Нормативные материалы по труду

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: определить наиболее важные моменты нормативного регулирования оплаты труда, значение вопросов оплаты труда в отношениях между работодателем и работником.
В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
 определение роли государства в регулировании вопросов оплаты труда
 содержательный анализ законодательства, регулирующего государственные гарантии по оплате труда, порядок установления заработной платы, вопросы правовой защиты;

Работа содержит 1 файл

Нормативные материалы по труду.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

При этом следует помнить, что трудовое законодательство, в том числе  и Трудовой кодекс Российской Федерации, может применяться лишь в той части, в которой оно соответствует Конституции Российской Федерации. Это следует как из текста Конституции РФ, так и из текста самого Трудового кодекса РФ. Также Трудовым кодексом РФ установлено (статья 5), что регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, а Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому федеральные законы (в том числе и Трудовой кодекс РФ) не могут противоречить федеральным конституционным законам. Кроме того, и Конституция РФ, и сам Трудовой кодекс РФ устанавливают приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над российским трудовым законодательством.

К законодательным актам федерального уровня, содержащим нормы трудового права, относятся следующие:

    • Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
    • Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

 В соответствии с Трудовым кодексом РФ, профессиональные союзы выступают стороной в отношениях социального партнерства в сфере труда в качестве представителей работников.

Сторонами социального  партнерства, согласно статье 25 Трудового кодекса РФ, являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Представителями работников, как упоминалось выше, являются профессиональные союзы, а также их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Особенности правового  положения объединения работодателей  устанавливаются 

    • Федеральным законом "Об объединениях работодателей".

 

Данный закон не направлен  на регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений, он определяет правовое положение одной из сторон социального партнерства в сфере труда - объединений работодателей - некоммерческих организаций, объединяющих на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно статье 35 Трудового кодекса  РФ, для обеспечения регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с 

    • Федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

 

Членами Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители  общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

    • Федеральный закон "О социальной защите нвалидов" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и содержит статьи, предусматривающие гарантии трудовой занятости и обеспечения условий труда инвалидов.
    • Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Административная и  уголовная ответственность за нарушение  законодательства о труде и об охране труда установлена соответственно статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

  1. Нормативное регулирование оплаты труда

 

 

 

 "Каждый  имеет право: на вознаграждение  за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы". "Принудительный труд запрещен" (ст. 37 Конституции РФ).

Вопросы оплаты труда  регулируются в организации следующими документами:

    1. коллективными договорами или соглашениями;
    2. локальными нормативными актами;
    3. трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ).

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и  заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Коллективный договор  заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня  подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право  продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

В коллективный договор  в числе иных включаются такие вопросы, как:      

1) формы, системы и  размер оплаты труда;      

2) выплата пособий,  компенсаций;      

3) механизм регулирования  оплаты труда с учетом роста  цен, уровня инфляции, выполнения  показателей, определенных коллективным  договором.

Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных ТК РФ, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются в коллективных договорах исходя из финансово-экономического положения работодателя.

Важно помнить, что коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться.

Ситуация: работодатель включил в коллективный договор положение, согласно которому работники обязаны уходить в очередные отпуска исключительно в выходной день - с субботы.

Данное положение является неправомерным и, соответственно, не подлежит применению. На основании  норм ст. 110 ТК РФ еженедельный непрерывный отдых не может быть менее 42 часов, следовательно, обязывая сотрудников уходить в ежегодные отпуска с выходного дня, организация, нарушая действующее трудовое законодательство, сокращает время еженедельного отдыха сотрудников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, являются недействительными.

В настоящее время  коллективный договор не является обязательным документом в организации. Объясняется  это тем, что ТК РФ предоставил  работникам и работодателю равное право  проявить инициативу по проведению коллективных переговоров. И если ни та, ни другая сторона инициативы не проявляют, не возникает и обязанности по разработке и заключению коллективного договора.

В то же время, если такая  инициатива проявлена, работодатель не имеет права отказать работникам в заключении коллективного договора. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28) в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по ряду вопросов, в том числе и по оплате труда.

В зависимости от сферы  регулируемых социально-трудовых отношений  могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на федеральном  уровне (например, Генеральное соглашение от 29 декабря 2004 года между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы).

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. 

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия  оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает  общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях  социального партнерства.

Срок действия соглашения не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые  уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах  разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется также на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Причем прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда  на работников в установленном порядке  одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия  соглашений.

В тех случаях, когда  на федеральном уровне заключено  отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в  течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений установлены  также Федеральным законом от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".

Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий "внутри" организации.

Локальными нормативными актами могут быть правила внутреннего  трудового распорядка, положение  об оплате труда работников, положение  о премировании (материальном стимулировании) и иные подобные документы.

Локальный акт принимается  работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законодательством (или коллективным договором), с учетом мнения представительного органа работников. Так, работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа при установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (статья 372 ТК РФ).

Информация о работе Нормативные материалы по труду