Обеспечение качества продукции как фактор повышения её конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой

Работа содержит 1 файл

курсавая.docx

— 90.11 Кб (Скачать)

     а) оценивается наличие предусмотренной стандартами документации по определению всех процессов и входящих в них процедур, связанных с обеспечением качества;

     б) оценивается полнота развертывания и реализации процессов и соответствующая документация, подтверждающая их соответствие нормативной документации, гарантирующие достижение ожидаемого уровня качества производства и продукции;

     в) оценивается эффективность процессов и системы качества в целом для достижения желаемых результатов.

     Подтверждение (доказательство) соответствия системы  качества требованиям стандартов с учетом принятой модели обеспечения качества и ее эффективности является обязанностью производителя. Для оценки и доказательства соответствия системы качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиком декларации о соответствии, предоставление документированного (документального) доказательства, предоставление утверждений или регистрации потребителями, аудит потребителя (второго лица), аудит третьего лица (внешнего эксперта), предоставление сертификатов третьего компетентного лица. Любой из приведенных методов может быть использован как при контрактных ситуациях между первыми (поставщик/подрядчик) и вторыми (потребитель/покупатель) лицами, так и при утверждении или регистрации вторыми лицами.

     Исходным  и обязательным условием для проведения сертификации системы качества предприятия является документация системы, которая по форме (оформлению) и полноте содержания должна в полной мере отражать требования стандартов ИСО 9001. 9002 и 9003 с учетом выбранной модели обеспечения качества.

     Документирование  и описание системы выполняется  по четырем уровням: руководство (руководства) по качеству; общие функции и процедуры. выполняемые подразделениями и ответственными исполнителями; рабочие инструкции и инструкции по эксплуатации применяемого оборудования; статистический контроль процесса, формы и содержания рабочих рапортов.

     Руководство по качеству (1-й уровень) представляет собой общее описание системы  и применяемых методов планирования, управления, обеспечения и улучшения  качества. Оно является по своей  сути постоянным справочным материалом в процессе внедрения системы качества на предприятии, поддержания ее в рабочем состоянии и совершенствования. Порядок построения руководств не носит обязательного характера и определяется с учетом потребностей пользователя. В то же время стандарт ИСО 10013 содержит рекомендуемое содержание этого документа. В силу этого необходимо учитывать, что система качества создается и внедряется на предприятии как средство для проведения определенной политики и достижения целей в области качества. При этом политика в области качества должна быть документально оформлена в виде самостоятельного документа или зафиксирована в других документах системы качества (общее руководство по качеству, основной стандарт предприятия по системе, программа качества и т.п.).

     Общие функции и процедуры для каждого  подразделения с распределением функциональных обязанностей в нем представлены на 2-м уровне описания системы. На этом уровне приводятся необходимые ссылки на рабочие (операционные) инструкции, отражающие конкретную работу, и объясняется как могут быть сделаны конкретные «вещи», а также указываются внутренние и/или внешние поставщики и заказчики каждого подразделения.

     Описания  рабочих инструкций и инструкций по эксплуатации оборудования представляют 3-й уровень документации системы  качества. Они содержат последовательное описание, как может быть выполнена  конкретная простая операция производства, сборка и установка оборудования, поддержание его в рабочем состоянии и т.д., а также как может обеспечиваться контроль качества, какие средства при этом могут быть использованы и другие конкретные и необходимые операции (инструкции).

     Статистический  контроль процесса, формы и содержания рабочих рапортов, составляющий 4-й уровень описания системы качества, представляет собой документ в виде формы статистического контроля этого процесса и различных отчетов в области качества. Эти формы и необходимые инструктивные документы по сбору информации, ее заполнению в формы, использованию, а также рекомендации по использованию средств контроля качества, внесению изменений служат основной формой контроля оперативных действий в рамках системы качества.

     Сертификация  системы качества предприятия на соответствие ИСО 9000 не означает сертификации самого продукта, выпускаемого этим предприятием. Такая сертификация отражает только факт, что поставщик способен производить продукт с тем качеством, которое он предварительно обещает потребителю.

     В то же время сертификация системы  качества минимизирует, но не исключает  риск потребителя в получении  некачественной продукции при изготовлении определенной партии или конкретного  экземпляра продукции. Сертификация предприятия (продукции и системы качества) на соответствие семейству стандартов ИСО 9000 укрепляет доверие потребителя к процессу производства и сервиса конкретного производителя, создает уверенность в том, что он получит продукт того качества, которое ему обещали. Кроме того, работа производителя в соответствии со стандартами семейства ИСО 9000 способствует снижению его затрат, улучшению качества и сокращению сроков поставки продукции покупателю, что приносит определенную выгоду производителю и покупателю.

     Стандарты качества играют фундаментальную роль в отношении конкретных связей между  потребителем и производителем, они  являются фундаментом для решения  возникающих проблем качества. Однако следует помнить, что стандарты, отражая базовую модель системы качества в рассматриваемый период времени, не могут охватить все аспекты качества. В силу этого система качества требует дальнейшего развития в своей эволюции. Хорошие перспективы в этом направлении дает концепция всеобщего управления качеством. [3, 82 c.] 

     2.АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА УП «МИНСИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»  

     2.1. Общая характеристика предприятия и его продукции

     Дизельное двигателестроение - одна из ведущих  отраслей машиностроения, оказывающее  значительное влияние на состояние  социально-экономических, экологических  и научно-технических сфер жизнедеятельности  г. Минска и Республики Беларусь в  целом.

     УП  «ММЗ»  уже на протяжении 40 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная  дизелями ММЗ хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, дизели ММЗ обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются лучшими дизелями своего класса в СНГ.

     Минский моторный завод является государственным  предприятием и входит в состав производственного  объединения «Минский моторный завод», которое находится в ведении  Министерства промышленности Республики Беларусь. 

     Производственное  объединение включает:

     ПРУП  «Минский моторный завод»  (УП «ММЗ»);

     РУП «Борисовский завод агрегатов»;

     Филиал  УП «ММЗ» в г. Столбцы;    

     Имеющиеся  производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями.

     Промышленная  площадка Минского моторного завода размещена на площади –321324 кв.м.  или на 32,13 га

     Производственные  площади под основное производство составляют – 80176 кв.м. или 8 га

       Производственные площади  вспомогательного производства составляют – 27788 кв.м. или 2,78 га

     Складское хозяйство - 22041 кв.м. или 2,2 га

     Виды  деятельности  УП «ММЗ»:

     -производство  и сбыт  дизельных двигателей  и запасных частей к ним,  алюминиевого литья, комплектующих  изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;

     -выполнение  конструкторских и проектно-технологических  работ;

     -производство  и сбыт товаров народного потребления;

     -гарантийное  и послегарантийное обслуживание  реализованной потребителям продукции;

     -организация  фирменной торговли;

     -производство  сельскохозяйственной продукции;

     -оказание  платных услуг населению;

     -осуществление  коммерческо-посреднической деятельности;

     -осуществление  внешнеэкономической деятельности

     Стратегия развития  УП "Минский моторный завод"  нацелена на выпуск конкурентоспособных  дизельных двигателей, соответствующих   современным требованиям международных  стандартов (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям.

     Эта стратегия в рамках реально существующих на заводе производственных мощностей, реализуется основными внутризаводскими программами "Трактор", "Автомобиль", "Комбайн", "Автобус" и  "Промышленные дизели". 

     2.2. Анализ качества продукции и ее конкурентоспособности

       Сегодня дизельные двигатели ММЗ не в полной мере соответствуют современному уровню требований по экологической безопасности. Достижение уровня “нулевого выброса” – это четко обозначенное направление международного нормирования, уже нашедшее прямое отражение в ряде национальных и международных документах.     Перед белорусскими моторостроителями стоит задача наладить производство таким образом, чтобы получить сертификацию дизелям тракторных модификаций на соответствие Национальным и Европейским стандартам по экологии (по национальным стандартам подготовка производства завершена,    по Европейским - в стадии завершения). Не имея соответствующего Евро-стандарта двигатели на рынках Европы не продаются. Соответственно основными покупателями моторов ММЗ являются страны СНГ и Беларусь. (Приложение1).

              Анализ рынков сбыта за последние  годы показывает, что  основными  его сегментами по потреблению  дизельных двигателей является  Минский тракторный завод, доля потребления которого в 2007 году составила 43,86% .

     Вторым по значимости потребителем 2007 года  является Московский завод АМО «ЗИЛ», его доля составила 10,7%.

     Доля  ПО «Гомсельмаш»  и  РУП «МАЗ»  соответственно составила 0,13% и 1,47%

          От 1% до 3% получили в 2005 году  нашу продукцию производители строительной и дорожной техники, в том числе РУП "Амкодор-Ударник" 1,76 %. План производства на предприятии составляется в соответствии с заказами потребителей, «портфель» заказов формирует отдел маркетинга.                       

     Основные  факторы, влияющие на конкурентоспособность  дизельных двигателей:

     - цена, которая зависит в первую  очередь от высоких цен на  энергоносители, комплектующие, сырье  и материалы, налоги и инфляционные  процессы в стране, а также  высокая доля бартерных сделок и взаимозачетов (69,6% в 2008 году), которые ведут к повышению себестоимости и «вымыванию» оборотных средств;

         - качество, т.е. модернизация  внедренных и создание новых конкурентоспособных модификаций дизелей современного технического уровня и отвечающих мировым стандартам и уровню экологической безопасности;

         - сокращение времени на гарантийное и послегарантийное обслуживание дизелей вышедших из строя;

          - применение дизелей, в качестве стационарных насосных и генераторных установок, а также силовых агрегатов для переоборудования автомобилей;

     Тактика по реализации продукции  продолжается определяться  прямыми  договорами с заводами изготовителями  тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов  и другими потребителями.

     Также максимально учитываются требования  потребителей, поэтому особое значение приобретают такие факторы как: качество, цена, престиж производителя, гарантийное и послегарантийное обслуживание, бесперебойное снабжение  запасными частями.

     Продвижение продукции на новые рынки  начинается путем предварительного оформления протоколов о намерениях, оформления предконтрактных документов заводами-потребителями  продукции.

Информация о работе Обеспечение качества продукции как фактор повышения её конкурентоспособности