Общая характеристика договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Деятельность каждого туристского предприятия связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг. Наряду с действующим законодательством договор является важнейшим средством, регулирующим взаимоотношения субъектов рынка. Он выступает составной частью процесса подготовки, заключения и исполнения любой предпринимательской сделки.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика договоров.docx

— 67.71 Кб (Скачать)

В Республике Беларусь договорные отношения в области туризма  регулируются на национальном уровне следующими нормативными правовыми  актами:

      • Гражданским Кодексом Республики Беларусь (п.2 гл. 39);
      • Законом Республик Беларусь «О туризме»;
      • Законом Республик Беларусь «О защите прав потребителей»;
      • Трудовым кодексом Республики Беларусь и др.

Наряду с действующим  законодательством договоры являются важным средством регулирования  взаимоотношений субъектов туристического рынка (туристических предприятий, потребителей туристских услуг, производителей туристских услуг).

Договорные отношение  в сфере туризма включают в  себя правоотношения между:

    • туроператорами и турагентами;
    • туристическими предприятиями и потребителями туристских услуг;
    • туроператорами и поставщиками туристских услуг;
    • рецептивными и инициативными туроператорами.

 

Требования к  составлению договоров

В условиях усиления конкуренции  и увеличения требований клиентов к  туристическим услугам очень  важны надежные договорные отношения  в деятельности туристических предприятий. Туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых  услуг. Формами продаж, характером труда  и т.д., а отсюда вытекает и специфика  договорных отношений. Туристские услуги охватывают большой круг операций (обеспечение международных и внутренних перевозок туристов, проживание, питание, размещение, экскурсии, страхование, получение иностранных виз и т.д.). Все эти операции требуют документального подтверждения. Поэтому правильно составленные договоры имеют важное значение в достижении высокого качества туристического обслужувания.

При намерении заключить  контракт, следует четко знать, каких  целей необходимо достичь при  его реализации, и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его  оформлением, подписанием и исполнением. Чрезвычайно важно предусмотреть  важные вопросы предстоящего договора, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную  схему работы и продумать, что  необходимо сделать на каждом этапе.

Проект предстоящего договора желательно разработать самостоятельно, а не получать его от контрагента. Если же договор составлен партнером или поставщиком, не исключено, что в нём не будут полностью учтены интересы туристского предприятия.

Если предложение о  заключении договора поступает от неизвестной  организации, необходимо получить о  ней как можно больше информации. За рубежом предприниматели крайне настороженно относятся к предложениям новых партнеров. И это не смотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и фирмы, которые  специализируются на сборе и обработке  сведений о компаниях и отдельных  предпринимателях. По запросу они  могут дать подробную информацию об интересующем предприятии: его уставном фонде, специализации, годовом обороте, квалификации персонала, обслуживающем банке, биографии руководителей и совладельцев предприятия, деловой репутации, судебных процессах, конфликтах, в которых участвовало предприятие, поставщиках, покупателях и др.

К сожалению, такого рода предприятий  на отечественном рынке явно недостаточно, поэтом3 туристским фирмам чаще всего  приходится наводить справки о своих  партнерах и контрагентах. Следует  спросить у партнера нотариально  заверенную копию о регистрации, банковскую гарантию и другие сведения. Естественно, зарубежный партнер так же запросит у фирмы аналогичную информацию. Получение и передача такого рода сведений связны с увеличением срока подготовительного периода и определенными финансовыми затратами. Однако в перспективе это многократно окупается.

Необходимо убедится, что  организация, с которой собираются работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с её учредительными документами (Уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителем, каков размер ее уставного фонда  и сформирован ли он, где располагается офис, в каком банке обслуживается организация, каково ее финансовое положение и коммерческая репутация, т.е. собрать как можно больше информации.

Как было сказано выше, особое значение при заключении договора (контракта) имеет выбор партнера, что всегда является потенциальным риском. Наименьший риск для отечественных туристских предприятий достигается при заключении контрактов на готовые туры с известным туроператором. Как правило, такой тур уже хорошо отработан на практике. Обычно в контракте удается договориться о 10-12% процентах комиссионного вознаграждения для турагента от стоимости каждого проданного тура. Надо заметить, что зарубежные туроператоры, имеющие высокий имидж, предъявляют довольно жесткие условия контракта. В ряде случаев, целесообразнее заключить прямые договоры с поставщиками туристских услуг (средствами размещения, средствами питания, транспортными агентствами и др.).

В международной туристской практике нередко используется форма  устных взаимоотношений туроператора и турагента. Однако такая форма  работы на доверии существует между  давними партнерами. С целью исключения различных неприятностей рекомендуется  заключать письменный вариант контракта.

 

При подписании договора необходимо убедится, что представитель контрагента  имеет юридическое право на заключение  и полномочия на подписание документа. Поэтому, вступая в переговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить их полномочия.

Как показывает практика, нередко  недобросовестные контрагенты, не желая  исполнять свои обязательства по договору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее  договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространённых способов мошенничества). Чтобы этого  не случилось, необходимо удостовериться в личности представителя, корректно  попросив его представить соответствующие  документы. Если представителем контрагента  выступает директор предприятия, действующий  без доверенности, необходимо ознакомится  с приказом о его назначении (это  в основном относится к государственным  предприятиям) либо с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммерческих предприятий). Нужно ответить, что в последнее время на предприятиях, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, совета директоров, собрания учредителей и др. Поэтому следует ознакомиться с соответствующим разделом устава организации контрагента и убедится, что полномочия директора не ограничены. В том случае, если представитель действует по доверенности, нужно проверить, есть ли на ней подпись руководителя предприятия, его печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще не действительна), срок действия доверенности, объем полномочий по ней.

Приступая к работе по формулированию условий договора, нельзя допускать  двусмысленности, нечеткости, поскольку  впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет  пытаться любую неточную формулировку в данном документе интерпретировать в свою пользу.

Язык договора выбирается  сторонами па по общему согласию. Если зарубежная фирма специализируется  на национальном рынке, можно заключить контракт на русском языке. Однако, как правило, договор составляется на двух языках, которые выбирают партнеры. В ряде случаев по соглашению сторон контракт заключается на трёх языках (например, контракт с германским туроператором может быть заключен на немецком, русском и английском языках).

Договор составляется и подписывается  как минимум в двух экземплярах. В нём обязательно ссылка на то, что всё его экземпляры на таких-то языках имеют одинаковую силу. Указывается  так же количество этих экземпляров. Все изменения и дополнения к  договору оформляются протоколами  или соглашениями и являются неотъемлемой частью основного договора. Срок хранения договора в соответствии с исковой  давностью – три года. В него целесообразно внести статью о конфиденциальности.

Подписывают договор первые лица от каждой стороны. Подписание договора лицом, на то не уполномоченным, связано  с потерей документом юридической  силы. Подписи заверяются печатями.  По установленной практике, печать на подписи зарубежного партнера не является обязательной. Допускается  заверение подписями партнеров  каждой страницы.

Разделами, составляющими  основу любого договора, являются преамбула, основная и заключительная части.

Преамбула

Основная часть

Специфические условия

Общие условия

Заключительная часть


 

Преамбула (от французского – предисловие) – это своеобразное введение в договор, которое включает:

  • название (наименование) договора, где обозначается его юридический характер (договор на  туристические услуги, договор комиссии и т.д.);
  • указание места и времени заключения договора (эти сведения могут быть отнесены и в заключительную часть);
  • наименование сторон; при этом продавец, или продающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона, - второй (полные названия юридических лиц и сокращенные наименования, под которыми они будут фигурировать в договоре);
  • должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор;
  • основание действия доверенных лиц сторон (устав, доверенность).

Наименование договора не является нормативным. Это отправная  точка заключения сделки. Отсутствие наименования договора не противоречит его законности. Определяющее значение для отправной оценки договора имеет  его содержание.

Предпосылкой законности договора является дееспособность договаривающихся сторон, под которой понимается способность лица (гражданина, организации) своими действиями приобретать права и выполнять юридические обязанности, а так же нести ответственность за совершение правонарушений.

Основная часть договора подразделяется на специфические общие условия договора. К специфическим относятся следующие условия, характерные для данной сделки, но вряд ли применимые к другим сделкам:

  • предмет договора;
  • качество услуг, товаров, работ;
  • ценовые параметры сделки;
  • скидки с цены и надбавки к ней (если они применяются);
  • порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон;
  • срок исполнения обязательств;
  • порядок изменения и расторжения договора.

Специфические условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о  заключении сделки.

К общим условия договора относятся положения, которые включаются во все договоры не зависимо от их содержания:

  • арбитражная отговорка;
  • форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары); общественные явления (военные действия, забастовки); запретительные акты государственных органов (объявление карантина, закрытие портов) и др. Данные обстоятельства дают возможность перенести сроки исполнения обстоятельств, а при отсутствии положительного результата освобождают стороны от их выполнения.

В заключительной части договора указываются:

  • юридические адреса сторон;
  • почтовые и банковские реквизиты сторон (например, номер расчетного счета, наименование учреждения банка, его код и т.д.);
  • все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора;
  • подписи сторон с приложением печати каждого из участников сделки;
  • количество экземпляров договора;
  • указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).

 

Договорные отношения  между туроператором и турагентом

Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:

    1. как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает белорусскому турагенту (поверенному) заключить от имени доверителя договоры с потребителями;
    2. как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комиссионера – отечественный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагенством;
    3. как договор купли-продажи имущественных прав (туристического продукта).

В такого рода договорах определяется права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельностью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в частности организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при претензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры комиссионного вознаграждения (обычно это 5-12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а так же предусматриваются системы дополнительного вознаграждения за стабильность работы, достижения определенного объема реализации путевок и т.д. В своей деятельности турагент  руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а так же действующим законодательством.

Информация о работе Общая характеристика договоров