законодательством договоры являются
важным средством регулирования
взаимоотношений субъектов
Договорные отношение в сфере туризма включают в себя правоотношения между:
Требования к составлению договоров
В условиях усиления конкуренции и увеличения требований клиентов к туристическим услугам очень важны надежные договорные отношения в деятельности туристических предприятий. Туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг. Формами продаж, характером труда и т.д., а отсюда вытекает и специфика договорных отношений. Туристские услуги охватывают большой круг операций (обеспечение международных и внутренних перевозок туристов, проживание, питание, размещение, экскурсии, страхование, получение иностранных виз и т.д.). Все эти операции требуют документального подтверждения. Поэтому правильно составленные договоры имеют важное значение в достижении высокого качества туристического обслужувания.
При намерении заключить
контракт, следует четко знать, каких
целей необходимо достичь при
его реализации, и уточнить наиболее
важные моменты, связанные с его
оформлением, подписанием и исполнением.
Чрезвычайно важно
Проект предстоящего договора желательно разработать самостоятельно, а не получать его от контрагента. Если же договор составлен партнером или поставщиком, не исключено, что в нём не будут полностью учтены интересы туристского предприятия.
Если предложение о заключении договора поступает от неизвестной организации, необходимо получить о ней как можно больше информации. За рубежом предприниматели крайне настороженно относятся к предложениям новых партнеров. И это не смотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и фирмы, которые специализируются на сборе и обработке сведений о компаниях и отдельных предпринимателях. По запросу они могут дать подробную информацию об интересующем предприятии: его уставном фонде, специализации, годовом обороте, квалификации персонала, обслуживающем банке, биографии руководителей и совладельцев предприятия, деловой репутации, судебных процессах, конфликтах, в которых участвовало предприятие, поставщиках, покупателях и др.
К сожалению, такого рода предприятий на отечественном рынке явно недостаточно, поэтом3 туристским фирмам чаще всего приходится наводить справки о своих партнерах и контрагентах. Следует спросить у партнера нотариально заверенную копию о регистрации, банковскую гарантию и другие сведения. Естественно, зарубежный партнер так же запросит у фирмы аналогичную информацию. Получение и передача такого рода сведений связны с увеличением срока подготовительного периода и определенными финансовыми затратами. Однако в перспективе это многократно окупается.
Необходимо убедится, что организация, с которой собираются работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с её учредительными документами (Уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителем, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис, в каком банке обслуживается организация, каково ее финансовое положение и коммерческая репутация, т.е. собрать как можно больше информации.
Как было сказано выше, особое значение при заключении договора (контракта) имеет выбор партнера, что всегда является потенциальным риском. Наименьший риск для отечественных туристских предприятий достигается при заключении контрактов на готовые туры с известным туроператором. Как правило, такой тур уже хорошо отработан на практике. Обычно в контракте удается договориться о 10-12% процентах комиссионного вознаграждения для турагента от стоимости каждого проданного тура. Надо заметить, что зарубежные туроператоры, имеющие высокий имидж, предъявляют довольно жесткие условия контракта. В ряде случаев, целесообразнее заключить прямые договоры с поставщиками туристских услуг (средствами размещения, средствами питания, транспортными агентствами и др.).
В международной туристской
практике нередко используется форма
устных взаимоотношений туроператора
и турагента. Однако такая форма
работы на доверии существует между
давними партнерами. С целью исключения
различных неприятностей
При подписании договора необходимо убедится, что представитель контрагента имеет юридическое право на заключение и полномочия на подписание документа. Поэтому, вступая в переговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить их полномочия.
Как показывает практика, нередко
недобросовестные контрагенты, не желая
исполнять свои обязательства по
договору и нести ответственность,
объявляют о том, что лицо, подписавшее
договор, соответствующих полномочий
не имело (это один из самых распространённых
способов мошенничества). Чтобы этого
не случилось, необходимо удостовериться
в личности представителя, корректно
попросив его представить
Приступая к работе по формулированию условий договора, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости, поскольку впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в данном документе интерпретировать в свою пользу.
Язык договора выбирается сторонами па по общему согласию. Если зарубежная фирма специализируется на национальном рынке, можно заключить контракт на русском языке. Однако, как правило, договор составляется на двух языках, которые выбирают партнеры. В ряде случаев по соглашению сторон контракт заключается на трёх языках (например, контракт с германским туроператором может быть заключен на немецком, русском и английском языках).
Договор составляется и подписывается как минимум в двух экземплярах. В нём обязательно ссылка на то, что всё его экземпляры на таких-то языках имеют одинаковую силу. Указывается так же количество этих экземпляров. Все изменения и дополнения к договору оформляются протоколами или соглашениями и являются неотъемлемой частью основного договора. Срок хранения договора в соответствии с исковой давностью – три года. В него целесообразно внести статью о конфиденциальности.
Подписывают договор первые лица от каждой стороны. Подписание договора лицом, на то не уполномоченным, связано с потерей документом юридической силы. Подписи заверяются печатями. По установленной практике, печать на подписи зарубежного партнера не является обязательной. Допускается заверение подписями партнеров каждой страницы.
Разделами, составляющими основу любого договора, являются преамбула, основная и заключительная части.
Преамбула | |
Основная часть |
Специфические условия |
Общие условия | |
Заключительная часть |
Преамбула (от французского – предисловие) – это своеобразное введение в договор, которое включает:
Наименование договора не является нормативным. Это отправная точка заключения сделки. Отсутствие наименования договора не противоречит его законности. Определяющее значение для отправной оценки договора имеет его содержание.
Предпосылкой законности договора является дееспособность договаривающихся сторон, под которой понимается способность лица (гражданина, организации) своими действиями приобретать права и выполнять юридические обязанности, а так же нести ответственность за совершение правонарушений.
Основная часть договора подразделяется на специфические общие условия договора. К специфическим относятся следующие условия, характерные для данной сделки, но вряд ли применимые к другим сделкам:
Специфические условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.
К общим условия договора относятся положения, которые включаются во все договоры не зависимо от их содержания:
В заключительной части договора указываются:
Договорные отношения
между туроператором и
Обычно отношения между туропер
В такого рода договорах определяется права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельностью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в частности организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при претензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры комиссионного вознаграждения (обычно это 5-12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а так же предусматриваются системы дополнительного вознаграждения за стабильность работы, достижения определенного объема реализации путевок и т.д. В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а так же действующим законодательством.