Нормативные материалы по труду

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить наиболее важные моменты нормативного регулирования оплаты труда, значение вопросов оплаты труда в отношениях между работодателем и работником.
В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
 определение роли государства в регулировании вопросов оплаты труда
 содержательный анализ законодательства, регулирующего государственные гарантии по оплате труда, порядок установления заработной платы, вопросы правовой защиты;

Работа содержит 1 файл

Нормативные материалы по труду.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

В этом случае выполняется следующий алгоритм действий.

Работодатель направляет в выборный профсоюзный орган проект локального нормативного акта и обоснование по нему.

Профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента  получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в  письменной форме.

Если профсоюзный орган  не имеет возражений по представленному проекту, то локальный нормативный акт принимается.

Если профсоюзный орган  не согласен с проектом локального нормативного акта либо вносит предложения  по его совершенствованию, то работодатель может в этом случае:      

1) согласиться с мнением профсоюза (т.е. переделать проект);      

2) в течение трех  дней после получения мотивированного  мнения провести дополнительные  консультации с профсоюзным органом  в целях достижения взаимоприемлемого  решения. При не достижении  согласия оформляется протокол разногласий, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт по своему проекту. Однако при этом профсоюзный орган имеет право обжаловать акт в государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Государственная инспекция  труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа в  течение одного месяца со дня получения  жалобы обязана провести проверку и  в случае выявления нарушения  выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

В организациях, где отсутствует  выборный профсоюзный орган, локальный  нормативный акт следует принимать  с учетом мнения представительного  органа работников.

Порядок учета мнения представительного органа в ТК РФ не установлен, и, следовательно, работодатель вправе определять такой порядок  самостоятельно.

Однако, как правило, в  организации нет и представительного  органа работников. Согласно положениям ст. 31 ТК РФ при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов иному представителю. Из чего можно сделать вывод, что создание представительного органа - это право, а не обязанность работников. На работодателя же возлагается только обязанность создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ).

Таким образом, если представительный орган не создан, то работодатель вправе принимать локальные нормативные акты самостоятельно.

Более общим, по содержанию локальным актом, действующим в  организации, являются правила внутреннего  трудового распорядка. Этот документ регламентирует в соответствии с  ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность субъектов трудовых отношений, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Основой для их разработки является Постановление Госкомтруда СССР от 20.07.1984 N 213 "Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций", "адаптированное", разумеется, к требованиям действующего Трудового кодекса РФ. В Правилах могут отражаться следующие вопросы:      

1. Прядок приема и  увольнения работников.      

2. Основные обязанности  работников.      

3. Основные обязанности  работодателя.      

4. Рабочее время.      

 5. Материальное стимулирование.      

6. Ответственность за  нарушение трудовой дисциплины.

Сходным документом является Положение о персонале. Данный документ также устанавливает принципы взаимоотношений, способы организации труда в  компании, основные права и обязанности компании и ее персонала. Положение о персонале заимствовано из зарубежной практики регулирования трудовых отношений. По своей структуре этот документ, мало, чем отличается от Правил внутреннего трудового распорядка. Однако задача Положения - "обеспечить не столько трудовую, сколько деловую дисциплину, заставить персонал проникнуться "духом" компании, а также замотивировать персонал работать с большей отдачей за счет программ развития и обучения, социальных программ, а иногда и участия в прибылях". Некоторые авторы называют Положение "документом об идеологии организации в отношении своего персонала, а Правила "жестким документом о распорядке в организации". Следует отметить, что типовая форма положения о персонале акционерного общества была разработана и рекомендована к применению Госкомимуществом РФ и Российским фондом федерального имущества в 1994 году.

Указанные типовые формы  Положения и Правил носят рекомендательный характер. В каждой организации они  разрабатываются самостоятельно. Причем дополнительно могут быть разработаны и введены и другие локальные акты, конкретизирующие отдельные положения Правил трудового распорядка или Положения о персонале. Применительно к оплате труда это могут быть Положение об оплате труда, Положение о премировании или, как варианты последнего, Положение о материальном поощрении, Положении о стимулировании персонала, а также Положение о доплатах и т.д. Причем последние часто включаются в содержание Положения об оплате труда.

Это документы, которые  определяют размер, форму, систему оплаты труда в организации. При этом следует отметить, вопросы оплаты труда могут быть отражены в полном объеме и непосредственно в трудовом договоре. Хотя реально это можно сделать при очень небольшом количестве работником. Представляется все же целесообразным разработать общий для организации документ, а в трудовом договоре делать на него ссылку. При этом не забудьте ознакомить всех работников под роспись с принятым локальным актом. Обычно в этом случае к документу прикладывается лист ознакомления, например, с Положением об оплате труда, где указывается фамилия, имя, отчество работника, его должность, подпись и дата ознакомления.

Локальные нормативные  акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Иначе говоря, работодатель не может установить в правилах внутреннего трудового распорядка продолжительность рабочего времени 50 ч. в неделю или оплату труда в полном объеме в не денежной форме. Такие вопросы уже законодательно урегулированы и не оставляют "свободы действий", а требуют четкого подчинения. Другое дело, когда ТК РФ устанавливает диспозитивные нормы, например, предоставляет работодателям возможность самостоятельно определять системы премирования, доплат, надбавок, иных выплат в пользу работника. Но и здесь не следует забывать про те ограничения, которые установлены законом. Например, сверхурочная работа оплачивается, согласно ст. 152 ТК РФ, за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. А конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу уже могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (статья 56 ТК РФ).

Сторонами трудового  договора являются работодатель и работник.

Трудовой договор заключается  в письменной форме, составляется в  двух экземплярах, каждый из которых  подписывается сторонами. Один экземпляр  трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (статья 67 ТК РФ).

Трудовой договор является главным документом, определяющим порядок  оплаты труда работников. Причем, из смысла статьи 57 ТК РФ, условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда являются существенными условиями трудового договора (т.е. оговариваются в договоре в обязательном порядке) и должны включать: размер тарифной ставки или должностного оклада работника; доплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Кроме того, в трудовом договоре следует указать порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочная работа, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др.), определить место и сроки выплаты заработной платы; отразить форму оплаты труда - в денежной форме или в сочетании денежной и не денежной форм.

Как было указано выше, условия оплаты труда относятся  к существенным условиям трудового договора. Поэтому при необходимости внесения изменений в условия оплаты труда, следует руководствоваться статьей 73 ТК РФ. Согласно данной статье по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовых функций. Т.е. работник продолжает работать в той же должности, по той же специальности, квалификации, но с изменением других существенных условий договора, в частности системы и размера оплаты труда. Для изменения условий оплаты труда необходимо письменное согласие работника. При этом работодатель обязан уведомить работника о предстоящем изменении, не позднее, чем за два месяца до введения таких изменений, если иное не установлено ТК РФ или федеральным законом, и только в письменной форме. При отказе работника продолжать работу в новых условиях трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение существенных условий трудового договора является переводом работника на другую постоянную работу.

Поэтому в качестве перевода на другую работу может рассматриваться изменение условий оплаты труда, а именно снижение тарифных ставок, окладов, уменьшение количества предоставляемых льгот и т.п.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Поэтому изменение условий оплаты труда необходимо оформить путем внесения изменений в ранее заключенный письменный трудовой договор.

Таким образом, изменение  условий оплаты труда оформляется  следующими документами:      

- уведомление работодателя;      

- дополнительное соглашение (изменение) к трудовому договору;       

- вносятся соответствующие  изменения в личную карточку  работника Т-2 (раздел "Прием на  работу и переводы на другую  работу").

 

 

 

    1. Основные государственные гарантии по оплате труда работников.

 

Действующее трудовое законодательство под термином "оплата труда", понимает не просто размер заработной платы, установленный  работнику, а всю систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем  выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).

При этом существует ряд  правил, соблюдение которых государство гарантирует всем работникам без исключения независимо от того, в организации какой формы собственности они работают. Следовательно, эти правила обязательны для всех работодателей.

Статьей 130 ТК РФ в систему государственных гарантий включены:      

1) величина минимального размера  оплаты труда в Российской  Федерации;      

2) величина минимального  размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной  сферы в Российской Федерации;       

3) меры, обеспечивающие  повышение уровня реального содержания заработной платы;      

4) ограничение перечня  оснований и размеров удержаний  из заработной платы по распоряжению  работодателя, а также размеров  налогообложения доходов от заработной  платы;      

5) ограничение оплаты  труда в натуральной форме;      

6) обеспечение получения  работником заработной платы  в случае прекращения деятельности  работодателя и его неплатежеспособности  в соответствии с федеральными  законами;      

7) государственный надзор  и контроль за полной и своевременной  выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;      

8) ответственность работодателя  за нарушении требований, установленных  ТК РФ, законами, иными нормативными  правовыми актами, коллективными  договорами, соглашениями;      

9) сроки и очередность выплаты заработной платы.

Особого внимания заслуживают требования, касающиеся минимального размера оплаты труда и периодичности выплаты заработной платы.

Соблюдение минимального размера оплаты труда (минимального размера тарифной ставки для организаций с бюджетным финансированием). Согласно ст. 133 ТК РФ "Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда". При этом минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ)) определяется как гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Иными словами, МРОТ определяет минимальный размер тарифной ставки первого разряда в бюджетных организациях, применяющих Единую тарифную сетку, и минимальный размер оклада в иных организациях. Последними изменениями от 01 июня 2011г. в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июня 2011 г. МРОТ установлен в размере 4611 рублей .

Информация о работе Нормативные материалы по труду